02 июня 2020 г. |
Дело N А56-82700/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Агентство Бекар" Лифшица А.Л. (доверенность от 20.06.2018 N 17/18), от Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу Осиповой А.С. (доверенность от 13.01.2020 N 18-42/05/49), Иванова Ф.К. (доверенность от 14.01.2020 N 18-42-05/121),
рассмотрев 27.05.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агентство Бекар" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.11.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2020 по делу N А56-82700/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Агентство Бекар", адрес: 194044, Санкт-Петербург, Большой Сампсониевский пр., д. 61, корп. 2, лит. А, ОГРН 1147847414880, ИНН 7802878667 (далее - Общество, ООО "Агентство Бекар"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу, адрес: 191123, Санкт-Петербург, Воскресенская наб., д. 10, лит. А, ОГРН 1027809169629, ИНН 7825479429 (далее - Управление), от 24.06.2019 о назначении административного наказания N 04-08/24-1/2, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.11.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2020, в удовлетворении заявления Обществу отказано.
В кассационной жалобе ООО "Агентство Бекар", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение ими обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, Управление и суды неверно квалифицировали совершенное Обществом правонарушение по части 2 статьи 15.27 КоАП РФ. Общество настаивает на том, что совершенное им правонарушение образует состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, поскольку ООО "Агентство Бекар" в одной из спорных сделок купли-продажи недвижимого имущества не выступало в качестве посредника, а лишь совершало действия, которые способствовали заключению договора купли-продажи, то есть оказывало консультационные, информационные и справочные услуги, а в остальных спорных сделках являлось продавцом собственного имущества, следовательно, у Общества отсутствовала обязанность по представлению в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю. Кроме того, податель жалобы считает, что суды необоснованно отказали Обществу в применении положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Управления возражал против удовлетворения данной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании приказа от 22.05.2019 N 18-04-02/22-1 Управление провело выездную проверку соблюдения Обществом требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Как установлено Управлением в ходе проверки и отражено в акте проверки от 14.06.2019 N 16, ООО "Агентство Бекар" в проверяемом периоде оказывало посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, а именно принимало на себя обязательства действовать по поручению заказчика в интересах и за счет заказчика (на возмездной основе) по привлечению лиц, имеющих намерения приобретения права собственности на объекты недвижимости, что подтверждается копиями агентских договоров, копиями актов об оказанных услугах по этим договорам, а также присвоенным Обществу кодом ОКВЭД 68.31.1 (предоставление посреднических услуг при купле-продаже недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе) и видами деятельности, заявленными Обществом в пункте 2 своего устава.
В частности в ходе проверки Управление установило совершение ООО "Агентство Бекар" шести операций, подлежащих обязательному контролю, - сделок с недвижимым имуществом, результатом совершения которых являлся переход права собственности на недвижимое имущество, на сумму 30 832 700 руб., сведения по которым не фиксировались и не представлялись в уполномоченный орган, а именно по договорам купли-продажи, заключенным Обществом 31.07.2018 с Сабитовой И.Б., 06.03.2019 с Панкевичем А.П., 24.12.2018 с Самохваловой Л.В.; 27.12.2018 с Карпинской Е.С., 06.12.2018 с Руссовой Е.В., а также в рамках агентского договора от 17.06.2016 N АКП/БКН/01, заключенного с закрытым акционерным обществом "Вэйнетт Трэдинг" (далее - ЗАО "Вэйнетт Трэдинг"). Отражение в оспариваемом постановлении именно указанных договоров (из прочих проверенных) было обусловлено необходимостью соблюдения Управлением установленных сроков привлечения Общества к административной ответственности с учетом сроков их совершения.
По результатам проверки Управление пришло к выводу о нарушении Обществом требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, выразившихся в следующем:
- отсутствии правил внутреннего контроля;
- отсутствии документов, подтверждающих назначение специального должностного лица;
- отсутствии данных и документов, подтверждающих прохождение обучения должностными лицами Общества;
- отсутствии данных и документов, подтверждающих разработку и утверждение "Программы подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
- отсутствии данных и документов, подтверждающих утверждение перечня сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- отсутствии данных и документов, свидетельствующих о принятии мер, направленных на идентификацию клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев;
- отсутствии данных и документов, свидетельствующих о принятии мер, направленных на выявление лиц, к которым должны быть применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
- отсутствии данных и документов, свидетельствующих о принятии мер, по направлению сведений о результатах проверки в уполномоченный орган, осуществляющейся не реже чем один раз в три месяца и направленной на выявление среди своих клиентов лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
- отсутствии данных и документов, свидетельствующих о принятии мер, направленных на выявление лиц, к которым должны быть применены меры в соответствии пунктом 10 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) и в соответствии пунктом 8 статьи 7.5 Закона N 115-ФЗ;
- отсутствии данных и документов, свидетельствующих о принятии Обществом обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по выявлению среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также по идентификации бенефициарных владельцев клиентов;
- отсутствии данных и документов, свидетельствующих об осуществлении Обществом действий, направленных на выявление лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);
- отсутствии данных и документов, подтверждающих принятие мер, направленных на выявление операций, подлежащих обязательному контролю;
- отсутствии данных и документов, подтверждающих принятие мер, направленных на исполнение требований подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю.
