04 июня 2020 г. |
Дело N А56-97799/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
при участии от Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка Строя С.Г. (доверенность от 19.12.2019), от общества с ограниченной ответственностью "Тосно-Труга" Шаульского А.А. (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц),
рассмотрев 01.06.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.12.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2020 по делу N А56-97799/2019,
УСТАНОВИЛ:
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, адрес: 125047, Москва, Миусская пл., д. 3, стр. 4, ОГРН 1097746136124, ИНН 7710747640 (далее - Росалкогольрегулирование), в лице Межрегионального управления по Северо-Западному федеральному округу, адрес: 197198, Санкт-Петербург, ул. Маркина, д. 16 Б, лит. А, ОГРН 1097847301661, ИНН 7840420941 (далее - Управление), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об аннулировании лицензии от 17.08.2016 N 473АП0005808, выданной обществу с ограниченной ответственностью "Тосно-Труга", адрес: 187000, Ленинградская обл., г. Тосно, пр. Ленина, д. 36, пом. 46, ОГРН 1024701895382, ИНН 4716010550 (далее - ООО "Тосно-Труга", Общество), на осуществление закупки, хранения и поставок алкогольной продукции (далее - лицензия).
Решением суда первой инстанции от 03.12.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.02.2020, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Росалкогольрегулирование направило кассационную жалобу, в которой просит их отменить.
Податель жалобы указывает, что лицензия продолжает действовать независимо от фактического осуществления Обществом лицензируемого вида деятельности, в связи с чем на лицензиата распространяется действие Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ). По мнению подателя жалобы, неустранение в установленный срок обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии, свидетельствует о пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей и нарушении требований указанного Закона.
В судебном заседании представитель Росалкогольрегулирования поддержал требования кассационной жалобы.
Представитель Общества против удовлетворения кассационной жалобы возразил.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 17.08.2016 Росалкогольрегулирование выдало ООО "Тосно-Труга" лицензию сроком действия до 15.06.2021 на осуществление деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции по адресу: Ленинградская обл., г. Тосно, пр. Ленина, д. 10.
В рамках исполнения поручения Росалкогольрегулирования Управлением проведена проверка сведений, указанных в лицензии, информации о регистрации лицензиатом прав собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или аренды (год и более) по объектам недвижимости, содержащейся в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно информации, поступившей в Управление от Администрации Тосненского района Ленинградской области (далее - Администрация, арендодатель), договорные отношения с Обществом расторгнуты с 01.09.2016, что подтверждается соглашением от 16.05.2018 о расторжении договора аренды нежилых помещений от 01.05.2002 N 303 и соглашением от 05.10.2018 о внесении изменений в соглашение о расторжении договора аренды нежилых помещений от 01.05.2002 N 303, зарегистрированными 10.10.2018 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, регистрационный N 47:26:06070001:819-47/029/2018-1.
На основании указанных сведений Управление установило отсутствие арендных отношений с Администрацией по месту осуществления деятельности Общества, указанному в лицензии.
В связи с непредставлением заявления о переоформлении лицензии 10.04.2019 Росалкогольрегулирование приняло решение N 01/20-опт о приостановлении действия лицензии на два месяца для устранения выявленных нарушений.
Решением от 21.06.2019 N 01/37-опт Росалкогольрегулирование приостановило действие лицензии до принятия решения о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии, а также обязало Управление произвести снятие остатков алкогольной продукции в целях исключения ее реализации.
Остатки алкогольной продукции сняты, что подтверждается составленным Управлением актом от 27.06.2019 N у2-а172/12.
На основании приказа от 05.07.2019 N 363 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "Тосно-Труга" на предмет устранения обстоятельств, повлекших приостановление действие лицензии. Актом проверки от 09.07.2019 N у2-а193/12 зафиксировано отсутствие устранения нарушений, установлено, что от Общества заявления о переоформлении лицензии или о возобновлении действия лицензии не поступали.
Решением от 24.07.2019 N 01/45-опт Росалкогольрегулирование принято решение о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии в связи с неустранением в установленный срок обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии.
