08 июня 2020 г. |
Дело N А56-26216/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Н.В., судей Власовой М.Г., Малышевой Н.Н.,
при участии от акционерного общества "Связь-строй-сервис" представителя Сингур Т.А. (доверенность от 20.04.2020), от публичного акционерного общества "Промсвязьбанк" - Ананьевской П.Н. (доверенность от 11.03.2019 N 025),
рассмотрев 08.06.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Связь-строй-сервис" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.08.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2019 по делу N А56-26216/2019,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Связь-Строй-Сервис", адрес: 191186, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 20, лит. А, пом. 35Н, ОГРН 1025003212728, ИНН 5027049203 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Промсвязьбанк", адрес: 109052, Москва, Смирновская ул., д. 10, корп. 22, ОГРН 1027739019142, ИНН 7744000912 (далее - Банк), о взыскании 581 119 руб. 50 коп. неосновательного обогащения, 20 648 руб. 12 коп. процентов за пользование чужими денежным средствами за период с 12.09.2018 по 01.03.2019, с последующим начислением по день фактической уплаты долга.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.08.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2019, в удовлетворении искового заявления отказано.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой.
В кассационной жалобе Общество ссылается на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, в связи с чем просит решение от 14.08.2019 и постановление от 29.11.2019 отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования.
По мнению подателя жалобы, суды не приняли во внимание его доводы о том, что спорная комиссия является штрафом за совершение переводов на счета физических лиц, изменение такой комиссии недействительно, платежи совершены в рамках публичной функции.
В отзыве на кассационную жалобу Банк просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными, а доводы кассационной жалобы - несостоятельными.
В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы кассационной жалобы, представитель Банка просил жалобу отклонить по доводам, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании заявления Общества на предоставление комплексного банковского обслуживания между Обществом (клиент) и Банком заключен договор, в соответствии с которым Обществу открыт расчетный счет N 40702810506000021382.
В соответствии с пунктом 3.3.7 приложения N 2 к Правилам комплексного банковского обслуживания юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, в Банке (далее - Правила), клиент обязан уплачивать Банку комиссионное вознаграждение за оказываемые им услуги в порядке и в сроки, установленные тарифами, а также возмещать Банку расходы, понесенные им в связи с выполнением поручений клиента, в том числе в соответствии с иными тарифами Банка, связанными с обслуживанием счета клиента.
В силу пункта 2.2 Правил Банк информирует клиента об изменениях и/или дополнениях, планируемых для внесения им в договор комплексного банковского обслуживания (далее - ДКО) и/или договоры о предоставлении банковских продуктов, включая изменения и/или дополнения в Правила, в том числе об утверждении Банком новой редакции Правил, и/или вносимых им в тарифы, любым из способов, указанных в пункте 1.5 Правил, не позднее чем за 5 календарных дней до вступления таких изменений/дополнений в силу.
В соответствии с пунктом 1.5 Правил Банк с целью ознакомления клиентов с условиями Правил размещает их (в том числе изменения и дополнения в них), а также формы заявлений и иных документов, предусмотренных Правилами, путем их опубликования одним или несколькими из следующих способов (по усмотрению Банка), обеспечивающих возможность ознакомления с этой информацией:
- размещения информации на корпоративном интернет-сайте Банка по адресу: www.psbank.ru;
- размещения объявлений на стендах в филиалах, дополнительных офисах и других подразделениях Банка, осуществляющих обслуживание клиентов;
- рассылки информационных сообщений клиентам по электронной почте;
- рассылки информационных сообщений с использованием системы (в случае заключения между Банком и клиентом договора дистанционного банковского обслуживания);
- иными способами, позволяющими клиентам получить информацию и установить, что она исходит от Банка.
В силу пункта 2.3 Правил клиент вправе согласиться (акцептовать) на предложенные Банком изменения и (или) дополнения любым из следующих способов:
- путем направления Банку письменного подтверждения согласия (акцепта) на вносимые в ДКО и/или договоры о предоставлении банковских продуктов изменения и дополнения (на бумажном носителе либо в форме электронного документа, направленного с использованием системы);
- путем совершения клиентом либо уполномоченным лицом клиента по истечении 5 календарных дней с даты опубликования Банком оферты следующих действий: направления в Банк подтверждения по сделке, заявления о подключении услуги, распоряжения на периодическое перечисление денежных средств, заявления о присоединении, заявления на оформление, перевыпуск, разблокировку корпоративной (таможенной) банковской карты, осуществления операции по счету, в том числе открытому для расчетов с использованием корпоративной (таможенной) банковской карты, либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении клиента продолжать исполнение ДКО и/или ранее заключенного договора о предоставлении банковского продукта:
- выражением воли клиента на согласие с офертой Банка в виде молчания (бездействия), под которым понимается непредставление Банку письменного отказа от таких изменений и/или дополнений либо письменного сообщения о расторжении ДКО в связи с отказом от изменений и/или дополнений.
ДКО и/или договоры о предоставлении банковских продуктов считаются измененными по соглашению сторон по истечении 5 календарных дней после информирования Банком клиента об изменениях и/или дополнениях любым из способов, указанных в пункте 1.5 Правил, при условии, что в течение этого срока Банк не получил от клиента письменного отказа от таких изменений и/или дополнений либо письменного сообщения о расторжении ДКО в связи с отказом от изменений и/или дополнений.
