г. Санкт-Петербург |
|
04 декабря 2019 г. |
Дело N А56-13770/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Полубехиной Н.С., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самсоновой Е. В.,
при участии:
от истца: Науменко Л. В., по доверенности от 15.11.2019;
от ответчика: Райт К. В., по доверенности от 02.09.2019;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-20771/2019, 13АП-20772/2019) Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, акционерного общества "ЛСР. Базовые материалы" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.05.2019 по делу N А56- 13770/2019
(судья Воробьева Ю.В.),
принятое по иску Комитета по природным ресурсам Ленинградской области (адрес: Россия, 197342, Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2, лит. А; ОГРН: 1077847192609; ИНН: 7842354966); к АО "ЛСР. Базовые материалы" (адрес: Россия 188751, Ленинградская обл., Приозерский р-н, пгт Кузнечное, здание АБК-2 производства N 2, лит. Ж, каб. 203; ОГРН: 1114703005273; ИНН: 4703124060); о взыскании 789 456, 73 рублей долга,
по встречному иску АО "ЛСР. Базовые материалы" к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о взыскании 427 673, 47 рублей неосновательного обогащения,
установил:
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу "ЛСР. Вазовые материалы" (далее - Общество) о взыскании 789 456,73 рублей долга по договору аренды лесного участка от 04.09.2015 N 233/К-2015-09, из которых 657 880, 61 рублей - долг по арендной плате в федеральный бюджет, 131 576, 12 рублей - долг по арендной плате в областной бюджет за период с 2016 по 2018 годы.
Протокольным определением от 18.04.2019 к производству суда принято встречное исковое заявление Общества о взыскании с Комитета 427 643, 47 рублей неосновательного обогащения (л.д.113).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.05.2019 основной и встречный иск удовлетворены.
В апелляционных жалобах - истец просит отменить судебный акт в части удовлетворения встречных требований и в данной части в иске отказать.
Комитет указывает, что ни условиями договора, ни положениями действующего законодательства не установлен запрет на применение размера арендной платы, превышающего минимальный размер.
По мнению Комитета, Обществом пропущен срок исковой давности по встречному иску.
Общество также не согласилось с решением суда в части удовлетворения иска Комитета, в связи с чем, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в указанной части отменить - отказать в удовлетворении первоначального иска в части взыскания с ответчика в пользу Комитета 131 576, 12 рублей долга по арендной плате в областной бюджет за период с 2016 по 2018 годы.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца доводы жалобы поддержал, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы истца, доводы своей апелляционной жалобы поддержал.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, сторонами спора заключен договор аренды от 04.09.2015 N 233/К-2015-09, по условиям которого арендодатель - Комитет предоставил арендатору - Обществу во временное пользование для разработки месторождения песков "Апраксин Бор" часть лесного участка Любанского лесничества, площадью 46, 24 га, расположенного в Ленинградской области, Тосненском районе, Любанском лесничестве, в кварталах 147, 152.
Пунктом 32 договора установлено, что договор вступает в силу с момента государственной регистрации и действует до 31.12.2024.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 03.08.2016.
Порядок и условия внесения арендной платы установлены в разделе 2 договора.
В соответствии с пунктом 8 договора, арендатор вносит арендную плату ежеквартально не позднее 15 числа последнего месяца каждого квартала.
В расчете арендной платы (приложение N 7 к Договору) применен коэффициент 0,75, устанавливающийся при использовании лесных участков, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы лесных насаждений.
По результатам проверки Федеральным агентством лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) исполнения Комитетом переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и расходования средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление указанных полномочий, составлен акт Рослесхоза от 25.11.2016 N 37, фиксирующий ошибку в расчетах арендной платы по договорам аренды лесных участков: применение коэффициента 0,75 к нелесным землям, в результате которой арендная плата занижена по отношению к нормативно установленной.
Ссылаясь на то, что поправочный коэффициент 0,75 применен ошибочно, Комитет направил в адрес Общества претензию от 27.12.2018 с требованием об уплате долга.
