09 июня 2020 г. |
Дело N А56-21167/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.06.2020.
Постановление в полном объеме изготовлено 09.06.2020.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Приморский жилищно - коммунальный сервис" Карамана О.Г (доверенность от 18.09.2019), от Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Федоровой И.Г. (доверенность от 07.10.2019) и Русакова В.П. (паспорт),
рассмотрев 09.06.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Приморский жилищно - коммунальный сервис" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.01.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2020 по делу N А56-21167/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Приморский жилищно-коммунальный сервис", адрес: 197373, Санкт-Петербург, улица Шаврова, дом 5, корпус 3, офис 11, ОГРН 1057811780718, ИНН 7814323444 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 04.02.2019 N 04/57-Р.
К участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Товарищество собственников жилья "Авиаконструкторов дом 12" и Русаков Виктор Павлович.
Решением суда первой инстанции от 09.01.2020 предписание Инспекции от 04.02.2019 N 04/57-Р признано недействительным в части обязания Общество произвести перерасчет за коммунальную услугу по горячему водоснабжению за сентябрь 2018 года. В остальной части в удовлетворении заявления Общества отказано.
Постановлением апелляционного суда от 11.03.2020 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в жалобе, а представитель Инспекции и Русаков В.П., ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов, просил в удовлетворении жалобы отказать.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, на основании распоряжения от 01.02.2019 N 04/57-Р с целью проверки фактов, изложенных в обращении гражданина Русакова В.П. (вх. N ОБ-927-1/19-0-0 от 16.01.2019) о нарушении лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Инспекцией в отношении Общества была проведена внеплановая проверка.
В ходе проверки Инспекцией установлено, что Общество осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, проспект Авиаконструкторов, дом 12, литера "А", на основании договора управления от 07.05.2013 N 216-упр и лицензии от 20.04.2016 N 78-000141. Квартира N 103 в указанном МКД оборудована индивидуальными приборами учета горячей воды.
Согласно документам, приложенным к обращению гражданина Русакова В.П. (вх. N ОБ-927-1/19-0-0 от 16.01.2019), собственник квартиры 103 (потребитель коммунальных услуг) обратился в Общество с заявлением на ввод прибора учета в эксплуатацию после проведения очередной поверки (вх. N 376 от 30.08.2018); к заявлению были приложены копии паспортов на приборы учета горячего водоснабжения, а также документы о прохождении последней поверки прибора учета (свидетельства о поверке и акты сдачи-приемки выполненных работ).
В ходе проверки Общество письмом от 04.02.2019 N 33/2019 представило в Инспекцию расчет платы за горячее водоснабжение (далее - ГВС) по квартире 103 и копии квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Согласно расчету Общества в связи с тем, что срок эксплуатации индивидуальных приборов учета по ГВС истек 15.04.2018, то расчет платы за коммунальную услугу по ГВС осуществлялся Обществом в соответствии с подпунктом "а" пункта 59, пунктом 60 Правил предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) до 15.07.2018 - по средним показаниям, а с 15.07.2018 по январь 2019 года - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициент, величина которого принимается равной 1,5.
Также Инспекцией в ходе проверки установлено, что Обществом при получении заявки потребителя не согласованы с потребителем дата и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета, не проведена проверка прибора учета, не оформлен акт ввода прибора учета в эксплуатацию с решением о вводе или об отказе ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа, что привело к нарушению требований пунктов 81 (1), 81 (4), 81 (6) Правил N 354.
Инспекция указала, что Обществом не исполнена обязанность по осуществлению ввода в эксплуатацию индивидуального квартирного прибора учета после его ремонта, замены и поверки, тем самым нарушен подпункт у(2) пункта 31 Правил N 354.
Ввиду изложенного Инспекция пришла к выводу, что в связи с тем, что приборы учета коммунальной услуги по ГВС в квартире 103 с заводскими номерами 103-02-29686-АВ, 13-02-24481-АВ от 13.08.2014 считаются введенными в эксплуатацию с 30.08.2018 (с момента подачи заявки Обществу), расчет за названную коммунальную услугу должен осуществляться исходя из показаний приборов учета за расчетный период с 01.09.2018 в соответствии с пунктом 42 Правил N 354.
Предписанием от 04.02.2019 N 04/57-Р Обществу предложено произвести расчет за коммунальную услугу по ГВС за период с сентября 2018 года по январь 2019 года (включительно) в порядке, установленном Правилами N 354.
Общество не согласилось с предписанием Инспекции, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исходя из того, что акт ввода в эксплуатацию приборов учета коммунальных ресурсов, в том числе приборов учета коммунальной услуги по ГВС составлен 18.09.2018, пришли к выводу об отсутствии оснований для перерасчета за названную коммунальную услугу за сентябрь 2018 года. В связи с этим суды признали предписание Инспекции в данной части недействительным.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении МКД управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащие содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в МКД, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение инженерных систем.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления МКД одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в МКД, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению МКД, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность.
Согласно пункту 2.1.7 договора управления от 07.05.2013 N 216-упр Общество как управляющая организация осуществляет начисление и сбор платы со всех собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме за предоставление услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также за предоставление коммунальных услуг. Расчет платы за предоставление коммунальных услуг производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 по ставкам и тарифам, утвержденным действующим законодательством.
В силу пункта 80 Правил N 354 (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
В пункте 81 Правил N 354 определено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем, в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
В заявке указывается следующая информация: сведения о потребителе (для физического лица - фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, для юридического лица - наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации, контактный телефон); предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию; тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки; сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета; показания прибора учета на момент его установки; дата следующей поверки. К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета). Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Исполнитель обязан рассмотреть предложенные в заявке дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный срок согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета. При этом предложение о новых дате и времени осуществления работ направляется потребителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня получения заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки (пункт 81 (1) Правил N 354).
В соответствии с пунктом 81 (4) Правил N 354 в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат: а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте; б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета; в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета); г) работоспособность прибора учета.
По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию (пункт 81 (6) Правил N 354).
В данном случае суды, установив, что Общество является исполнителем коммунальной услуги, а также оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, в том числе акт ввода в эксплуатацию приборов учета коммунальных ресурсов от 18.09.2018, свидетельства о поверке от 22.08.2018 N 18.20-53717 и N 18.20-53716, аттестат аккредитации ООО "Водоучет" от 17.02.2017 N RA.RU.312071, протоколы поверки от 22.08.2018 N 18.20-53717 и N 18.20-53716, пришли к выводу о том, что приборы учета коммунальной услуги по ГВС с заводскими номерами 13-02-29686-АВ, 13-02-24481-АВ введены в эксплуатацию 18.09.2018.
В связи с этим суды пришли к правильному выводу о том, что Общество обязано было с 01.10.2018 осуществлять расчет размера платы за коммунальную услугу ГВС по квартире 103, исходя из показаний введенных в эксплуатацию приборов учета.
Таким образом, суды обоснованно признали предписание в данной части законным.
Ссылка Общества на судебные акты по делу N А56-9307/2019 не может быть принята судом кассационной инстанции во внимание, поскольку выводы, сделанные в судебных актах, основаны на иных фактических обстоятельствах.
Несогласие Общества с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.01.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2020 по делу N А56-21167/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Приморский жилищно - коммунальный сервис" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.