01 июня 2020 г. |
Дело N А05-7944/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Толкунова М.В.,
рассмотрев 27.05.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.09.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2019 по делу N А05-7944/2019,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Леонтьева Ирина Валерьевна (ОГРНИП 304290136300628, ИНН 290116731732; место жительства: г. Архангельск; далее- Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области адрес: 163000, г. Архангельск, ул. Гайдара, д. 24, ОГРН 1052901021689, ИНН 2901133673 (далее - Роспотребнадзор, Управление) об оспаривании предписания от 05.06.2019 N 617/пр*.
Решением суда первой инстанции от 04.09.209, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.11.2019, требование ИП Леонтьевой И.В. удовлетворено: предписания Роспотребнадзора от 05.06.2019 N 617/пр* признано недействительным.
В кассационной жалобе Управление просит проверить законность судебных актов и принять новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Податель жалобы настаивает на том, что продукция, выработанная с несоблюдением ГОСТ 32261-2013 "Масло сливочное. Технические условия", утвержденного приказом Росстандарта от 22.11.2013 N 2134-ст (далее - ГОСТ 32261-2013), не может маркироваться, как соответствующая указанному ГОСТ, поскольку масло должно производиться только из пастеризованных сливок, а не посредством гомогенизации сливочного масла.
Предприниматель в отзыве на кассационную жалобу просит оставить судебные акты без изменения и рассмотреть жалобу без ее участия.
Определением от 29.04.2020 дата и время судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы, изменена на 27.05.2020, на основании постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 08.04.2020.
Представители Предпринимателя и Роспотребнадзора, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ; далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в ходе проведенной на основании распоряжения от 30.04.2019 N 617 внеплановой документарной проверки деятельности предпринимателя Леонтьевой И.В. Ростопребнадзором установлено, что Предпринимателем нарушены требования пункта 3 части 4.1 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881 (далее - ТР ТС 022/2011) и пункт 5.2.2 ГОСТ 32261-2013, о чем 05.06.2019 составлен акт.
Согласно означенному акту в полученной Предпринимателем декларации о соответствии от 29.08.2018, а также на этикетке продукции указано, что Леонтьева И.В. является изготовителем пищевой продукции масла сливочного крестьянского высшего сорта, ТМ "Холмогорочка" (м. д.ж. 72,5%); на упаковке этого товара - что данная продукция соответствует ГОСТ 32261-2013, а в графе "Состав" - при изготовлении использовались пастеризованные сливки.
Вместе с тем в качестве сырья для производства сливочного масла предприниматель Леонтьева И.В. использует не пастеризованные сливки, как того требует пункт 5.2.2 ГОСТ 32261-2013, а готовое сливочное масло, приобретенное у иных производителей в монолитах, гомогенизируя и фасуя его в потребительскую упаковку.
В связи с этим, по мнению Роспотребнадзора, продукция, выпускаемая Предпринимателем (масло сливочное крестьянское, высший сорт, ТМ "Холмогорочка", м. д.ж. 72,5%), не должна содержать указание на соответствие ГОСТ 32261-2013, поскольку подобная маркировка вводит потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств товара.
По результатам проверки Роспотребнадзором Предпринимателю выдано предписание от 05.06.2019 N 617/пр* о прекращении в срок до 18.07.2019 выявленного нарушения путем внесения изменения в маркировку образца упаковки масла "Холмогорочка" - исключения указания на соответствие масла ГОСТ 32261-2013.
Посчитав означенное предписание незаконным и нарушающим ее права, ИП Леонтьева И.В. обратилась в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и наличие у Управления Роспотребнадзора значимых контрольных полномочий для выдачи оспариваемого предписания. При этом суды пришли к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для выдачи оспариваемого предписания.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
При рассмотрении спора по существу суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 5.9 Положения "О Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, Роспотребнадзор осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц по выполнению требований технических регламентов, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований которых возложен на службу.
Суды удостоверились в том, что в рассматриваемом случае оспариваемое предписание выдано надлежащим должностным лицом Управления Роспотребнадзора в пределах его полномочий по результатам проведенной проверки.
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно - технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Выявление нарушений требований санитарного законодательства или угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) (пункт 2 статьи 52 Закона N 52-ФЗ), а также выявление несоответствия продукции требованиям технических регламентов и необходимость принятия незамедлительных мер по предотвращению причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции либо угрозы причинения такого вреда (пункт 3 статьи 39 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании"; далее - Закон о техническом регулировании) является основанием для выдачи органом государственного контроля (надзора), обязательного к исполнению предписания. При этом наличие указанных обстоятельств должно подтверждаться соответствующими доказательствами.
По смыслу данного положения предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть исполнимы.
В соответствии со статьей 2 Закона о техническом регулировании технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
В силу пунктов 1, 3 статьи 1 ТР ТС 022/2011, данный технический регламент Таможенного союза распространяется на выпускаемую в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза пищевую продукцию в части ее маркировки; устанавливает требования к пищевой продукции в части ее маркировки в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно обеспечения реализации прав потребителей на достоверную информацию о пищевой продукции.