Требования, изложенные в претензии, оставлены Обществом без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Комитета в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы процессуального и материального права, сделал вывод о наличии оснований для удовлетворения иска Комитета.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Пунктом 4 статьи 73 ЛК РФ предусмотрено, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" в таблице N 14 установлены ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося федеральной собственности, при использовании лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых.
Из положений Постановления N 310 следует, что размер ставки платы находится в прямой зависимости от качественного и количественного состояния лесных насаждений, видов и целей использования лесного участка, от вида и от объемов предоставляемых в пользование лесных ресурсов.
Кроме того, ставки арендной платы и поправочные коэффициенты к ним установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2016 N 1350 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности". Определение подлежащих применению ставок, коэффициентов производится исходя из характеристик арендуемого лесного участка.
Абзац 3 пункта 8 примечаний к таблице N 14 устанавливает, что при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы лесных насаждений, или занятых рединами, применяется наименьший размер ставки платы, установленной для субъекта Российской Федерации (муниципального образования), с коэффициентом 0,75.
Вместе с тем указанная норма не применяется при расчете арендной платы в рассматриваемом случае (к нелесным землям) с учетом следующего.
Согласно статье 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Согласно пункту 94 Лесоустроительной инструкции утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции" (Лесоустроительная инструкция) земли, занятые кустарниками, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы, относятся к лесным землям, покрытым лесной растительностью (данная норма действовала на дату заключения договора).
Согласно пункту 95 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Минприроды России от 29.03.2018 N 122 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции", естественные редины относятся к лесным землям, не покрытым лесной растительностью.
В пункте 96 Лесоустроительной инструкции приведена классификация нелесных земель: земли, не пригодные для выращивания леса без проведения специальных мелиоративных мероприятий - болота, скалы, гольцы, каменистые россыпи, пески, безлесные крутые склоны и другие неудобные земли; земли, занятые пашнями, сенокосами, пастбищами; земли, занятые лесными дорогами, постоянными лесными складами, просеками, противопожарными разрывами, трассами линий электропередачи, линиями связи, трубопроводами и другими линейными объектами, торфоразработкой, усадьбами, объектами переработки заготовленной древесины и другой лесной продукции и другие земли.
Предметом спорного договора аренды является лесной участок нелесных земель (нарушенные земли).
Отсутствие растительности на спорном участке явилось следствием негативного воздействия определенных искусственных факторов, а не естественно-географических причин.
Из буквального содержания абзаца 3 пункта 8 примечаний к таблице N 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, не допускающего расширительного толкования, следует, что коэффициент 0,75 применяется при расчете арендной платы при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы лесных насаждений, тогда как предметом Договора являются нарушенные нелесные земли.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правомерный вывод, что применение коэффициента 0,75 при расчете арендной платы в данном случае недопустимо ввиду того, что нарушенные земли как естественно-географические условия, препятствующие произрастанию древесных пород лесных насаждений, не распространяются на характеристики лесных участков "карьер", поскольку нарушение земель является следствием негативного воздействия определенных факторов, но не естественным условием.
Руководствуясь нормами статей 424 ГК РФ, 610, 614 ГК РФ суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что применение в рассматриваемом случае понижающего коэффициента в размере 0,75 является следствием не нормативного изменения определения размера арендной платы, а неправильным установлением размера платы при заключении Договора.
С учетом разъяснений, приведенных в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", исходя из того, что в данном случае не установлено оснований для применения понижающего коэффициента 0,75, ошибочно включенного сторонами в расчет арендной платы по Договору, с Общества в пользу Комитета правомерно взыскано 657 880, 61 рублей долга по арендной плате в федеральный бюджет, 131 576, 12 рублей долга по арендной плате в областной бюджет за период с 2016 по 2018 годы.
Что касается встречных исковых требований Общества.
