04 июня 2020 г. |
Дело N А56-13330/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Банновой Н.С. (доверенность от 25.12.2018), от Государственной административно-технической инспекции Санкт-Петербурга Самойловой А.М. (доверенность от 30.12.2019),
рассмотрев 03.06.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной административно-технической инспекции на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.09.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2019 по делу N А56-13330/2019,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги", адрес: 107174, Москва, ул. Новая Басманная, д. 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, (далее - ОАО "РЖД", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Государственной административно-технической инспекции Санкт-ПЕтербурга, адрес: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 36, лит. А., ОГРН 1027809192575, ИНН 7803032323 (далее - ГАТИ, Инспекция) от 16.01.2019 N 157 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной пунктом 4 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70) с назначением 200 000 руб. штрафа.
Решением суда первой инстанции от 16.09.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.12.2019, заявленные требования Общества удовлетворены, оспариваемое постановление ГАТИ признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе ГАТИ, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить судебные акты, в виду того, что территория на которой выявлены нарушения находится в границах Санкт-Петербурга, а то, что земельный участок является полосой отвода железной дороги не снимает с ОАО "РЖД" обязанности по соблюдению требований Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 (далее - Правила N 961, Правила благоустройства).
В судебном заседании представитель ГАТИ поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества с доводами жалобы не согласился.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, специалистом ГАТИ произведен осмотр земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, Балтийская ул., д. 70, лит. А, кадастровый номер 78:32:0800202:5 (адрес участка в соответствии с ЕГРП: Санкт-Петербург, участок ж/д "Балтийский вокзал" - М. Митрофаньевская ул., участок 2). В ходе осмотра установлено, что означенный земельный участок не убран от мусора и отходов: в границах земельного участка зафиксировано наличие строительного мусора (бетонного лома, кирпичей, деревянных балок), а также мелкого бытового мусора (бутылок, деревянных досок), автомобильных покрышек, о чем составлен протокол осмотра от 21.11.2018 с применением средств видео и фотофиксации.
При проведении повторного осмотра с участием представителя Общества Инспекцией установлено, что означенные нарушения не устранены, их наличие зафиксировано в протоколе осмотра от 22.06.2018 (с фотофиксацией и схемой мест нарушения).
По выявленным нарушениям 24.12.2018 ГАТИ в отношении Общества составлен протокол N 95118 об административном правонарушении, а 16.01.2019 принято постановление N 157 о привлечении Общества к административной ответственности по пункту 4 статьи 20 Закона N 273-70, в виде 200 000 руб. штрафа.
Общество, не согласившись с данным постановлением, оспорило его в судебном порядке.
Суды двух инстанций констатировали незаконность оспариваемого постановления в виду особого статуса земельного участка, как следствие, неприменения к рассматриваемым правоотношениям Правил благоустройства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Пунктом 4 статьи 20 Закона N 273-70 предусмотрена административная ответственность за нарушение требований к уборке объектов благоустройства и элементов благоустройства, за исключением требований к зимней уборке, в том числе неосуществление мероприятий по подметанию территорий общего пользования с усовершенствованным покрытием, вывозу собранных отходов и смета, мойке и поливке территорий общего пользования с усовершенствованным покрытием, своевременной косьбе травы в зонах зеленых насаждений, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Оспариваемым постановлением Обществу вменены нарушения требований пунктов 1.1, 2.3.1, 5.2, 5.3.1, 5.3.3 Приложения N 5 к Правилам благоустройства.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.10, 1.10.1, 2.3.1, 2.3.3, 4.1, 4.2 Приложения N 5 к Правилам N 961, уполномоченные на содержание лица осуществляют содержание объектов благоустройства, элементов благоустройства и ремонт элементов благоустройства в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности, ином вещном или обязательственном праве в объеме, предусмотренном действующим законодательством и Правилами, мероприятия по содержанию объектов благоустройства и элементов благоустройства. В целях обеспечения надлежащего состояния на территории Санкт-Петербурга не допускается: сброс и накапливание мусора (оберток, тары, упаковок и т.п.), иных отходов вне специально отведенных для этого мест. Мероприятия по содержанию объектов благоустройства и элементов благоустройства включают: уборку объектов благоустройства и элементов благоустройства: ликвидацию несанкционированных свалок отходов.
Вместе с тем, как обосновано сочли суды, в виду особого статуса земельного участка, полномочия по контролю за содержанием земельного участка полосы отвода железной дороги по вопросу наличия мусора возложены на Росприроднадзор, а не на ГАТИ.
Пунктом 1 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения)
В соответствии с пунктом 1 статьи 90 ЗК РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного, трубопроводного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 90 ЗК РФ в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения железнодорожных путей;
2) размещения, эксплуатации и реконструкции зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;
3) установления полос отвода.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" полоса отвода железных дорог (далее - полоса отвода) - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Порядок пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными АО "РЖД" для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, ограниченных в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", а также земельными участками, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264.
Суд округа отмечает, что с учетом названных норм значимым обстоятельством, подлежащим должному установлению применительно к рассматриваемым правоотношениям является "статус" земельного участка
В данном деле суды удостоверились в том, что земельный участок с кадастровым номером 78:32:0800202:5 (в соответствии с ЕГРП адрес участка: Санкт-Петербург, участок ж/д "Балтийский вокзал" - М. Митрофаньевская ул., участок 2) является полосой отвода железной дороги, предназначенной для осуществления дорожной деятельности; вид разрешенного использования данного земельного участка - "для размещения объектов транспорта".
Порядок режима использования полос отвода определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 N 611 "О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог".
Согласно подпункту "е" пункта 3 критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 N 903, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта подлежат федеральному государственному экологическому надзору, осуществляемому на территории Санкт-Петербурга территориальным органам Росприроднадзора. Полномочия по контролю за содержанием земельного участка полосы отвода железной дороги по вопросу наличия мусора возложены на Росприроднадзор, а не на ГАТИ.
Таким образом, поскольку статус земельного участка установлен по цели его использования как полоса отвода железной дороги, возникающие в связи с его использованием отношения должны регулироваться не общими, а специальными нормами, предусмотренными для данного вида отношений.
С учетом изложенного, вывод судов о неприменении в настоящем случае Правил N 961 по отношению к Обществу, является правильным.
По делу не требуются дополнительное исследование и повторная оценка доказательств.
Нарушений судами норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств кассационной инстанцией не установлено.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем у суда округа отсутствуют основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.09.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2019 по делу N А56-13330/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственной административно-технической инспекции Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.