16 июня 2020 г. |
Дело N А05-9562/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Бобарыкиной О.А.,
рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Универсалавтотранс" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28.11.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2020 по делу N А05-9562/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РВК-Архангельск", адрес: 163000, город Архангельск, Троицкий проспект, дом 52, помещение 11, офис 1122, ОГРН 1147746544890, ИНН 7726747370 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к акционерному обществу "Универсалавтотранс", адрес: 163009, город Архангельск, улица Федора Абрамова, дом 17, ОГРН 1022900535723, ИНН 2927006133 (далее - Компания), о взыскании с учетом принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнения исковых требований 19 294 руб. 44 коп. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в связи с осуществлением залпового сброса и 1122 руб. 04 коп. неустойки, начисленной за период с 01.06.2019 по 16.09.2019, а также неустойки, начисленной на сумму долга, с 17.09.2019 по дату его фактической уплаты.
Определением суда от 02.08.2019 иск принят к производству, дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 28.11.2019 (резолютивная часть изготовлена 30.09.2019), оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2020, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Компания, посчитав, что суды неправильно установили имеющие значение для рассмотрения дела обстоятельства, не полностью исследовали представленные в дело доказательства, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, прекратить производство по делу.
Податель кассационной жалобы ссылается на то, что суды не дали надлежащей оценки отзыву Компании.
По мнению Компании, расчет Общества платы за негативное воздействие централизованной системы водоотведения произведен с нарушением действующего законодательства, так как должен быть осуществлен согласно разделу VII Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), а не на основании Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), которые в данном случае неприменимы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 288.2 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Общество (организация водопроводно-канализационного хозяйства; далее - организация ВКХ) и Компания (абонент) заключили договор от 01.03.2019 N 3-15.30 холодного водоснабжения и водоотведения (далее - Договор), по условиям которого организация ВКХ обязалась подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, принимать от абонента сточные воды, а абонент обязался оплачивать принятую холодную воду и услуги по водоотведению сточных вод.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 14 абонент обязался вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод.
Согласно приложению N 11 к Договору по объекту, расположенному в доме 17 по улице Федора Абрамова в городе Архангельске, контрольным является колодец N 1.
Представителями Общества в присутствии представителя Компании 03.04.2019 произведен отбор проб сточных вод из контрольного колодца N 1, отводимых абонентом в систему канализации, составлен акт N 041-ПДК/19.
По результатам анализа проб сточных вод абонента (протокол испытаний от 09.04.2019 N 2.157) установлено превышение нормативных показателей сбросов по составу сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ по показателям "взвешенные вещества", "АПАВ" (анионные поверхностно-активные вещества), "аммоний-ион", "фосфат-ион".
Концентрация указанных веществ превысила допустимую концентрацию этих веществ, установленную постановлением мэра г. Архангельска от 19.02.2010 N 87 (далее - Постановление N 87).
На основании постановления Администрации Архангельской области от 09.07.2007 N 132-па "Об утверждении порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Архангельской области" (далее - Порядок N 132-па) Общество рассчитало Компании плату за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ за апрель 2019 года и направило счет от 30.04.2019 N РВ-ПДК189 на уплату 19 294 руб. 44 коп.
Так как данный счет не оплачен, в претензии от 14.05.2019 N 3065/19Р Общество просило Компанию уплатить образовавшуюся задолженность.
Наличие задолженности и оставление претензии без удовлетворения послужило основанием обращения Общества в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции, посчитав требования истца обоснованными по праву и по размеру, удовлетворил иск.
Апелляционный суд согласился с судом первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами N 167 и 644, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310), Порядком N 132-па.
Несмотря на вступление в силу Правил N 644, некоторые пункты Правил N 167 сохранили свое действие.
В соответствии с пунктом 61 Правил N 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ.
Расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 70 Правил N 167).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ (пункт 1 Постановления N 1310).
Таким образом, одновременно действуют и подлежат применению два вида требований (нормативов) к составу и свойствам сточных вод абонентов: нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, устанавливаемые в соответствии с Правилами N 167, и требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением N 5 к Правилам N 644.
Указанные требования к составу и свойствам сточных вод абонентов имеют различную правовую природу и целевую направленность: нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод направлены на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду (водные объекты), а требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением N 5 к Правилам N 644 - на предотвращение негативного воздействия на централизованные системы водоотведения. Экономическое стимулирование абонентов к соблюдению указанных требований (нормативов) обеспечивается взиманием организациями ВКХ двух самостоятельных видов платы: за превышение нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, порядок исчисления и взимания которой в соответствии с Правилами N 167 и Постановлением N 1310 определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, порядок расчета и взимания которой устанавливается Правилами N 644.
В настоящем споре Общество требует с Компании внести плату за превышение нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, порядок исчисления и взимания которой в соответствии с Правилами N 167 и Постановлением N 1310 определяется нормативными правовыми актами Архангельской области - Порядком N 132-па и Постановлением N 87.
На основании изложенного суды первой и апелляционной инстанций, установив факт превышения нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, обоснованно признали расчет требований Общества верным и в отсутствие доказательств оплаты удовлетворили иск.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального права, процессуальных нарушений при рассмотрении дела не допущено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 28.11.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2020 по делу N А05-9562/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Универсалавтотранс" - без удовлетворения.
Судья |
О.А. Бобарыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.