Для целей применения настоящего технического регламента используются понятия и их определения, в том числе "сладко-сливочное масло" - сливочное масло, произведенное из пастеризованных сливок (пункт 5 раздела II технического регламента Таможенного союза ТР ТС 033/2013 о безопасности молока и молочной продукции, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67; далее - ТР ТС 033/2013).
Показатели идентификации молокосодержащих продуктов устанавливаются национальными стандартами, техническими документами либо стандартами организаций (примечание N 1 приложения N 1 к ТР ТС 033/2013).
Требования, обеспечивающие безопасность масла, а также требования к качеству масла изложены в ГОСТ 32261-2013.
ГОСТ 32261-2013 распространяется на сливочное масло, изготовляемое из коровьего молока и/или молочных продуктов и побочных продуктов переработки молока, предназначенное для непосредственного употребления в пищу, кулинарных целей и использования в других отраслях пищевой промышленности.
Согласно пункту 5.2.2 ГОСТ 32261-2013 для изготовления масла используют следующее основное сырье, функционально необходимые компоненты и пищевые добавки:
- молоко коровье;
- сливки;
- молоко обезжиренное;
- пахта;
- молоко цельное сухое по ГОСТ 4495 (для нормализации);
- молоко сухое обезжиренное по ГОСТ 10970 (для нормализации);
- препараты и концентраты бактериальные молочнокислых микроорганизмов по нормативным или техническим документам, действующим на территории государства, принявшего стандарт, обеспечивающие получение кисло-сливочного масла, соответствующего требованиям настоящего стандарта;
- соль поваренная пищевая по ГОСТ 13830, не ниже сорта экстра, молотая, нейодированная;
- краситель пищевой - каротин (Е160а).
Жировая фаза масла должна содержать только молочный жир коровьего молока (пункт 5.1.7 ГОСТ 32261-2013).
В силу пунктов 3.1 и 3.2 ГОСТ Р 51074-2003. Национальный стандарт Российской Федерации. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования, утвержденного постановлением Госстандарта России от 29.12.2003 N 401-ст, изготовитель (продавец) обязан предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о пищевых продуктах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Судами установлено и подтверждается материалами дела следующее.
ИП Леонтьева И.В. осуществляет предпринимательскую деятельность по изготовлению различных видов сливочного масла и спредов, в том числе спорного масла сливочного крестьянского, высшего сорта ТМ "Холмогорочка", с массовой долей жирности 72,5%.
Предприниматель закупает для осуществления своей деятельности сливочное масло крестьянское, высшего сорта, м. д.ж. 72,5%, в монолитах у иных производителей масла (ООО "Молочные продукты "Русагро", ОАО "Сыродел", ООО Молокоперерабатывающий завод "Ташлинский", АО "Алев").
На расфасованную продукцию предпринимателем 29.08.2018 получена декларация о соответствии ЕАЭС N RU Д- RU.НА 12.В.00054/18, согласно которому продукция масло сливочное крестьянское, высший сорт, товарный знак "Холмогорочка" (с массовой долей жира 72, 5%), содержащая в маркировке информацию о ГОСТ 32261-2013, соответствует требованиям ТР ТС 022/2011 "Технический регламент Таможенного союза. Пищевая продукция в части ее маркировки", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881, а также ТР ТС 033/2013. "Технический регламент Таможенного союза. О безопасности молока и молочной продукции", утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67.
Управление не отрицает того факта, что само масло производимое Предпринимателем соответствует требованиям ГОСТ 32261-2013. Доказательств того, что для изготовления Предприниматель приобретал либо затем использовал не сливки, а иное сырье (компоненты), а равно того, что имеются ингредиенты, не соответствующие пункту 5.2.2 ГОСТ 32261-2013, у Роспотребнадзора отсутствуют.
В связи с этим оснований полагать, что указанное выше масло сливочное крестьянское, высший сорт, товарный знак "Холмогорочка", с массовой долей жира 72, 5% не соответствует ГОСТ 32261-2013 и что при его производстве не использованы сливки, не установлено. Следовательно, требование Роспотребнадзора, изложенное в предписании, о внесении изменения в маркировку образца упаковки масла, путем исключения указания на его соответствие ГОСТ 32261-2013 суды правомерно сочли незаконным.
Таким образом, следует признать, что административный орган в нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ не доказал наличие обстоятельств (нарушение Предпринимателем требований технического регламента и ГОСТ), послуживших основанием для выдачи предписания.
Выводы судов основаны на системном истолковании требований действующего законодательства. Оспариваемое предписание (по фактическому содержанию и правовому обоснованию) получило должную судебную оценку; законность, обоснованность и исполнимость предписания проверены судами двух инстанций в условиях состязательной судебной процедуры (статья 9 АПК РФ).
Предписание Управления не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Предпринимателя в экономической сфере.
Выводы судов являются законными и обоснованными.
Оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов не имеется (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.09.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2019 по делу N А05-7944/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.