02 июня 2020 г. |
Дело N А56-13770/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Лущаева С.В., Родина Ю.А.,
при участии от акционерного общества "ЛСР.Базовые материалы" представителя Райта К.В. (доверенность от 02.09.2019 N 0164), от Комитета по природным ресурсам Ленинградской области представителя Науменко Л.В. (доверенность от 09.01.2020 N 1/2020-6),
рассмотрев 28.05.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "ЛСР.Базовые материалы" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.05.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2019 по делу N А56-13770/2019,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2а, ОГРН 1077847192609, ИНН 7842354966 (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу "ЛСР.Базовые материалы", адрес: 188751, Ленинградская обл., Приозерский р-н, пгт Кузнечное, здание АБК-2 производства N 2, лит. Ж, каб. 203, ОГРН 1114703005273, ИНН 4703124060 (далее - АО "ЛСР.Базовые материалы", Общество), о взыскании 789 456,73 руб. задолженности по договору аренды лесного участка от 04.09.2015 N 233/К-2015-09, в том числе 657 880,61 руб. - в федеральный бюджет, 131 576,12 руб. - в областной бюджет.
Общество обратилось в арбитражный суд со встречным иском о взыскании с Комитета 427 643,47 руб. неосновательного обогащения.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.05.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2019, основной и встречный иски удовлетворены.
В кассационной жалобе АО "ЛСР.Базовые материалы", ссылаясь на несоответствие выводов судов установленным обстоятельствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить в части взыскания с Общества 131 576,12 руб. в областной бюджет. По мнению подателя жалобы, удовлетворение встречного иска Общества о взыскании денежных средств, поступивших в бюджет субъекта Российской Федерации, исключает взыскание в пользу Комитета 131 576,12 руб. задолженности в областной бюджет, поскольку эта сумма рассчитана с неправомерным применением повышающего коэффициента 1,2.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет просит решение и постановление апелляционного суда в обжалуемой части оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
Определениями Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.03.2020, от 16.04.2020 и от 07.05.2020 в соответствии с постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 18.03.2020, от 08.04.2020 в целях реализации мер, направленных на предотвращение распространения коронавирусной инфекции, рассмотрение кассационной жалобы неоднократно переносилось, а затем было отложено на 28.05.2020.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Комитета возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Комитетом (арендодатель) и АО "ЛСР.Базовые материалы" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 04.09.2015 N 233/К-2015-09, по условиям которого арендодатель предоставил арендатору во временное пользование для разработки месторождения песков "Апраксин Бор" часть лесного участка Любанского лесничества, площадью 46,24 га, расположенного в Ленинградской области, Тосненском районе, Любанском лесничестве, в кварталах 147, 152.
Согласно приложению N 2 к договору предмет аренды - лесной участок без насаждений (нарушенные земли), нелесные земли.
При расчете арендной платы в соответствии с приложением N 7 к договору применен коэффициент 0,75, устанавливающийся при использовании лесных участков, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы лесных насаждений.
Федеральным агентством лесного хозяйства проведена проверка исполнения Комитетом полномочий, переданных ему Российской Федерацией в области лесных отношений. В ходе проверки надзорный орган установил ошибочное применение коэффициента 0,75 в расчетах арендной платы по договорам аренды лесных участков к нелесным землям, в результате которой арендная плата оказалась занижена по отношению к нормативно установленной, о чем составлен акт от 25.11.2016 N 37.
Поскольку коэффициент 0,75 применен при расчете арендной платы ошибочно, Комитет 27.12.2018 направил в адрес Общества требование об уплате образовавшейся задолженности.
Поскольку указанное требование АО "ЛСР.Базовые материалы" не исполнено, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В свою очередь, Общество посчитало, что Комитетом при расчете арендной платы необоснованно применен повышающий коэффициент 1,2, в связи с чем просило взыскать с арендодателя неосновательное обогащение.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для применения как коэффициента 0,75, так и коэффициента 1,2 при расчете арендной платы по договору аренды лесного участка, в связи с чем удовлетворили первоначальный и встречный иски в полном объеме.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, приходит к следующим выводам.
В рассматриваемом случае вопрос о надлежащем исполнении арендатором договорных обязательств решен судами в соответствии с условиями договора аренды лесного участка и требованиями статей 309, 310, 424, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статей 1, 7, 71, 73, 94 Лесного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310), утвердившим ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Как следует из пункта 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Постановление N 73), арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
В рассматриваемом случае размер арендной платы является регулируемым и применяются ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, утвержденные Постановлением N 310, в том числе при использовании лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых (таблица 14).
