04 июня 2020 г. |
Дело N А56-74571/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.06.2020.
Постановление в полном объеме изготовлено 04.06.2020.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Савицкой И.Г., Толкунова В.М.,
при участии от акционерного общества "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат" Палатова Р.Р. (доверенность от 27.12.2019 N УК/0006), от Невско-ладожского бассейного водного управления Федерального агентства водных ресурсов Баранча Н.В. (доверенность от 29.07.2019 N 30/2019),
рассмотрев 02.06.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Невско-ладожского бассейного водного управления Федерального агентства водных ресурсов на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.01.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2020 по делу N А56-74571/2019,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат", адрес: адрес: 199004, Санкт-Петербург, Средний проспект В.О., дом 26, ОГРН 1027800556090, ИНН 7801011470 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с области с заявлением, в котором просило:
- о признании незаконным решения Отдела водных ресурсов по Республике Карелия Невско-Ладожского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (далее - Невско-Ладожское БВУ) об утверждении проекта нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты N Р10-592 от 14.05.2019;
- о признании незаконным решения Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству об отказе (далее - Управление Росрыболовства) в согласовании проекта нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты N 07-18/3244 от 10.04.2019;
- об обязании Невско-Ладожское бассейного водного управления Федерального агентства водных ресурсов и Управление Росрыболовства устранить допущенные нарушения Общества путем совершения действий по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты (выпуск N 6 в оз. Выг-озеро производственных, хозяйственно-бытовых и поверхностных сточных вод).
Решением суда первой инстанции от 20.01.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.02.2020, заявленное Обществом требование удовлетворено в полном объеме.
В кассационной жалобе Невско-Ладожское БВУ, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить в части признания недействительным решения Невско-Ладожского БВУ об отказе в утверждении проекта нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов от 14.05.2019 N Р10-592 и взыскания с Невско-Ладожского БВУ в пользу Общества 3000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В судебном заседании представитель Невско-Ладожского БВУ поддержал доводы, изложенные в жалобе, а представитель Общества, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов, просил в удовлетворении жалобы отказать.
Иные участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в целях нормирования негативного воздействия на водный объект Общество обратилось в Отдел водных ресурсов по Республике Карелия Невско-Ладожского БВУ с заявлением об утверждении проекта нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты (выпуск N 6 в озеро Выг-озеро производственных, хозяйственно-бытовых и поверхностных сточных вод).
Отдел водных ресурсов по Республике Карелия Невско-Ладожского БВУ отказал в утверждении представленных Обществом нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект на основании пункта 12.2 Административного регламента Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, утвержденного приказом Минприроды России от 02.06.2014 N 246 (мотивированный отказ от 14.05.2019 N Р10-592).
В обоснование отказа в утверждении нормативов допустимых сбросов Отдел водных ресурсов по Республике Карелия Невско-Ладожского БВУ сослался на полученный от Управления Росрыболовства отказ в согласовании проекта нормативов допустимых сбросов, изложенный в письме от 10.04.2019 N 07-18/3244.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, признал заявленные требования Общества обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Апелляционная инстанция согласилось с выводом суда первой инстанции, в связи с чем оставила решение суда без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В силу частей 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также федеральных норм и правил и нормативных документов в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 22 Закона N 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды (пункт 1).
В силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты".
Приказом Минприроды России от 02.06.2014 N 246 утвержден Административный регламент Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - Административный регламент).
Пунктом 13 названного Административного регламента предусмотрено, что государственная услуга предоставляется Росводресурсами через свои территориальные органы и их структурные подразделения по согласованию с соответствующими территориальными органами Росгидромета, Роспотребнадзора, Росрыболовства и Росприроднадзора, осуществляемому в рамках межведомственного взаимодействия.
Пунктом 22 Административного регламента предусмотрено, что административная процедура по утверждению НДС включает, в том числе, следующие административные действия: прием и регистрация документов заявителя; назначение ответственного должностного лица; проверка комплектности документов заявителя; согласование НДС с соответствующими территориальными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; рассмотрение НДС на соответствие положениям Методики; оформление приказа об утверждении НДС либо мотивированного отказа в утверждении НДС.
В силу пункта 12.2 Административного регламента основанием для отказа в утверждении НДС является несоответствие проекта НДС положениям Методики и (или) мотивированный отказ в согласовании проекта НДС от одного или нескольких согласующих уполномоченных органов исполнительной власти. Мотивированный отказ в утверждении НДС с перечислением несоответствий Методике и (или) приложением копий отказов в согласовании от согласующих уполномоченных органов исполнительной власти передается лично в руки заявителю или его представителю (по доверенности) либо отправляется по почте в адрес заявителя в течение 45 рабочих дней с момента регистрации в уполномоченном территориальном органе Росводресурсов документов заявителя.
В данном случае, суды двух инстанций, исходя из положений пунктов 25, 26, 5, 9, 12 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17.12.2007 N 333, установили, что, что проект нормативов допустимых сбросов (НДС) веществ и микроорганизмов в водные объекты (озеро Выг-озеро) выполнен в соответствии с разделом V Методики N 333, которым установлен порядок расчета величины НДС для выпусков сточных, в том числе дренажных вод в водохранилища и озера (стр. 71-73 Проекта НДС).
Также суды указали, что приведенные в проекте НДС расчеты Управлением Росрыболовства и Невско-Ладожским ВБУ не опровергнуты, какого-либо несоответствия приведенных в Проекте НДС расчетов Методике N 333 не установлено.
В связи с этим суды обоснованно сочли, что, представленный Обществом Проект НДС разработан в соответствии с требованиями Методики N 333.
Судебные инстанции, исходя из того, что отказ Невско-Ладожского БВУ, является производным от отказа Управления Росрыболовства, который признан судами недействительным, сочли, что он влечет за собой также признание недействительным решения Невско-Ладожского БВУ об отказе в утверждении представленного Обществом Проекта НДС от 14.05.2019 N Р10-592.
Ввиду изложенного, судебные инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, правомерно удовлетворили требование Общества в данной части.
Судебные акты судебных инстанций являются мотивированными и обоснованными.
Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.01.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2020 по делу N А56-74571/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Невско-Ладожского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.