Согласно пункту 2.4 Правил с целью обеспечения гарантированного получения клиентом оферты Банка, указанной в пункте 2.2 Правил, клиент обязуется не реже чем один раз в 2 календарных дня самостоятельно или через уполномоченных лиц клиента обращаться в Банк (на корпоративный интернет-сайт Банка) за сведениями об изменениях и дополнениях, которые планируется внести в ДКО и/или договоры о предоставлении банковских продуктов.
Клиент считается проинформированным о планируемых изменениях и/или дополнениях в ДКО/договоры о предоставлении банковских продуктов по истечении 5 календарных дней с даты первого размещения Банком информации о планируемых изменениях и/или дополнениях в ДКО/договоры о предоставлении банковских продуктов на корпоративном интернет-сайте Банка. Банк не несет ответственности за возможные убытки клиента, причиненные его неосведомленностью (в том числе в случае неисполнения клиентом обязанности, предусмотренной данным пунктом), в случае, если Банк надлежащим образом выполнил свои обязательства по информированию клиента о планируемых изменениях и/или дополнениях в ДКО/договоры о предоставлении банковских продуктов.
Все редакции Тарифов Банка за 2018 год размещены на официальном сайте Банка по адресу: https://www.psbank.ru/Business/Everyday/ CashService/ArchiveRKO.
В соответствии с пунктами 14 и 14.3 тарифов Банка на расчетно-кассовое обслуживание в валюте Российской Федерации для клиентов малого бизнеса - юридических лиц, физических лиц - индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, обслуживающихся в центральном и дополнительных офисах, офисе "Киришский" Санкт-Петербургского филиала Банка, введенных в действие с 24.08.2018 (далее - Тарифы), комиссия за прием и исполнение платежных поручений, поступивших для перевода средств со счета индивидуального предпринимателя (маска счета 40802), лица, занимающегося частной практикой в установленном законодательством порядке (маска счета 40802), со счета юридического лица (маски счетов 40502, 40602, 40701, 40702, 40703, 40807) - на счет физического лица, в том числе счет, открытый для расчетов с использованием карт (маски счетов 40817, 40820, 42301 - 42307, 42601 - 42607), а также на счет с масками 30109, 30111, 30232, 30301, 47416, 47422 с указанием в поле "Назначение платежа" или в поле "Получатель" счета физического лица/номера банковской карты/перечислений в рамках зарплатных проектов составляет:
- 0,1% от суммы, но не менее 30 руб. за операцию при месячном объеме до 75 000 руб. включительно;
- 0,5% от суммы, но не менее 100 руб. за операцию при месячном объеме от 75 000 до 300 000 руб. включительно;
- 1% от суммы, но не менее 100 руб. за операцию при месячном объеме от 300 000 до 1 000 000 руб. включительно:
- 3% от суммы, но не менее 100 руб. за операцию при месячном объеме от 1 000 000 до 2 000 000 руб. включительно;
- 7% от суммы, но не менее 100 руб. за операцию при месячном объеме от 2 000 000 до 5 000 000 руб. включительно;
- 10% от суммы, но не менее 100 руб. за операцию при месячном объеме от 5 000 000 руб.
Согласно сноске 23 Тарифов ставка комиссии определяется исходя из сумм операций, проведенных в течение календарного месяца на момент проведения операции, при этом перевод, который приведет к превышению границы интервала месячного объема операций, тарифицируется по ставке, определенной для нового месячного объема операций, в полном объеме.
В соответствии со сноской 23 Тарифов комиссия взимается за каждую операцию.
Банк 07.09.2018 по системе "PSB On-Line" направил клиенту уведомление об изменении Тарифов, которое было прочтено конкурсным управляющим Общества 10.09.2018.
Общество по системе дистанционного банковского обслуживания направило в Банк распоряжение на исполнение платежных поручений от 12.09.2019, 19.09.2019.
В связи с тем, что месячный объем операций клиента в сентябре 2019 года превысил 5 000 000 руб., Банком были удержаны комиссии в соответствии с действующими Тарифами, а именно:
- за перевод 8 400 300 руб. по платежному поручению от 12.09.2018 N 273 (погашение основного долга кредитору 3-й очереди реестра требований по определениям Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.11.2015, от 18.08.2017 по делу N А56-70192/2015, получатель - Елисеев Алексей Анатольевич) Банком удержана комиссия в размере 10%, что составило 840 030 руб.;
- за перевод 540 000 руб. по платежному поручению от 19.09.2018 N 275 (возврат задатка для участия в торгах по лоту N 1 автомобильная техника и средства транспорта предприятий сферы услуг, получатель - Манукян Арман Драстаматович) Банком удержана комиссия в размере 10%, что составило 54 000 руб.
Общество, ссылаясь на необоснованное удержание Банком комиссии в размере 10% от суммы перечисления, направило в адрес последнего требование от 09.10.2018 о возврате денежных средств.
В связи с отказом Банка в удовлетворении направленного требования Общество обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения, согласился с этими выводами суда первой инстанции.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьей 428 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды установили, что Общество присоединилось к Правилам и было уведомлено об изменении Тарифов, в соответствии с которыми Банком правомерно удержана комиссия за спорные переводы денежных средств.
Суд апелляционной инстанции верно отметил, что не имеется оснований считать удержанную комиссию финансовой санкцией, связанной с реализацией банком мер, предусмотренных Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Спорные платежи были направлены на удовлетворение требований кредиторов Общества, не являющихся получателями обязательных платежей, в связи с чем довод Общества о неприменении повышенной комиссии является несостоятельным.
Суд кассационной инстанции считает, что фактические обстоятельства установлены судами в результате полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.08.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2019 по делу N А56-26216/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Связь-строй-сервис" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Васильева |
Судьи |
Н.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.