Как указано в абзаце 3 пункта 8 примечаний к таблице 14, при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы лесных насаждений, или занятых рединами, применяется наименьший размер ставки платы, установленной для субъекта Российской Федерации (муниципального образования), с коэффициентом 0,75.
Ввиду закрытого перечня объектов, для которых установлен понижающий коэффициент 0,75 при расчете арендной платы (включающего лесные участки, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы лесных насаждений, или занятые рединами), и отсутствия в этом перечне карьеров, суды правомерно исходили из того, что не имеется оснований для применения в расчете арендной платы коэффициента 0,75 к площади лесного участка, занятой карьером, в связи с чем удовлетворили требования Комитета о взыскании за период с 2016 по 2018 годы 657 880,61 руб. задолженности по арендной плате в федеральный бюджет и 131 576,12 руб. - в областной бюджет.
В отношении встречных исковых требований Общества суды установили, что в соответствии с пунктом 5 договора арендная плата устанавливается как произведение действующей ставки платы за единицу площади лесного участка, установленной Правительством Российской Федерации и площади арендуемого лесного участка с повышающим коэффициентом 1,2, определенным договорными отношениями.
Как указано в пункте 18 Постановления N 73, судам следует учитывать, что по смыслу пункта 4 статьи 447 ГК РФ размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов. В тех случаях, когда в соответствии с законом торги на право заключения договора аренды не проводились, условия договоров аренды государственного или муниципального имущества, предусматривающие взимание с арендатора дополнительно к регулируемой арендной плате платы за право на заключение договора аренды, являются ничтожными (статьи 168, 614 ГК РФ).
Поскольку договор аренды заключен не по результатам проведения торгов и арендная плата является регулируемой, суды обоснованно заключили, что в силу Постановления N 310 при ее расчете к ставкам платы за единицу объема лесного участка и единицу площади лесного участка применение повышающего коэффициента 1.2 не предусмотрено.
С учетом изложенного суды признали, что Комитет при перерасчете арендной платы за 2016 - 2018 годы применил ненормативный повышающий коэффициент, в результате чего задолженность в областной бюджет по договору за указанный период составила 427 673,47 руб.
Перечисление Обществом арендных платежей подтверждается платежными поручениями от 14.09.2016 N 13278, от 13.09.2018 N 16228, от 12.12.2018 N 21809, а также актом сверки взаимных расчетов за пользование лесным фондом по рассматриваемому договору.
На основании положений статьи 1102 ГК РФ суда пришли к правомерному выводу о том, что Общество излишне внесло арендную плату в 2016 году - 64 660,00 руб., в 2017 году - 165 120,71 руб. и в 2018 году - 197 892,76 руб., что в общей сумме составило 427 673,47 руб.
При этом судебные инстанции также установили, что при перерасчете арендной платы за 2016 - 2018 годы Комитет применил установленный договором ненормативный повышающий коэффициент, в результате чего доначисленная задолженность в областной бюджет составила 131 576,12 руб.
Однако сделав вывод о неправомерном применении коэффициента 1,2 при расчете задолженности в областной бюджет, суды не исключили указанную сумму из задолженности, которую просил взыскать Комитет, и удовлетворили исковые требования Комитета в полном объеме.
На необоснованное взыскание в областной бюджет 131 576,12 руб. Общество ссылалось и в апелляционной жалобе.
Комитет, в свою очередь, в отзывах на апелляционную и кассационную жалобы доводы АО "ЛСР.Базовые материалы" о необходимости исключения этой суммы из взысканной задолженности не опроверг, свой контррасчет не представил.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция полагает, что Комитет в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не подтвердил правомерность своих требований в части взыскания с Общества 131 576,12 руб., в связи с чем судебные акты в обжалуемой части подлежат изменению с исключением указанной суммы из размера взысканных по первоначальному иску денежных средств.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.05.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2019 по делу N А56-13770/2019 изменить в части, изложив абзац первый резолютивной части решения в следующей редакции:
"Взыскать с акционерного общества "ЛСР. Базовые материалы" в пользу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области 657 880 руб. 61 коп. - задолженность в федеральный бюджет."
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.