В соответствии с пунктом 5 Договора арендная плата устанавливается как произведение действующей ставки платы за единицу площади лесного участка, установленной Правительством Российской Федерации и площади арендуемого лесного участка с повышающим коэффициентом 1,2 определенным договорными отношениями (далее - повышающий коэффициент).
Минимальный размер годовой арендной платы рассчитан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" с учетом ежегодно устанавливаемых коэффициентов индексации.
Комитет при перерасчете арендной платы за 2016-2018 годы применил ненормативный повышающий коэффициент, в результате чего задолженность в областной бюджет по Договору за указанный период составила - 427 673,47 рублей.
Пунктом 1 статьи 168 ГК РФ предусмотрено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
Общество сослалось на то, что применение Комитетом повышающего коэффициента, установленного пунктом 5 Договора ничтожно в силу статьи 168 ГК РФ, и противоречит части 4 статьи 73 ЛК РФ, в связи с этим в указанной части Договор является недействительным.
Частью 1 стать 73 ЛК РФ установлено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с ч. 2, 3 и 4 данной статьи.
На основании части 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта РФ, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 74 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 данной статьи.
Частью 3 статьи 74 ЛК РФ установлено, что без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях предусмотренных статьями 36, 43-45 ЛК РФ.
Статья 43 ЛК РФ регулирует использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что обязательное регулирование ставок арендной платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, определяется исключительно на основании Постановления N 310 с учетом повышающего коэффициента, установленного Постановлением N 1363 на соответствующий год.
Данное регулирование является обязательным правилом по смыслу статьи 422 ГК РФ, в связи с этим Комитет по спорному Договору аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, не вправе устанавливать ставки арендной платы за единицу площади лесного участка самостоятельно, то есть выше, чем они определены Правительством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, ставки арендной платы за участки лесного фонда, предоставляемые в установленных законом случаях без проведения аукциона, являются нормативно установленными Правительством Российской Федерации, которые не могут быть повышены Комитетом сверх минимальных ставок и коэффициентов индексации.
Установив, что Общество является арендатором лесного участка, суд первой инстанции исходил из того, что течение срока исковой давности по требованию о взыскании излишне внесенной арендной платы в данном случае начинается со дня, когда началось исполнение данной сделки.
Пунктом 32 установлен срок действия Договора - до 31.12.2024.
Из материалов дела усматривается, что Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 03.08.2016 за номером 47-47/001-47/029/002/2016-62/1.
Первый периодический платеж по Договору произведен Обществом после государственной регистрации - 14.09.2016, что подтверждается копией платежного поручения N 13278, данный платеж в части превышающей минимальные ставки арендной платы за пользование лесным участком, является моментом начала исполнения ничтожной сделки, с которого в данном случае необходимо исчислять срок исковой давности.
Учитывая изложенное, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что в соответствии с условиями спорного Договора, первый периодический платеж за арендуемый лесной участок, произведен Обществом в течение трехлетнего срока исковой давности.
Руководствуясь нормой статьи 1102 ГК РФ, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что Общество излишне внесло арендную плату в 2016 году - 64 660,00 рублей, в 2017 году - 165 120,71 рублей и в 2018 году - 197 892,76 рублей, что в общей сумме составило 427 673,47 рублей.
При перерасчете арендной платы за 2016-2018 годы Комитет также применил установленный спорным Договором ненормативный повышающий коэффициент, в результате чего доначисленная задолженность в областной бюджет составила 131 576,12 рублей.
Факт перечисления арендных платежей по спорному Договору подтверждается платежными поручениями от 14.09.2016 N 13278, от 13.09.2018 N 16228, от 12.12.2018 N21809, а также актом сверки взаимных расчетов за пользованием лесным фондом по спорному Договору.
Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционные жалобы следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.05.2019 по делу N А56-13770/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Жиляева |
Судьи |
Н.С. Полубехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-13770/2019
Истец: КОМИТЕТ ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АО "ЛСР. БАЗОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ"
Хронология рассмотрения дела:
02.06.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1582/20
04.12.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-20771/19
21.10.2019 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-20771/19
25.05.2019 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-13770/19