Решением от 24.07.2019 N 01/46-опт Росалкогольрегулирование приостановило действие лицензии до дня вступления в законную силу принятого судом решения об аннулировании лицензии или об отказе в ее аннулировании.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Росалкогольрегулирования в арбитражный суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Суды первой и апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришли к выводу, что в рассматриваемом случае, основания для аннулирования лицензии отсутствуют.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с пунктом 12 статьи 19 Закона N 171-ФЗ в случае изменения наименования лицензиата (без его реорганизации), изменения места его нахождения или указанных в лицензии мест нахождения его обособленных подразделений, окончания срока аренды производственного или складского помещения, стационарного торгового объекта, используемого для осуществления лицензируемого вида деятельности, переоформление лицензии осуществляется на основании заявления лицензиата с приложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату лицензии. Указанные документы могут быть направлены лицензиатом в лицензирующий орган в форме электронных документов в порядке, предусмотренном пунктом 1.1 названной статьи. В предусмотренных настоящим пунктом случаях переоформление лицензии осуществляется путем выдачи нового бланка лицензии с сохранением при этом указанного в лицензии срока ее действия и при условии возврата ранее выданной лицензии (за исключением ее утраты) в лицензирующий орган.
Заявление о переоформлении лицензии подается в лицензирующий орган в течение 30 дней со дня возникновения обстоятельств, вызвавших необходимость переоформления лицензии (пункт 13 указанной статьи).
В силу пункта 1 статьи 20 Закона N 171-ФЗ действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции приостанавливается решением лицензирующего органа на основании материалов, представленных органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением настоящего Федерального закона, а также по инициативе самого лицензирующего органа в пределах его компетенции, в том числе, в случае непредставления в установленный срок заявления о переоформлении лицензии. Лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции аннулируется решением суда по обращению лицензирующего органа или решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти (пункт 3 указанной статьи).
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ), изложенной в постановлении от 12.05.2009 N 15211/08, пункт 3 статьи 20 Закона N 171-ФЗ не устанавливает безусловной обязанности суда при наличии приведенных в ней оснований принять решение об аннулировании лицензии.
Такая мера, как аннулирование лицензии, по своей правовой природе является административно-правовой санкцией и должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности. В частности, применение конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным и соответствующим характеру совершенного деяния. Поскольку лишение лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, так как не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера также должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц. Поэтому наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для принятия судом решения об аннулировании лицензии.
Такой подход подтвержден в пунктах 9, 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Основания для аннулирования лицензии в судебном порядке установлены пунктом 3.1 статьи 20 Закона N 171-ФЗ.
Факт неосуществления Обществом лицензируемого вида деятельности по месту, указанному в лицензии, установлен судами и следует из материалов дела.
Между тем, как отметили суды, из пояснений Общества следует, что деятельность, связанная с оборотом алкогольной продукции, организацией не осуществляется, в настоящее время Общество занимается поиском помещений для дальнейшего осуществления лицензируемого вида деятельности. Остатки алкогольной продукции сняты согласно акту от 27.06.2019 N у2-а172/12 в целях исключения ее реализации, что исключает ее незаконный оборот.
Постановлением Управления от 07.03.2019 N у2-ап1/12 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено оборота Обществом алкогольной продукции с нарушением лицензионных требований.
Управлением не выявлено осуществления Обществом лицензируемой деятельности в ином, не указанном в лицензии, месте.
В рассматриваемом случае, проанализировав конкретные обстоятельства дела, суды первой и апелляционной инстанций указали, что поскольку в настоящее время Общество не осуществляет оборот алкогольной продукции (не закупает, не хранит и не поставляет алкогольную продукцию), то в период до возобновления оборота алкогольной продукции оснований для аннулирования лицензии не имеется. При этом судами не установлено наличия существенных нарушений лицензионных требований, учтены принципы соразмерности и справедливости мер публично-правовой ответственности, поиск Обществом новых соответствующих помещений для осуществления лицензируемой деятельности.
В связи с указанным суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Судами первой и апелляционной инстанций правильно применены нормы материального и процессуального права, их выводы соответствуют установленным ими обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем суд кассационной инстанции исходя из полномочий, установленных статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.12.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2020 по делу N А56-97799/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.