По факту выявленных нарушений Управление составило в отношении ООО "Агентство Бекар" протокол от 14.06.2019 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ.
Постановлением от 24.06.2019 N 04-08/24-1/2 о назначении административного наказания Управление привлекло Общество к административной ответственности по части 2 статьи 15.27 КоАП РФ с назначением наказания в виде 250 000 руб. административного штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив наличие в действиях Общества состава вмененного нарушения и соблюдение административным органом процедуры и сроков привлечения лица к административной ответственности, в удовлетворении заявления отказали.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу ООО "Агентство Бекар" не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 статьи 15.27 КоАП РФ, установлена в части 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 названной статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 названной статьи, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
Отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, регулируются Законом N 115-ФЗ.
Под операциями с денежными средствами или иным имуществом согласно статье 3 Закона N 115-ФЗ понимаются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.
В силу статьи 4 Закона N 115-ФЗ одной из мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, является организация и осуществление внутреннего контроля.
При этом внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма; организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля (статья 3 Закона N 115-ФЗ).
В силу статьи 5 Закона N 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся в том числе организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, определен в статье 6 Закона N 115-ФЗ, согласно части 1.1 которой сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 млн руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 млн руб., или превышает ее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Контроль за исполнением физическими и юридическими лицами названного Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией и осуществлением внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также уполномоченным органом в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом (пункт 9 статьи 7 Закона N 115-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 N 58 утверждено Положение о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы.
В соответствии с указанным Положением постановка на учет в территориальном органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется в течение 30 календарных дней с даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, либо с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или внесения изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг.
Судами двух инстанций на основании сведений, представленных в выписке из ЕГРЮЛ, а также устава ООО "Агентство Бекар", акта проверки Управления от 14.06.2019 установлено, что основным видом деятельности Общества является оказание посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе; код ОКВЭД 68.31.1.
Следовательно, как правильно указали суды, в силу вышеперечисленных нормативных положений на Общество распространяются требования Закона N 115-ФЗ и принятых в соответствии с ним подзаконных актов.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды двух инстанций установили, что ООО "Агентство Бекар" в проверяемом периоде осуществляло сделки с недвижимым имуществом в сумме, превышающей 3 млн руб., результатом совершения которых являлся переход права собственности на такое недвижимое имущество, а также оказывало посреднические услуги при осуществлении сделки купли-продажи недвижимого имущества, однако сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю, в уполномоченный орган не представляло.
Довод Общества о том, что оно не выступало в качестве посредника в сделке купли-продажи недвижимого имущества, совершенной ЗАО "Вэйнетт Трэдинг" на сумму 6 969 500 руб., а лишь совершало действия, которые способствовали заключению договора купли-продажи, то есть оказывало консультационные, информационные и справочные услуги, были предметом рассмотрения судов и обоснованно ими отклонены со ссылкой на пункт 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", согласно которому к посредническим (риэлторским) услугам относятся услуги, заключающиеся в частности в подборе вариантов объектов недвижимости для их последующей купли-продажи, аренды гражданами для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью, помощи в заключении указанными гражданами сделок по купле-продаже и иных сделок в отношении объектов недвижимости, организации продажи объектов недвижимости по поручению данных граждан.
Исходя из предмета агентского договора от 17.06.2016 N АКП/БКН/01, заключенного Обществом с ЗАО "Вэйнетт Трэдинг", суды обоснованно заключили, что действия Общества в рамках указанного договора не ограничиваются консультационными услугами, а фактически представляют собой именно посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, перечисленного в приложении к этому договору.
Подлежит отклонению как основанный на неверном толковании положений Закона N 115-ФЗ и довод ООО "Агентство Бекар" об отсутствии у него обязанности представлять в Управление сведения об указанных пяти спорных операциях (сделок), заключенных между Обществом (продавцом) и физическими лицами (покупателями), так как они не связаны с посредническими услугами заявителя, а также в связи с тем, что указанные физические лица не являются его клиентами.
Обязанность по представлению сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, возникает у организаций, обязанных встать на учет в Федеральную службу по финансовому мониторингу и осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. В проверяемом периоде Общество не состояло на учете в Управлении как организация, оказывающая посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества. Однако данное обстоятельство не освобождает Общество от исполнения обязанности по предоставлению сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, при наличии в деятельности юридического лица соответствующих операций (статьи 3, 5 и 7, пункт 1.1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ).
Ввиду отсутствия в деле доказательств невозможности соблюдения Обществом упомянутых требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, соблюдая обычную степень заботливости и осмотрительности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения.
Доводы ООО "Агентство Бекар" о том, что при назначении наказания не были применены положения части 2 статьи 3.4, статьи 4.1.1 КоАП РФ, получили надлежащую судебную оценку.
Анализ взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела позволил судам сделать правильный вывод об отсутствии оснований для замены административного штрафа на предупреждение.
Нарушений процедуры привлечения лица к административной ответственности судами не установлено.
Назначенное Обществу административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.5 КоАП РФ, принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
У суда кассационной инстанции нет процессуальных предпосылок к иной оценке выводов судебных инстанций по существу спора.
Несогласие Общества с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права к установленным фактическим обстоятельствам дела и (или) нарушении требований процессуального законодательства.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.11.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2020 по делу N А56-82700/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агентство Бекар" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.