30 июня 2020 г. |
Дело N А21-12632/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Соколовой С.В.,
рассмотрев 22.06.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ N 7" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.11.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2020 по делу N А21-12632/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ N 7", адрес: 236040, Калининград, ул. Подполковника Иванникова, д. 1, эт. 2, пом. 11, ОГРН 1143926018510, ИНН 3906325878 (далее - ООО "ЖЭУ N 7", Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области, адрес: 236007, Калининград, ул. Д. Донского, д. 1, ОГРН 1163926082253, ИНН 3906999637 (далее - Министерство), от 13.08.2019 N ЖК-2/1974/1/ЖСА/2765-0 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Решением суда первой инстанции от 22.11.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.03.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение и постановление судов и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей позиции податель жалобы отмечает, что структура платы за содержание жилого помещения установлена договором управления, являющимся приложением к протоколу общего собрания собственников помещений (далее - собрание), условия договора утверждены его решением. На собрании, состоявшемся 15.01.2019, принято решение об исключении из состава платы за содержание жилого помещения составляющей за работы/услуги по вывозу и размещению на полигоне твердых бытовых отходов (далее - ТБО), при этом одновременно в состав расходов включено содержание мест накопления ТБО. Данные изменения, по мнению Общества, затрагивают порядок индексации с 01.01.2020, между тем не касаются индексаций, осуществленных в 2016-2018 годах.
В объяснениях от 19.06.2020 Общество сослалось на постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.06.2020 по делу N А21-12132/2019 с аналогичными обстоятельствами спора.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство просило оставить обжалованные судебные акты без изменения.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в целях проверки соблюдения лицензионных требований в отношении многоквартирного дома N 5-17 по Госпитальной ул. в Калининграде (далее - МКД), а именно вопроса правильности начисления платы за содержание общего имущества с июня 2016 года по июнь 2019 года, Министерством издан приказ от 22.07.2019 N ЖК-4019/пр и проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "ЖЭУ N 7", управляющего названным МКД по соответствующему договору.
В ходе проверки установлено, что протоколом собрания от 09.03.2015 собственниками помещений МКД утверждена плата за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в размере 10,73 руб/кв.метр, вывоз ТБО и размещение на полигоне - 1,49 руб/кв.метр, техническое обслуживание внутридомовых газовых сетей - 0,20 руб/кв. метр.
Между тем согласно выписке из лицевого счета по кв. 2 д. 13 указанного МКД с июня 2016 года по март 2017 года собственнику выставлена плата за обслуживание жилья в размере 12,10 руб/кв. метр, с апреля 2017 года по март 2018 года - 12,74 руб/кв.метр, с апреля 2018 года по декабрь 2018 года - 16,19 руб/кв.метр в отсутствие решения собственников об увеличении платы за обслуживание жилья.
Кроме того, проверкой установлено, что протоколом общего собрания от 15.01.2019 собственниками помещений принято решение о снижении платы за содержание жилого помещения с 01.01.2019 на 1,28 руб./кв.метр. Министерство посчитало, что поскольку протоколом от 09.03.2015 утверждена плата за содержание жилого помещения 10,74 руб./кв. метр, с января 2019 года плата в соответствии с протоколом от 15.01.2019 должна составлять 09 руб. 46 коп. Согласно выписке из лицевого счета по кв. 2 д. 13 МКД с января по июнь 2019 года выставлена плата за обслуживание жилья в размере 14,78 руб./кв. метр.
В связи с указанным Министерство пришло к выводу, что Обществом нарушен порядок изменения размера платы за содержание и ремонт помещений за период с июня 2016 года по июнь 2019 года.
Выявленные нарушения зафиксированы актом проверки от 13.08.2019 N ЖК-1/4019/ЖСА/2765-о.
Министерство установило в действиях Общества нарушения части 7 статьи 156, части 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, а также подпункта "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110.
Предписанием от 13.08.2019 N ЖК-2/1974/1/ЖСА/2765-0 Министерство обязало Общество устранить выявленные нарушения в срок до 20.09.2019, в связи с чем произвести перерасчет (путем снятия) платы за содержание жилья всем собственникам/нанимателям МКД с июня 2016 года по декабрь 2018 года исходя из размера платы, утвержденного протоколом общего собрания собственников от 09.03.2015, - 10,73 руб./кв.метр. Кроме того, предписано произвести уменьшение платы за содержание жилья на 1,28 руб./кв.метр всем собственникам/нанимателям указанного МКД с января 2019 года по июнь 2019 года в соответствии с протоколом общего собрания собственников от 15.01.2019.
Не согласившись с законностью предписания, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого предписания. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что действующее законодательство не предусматривает право управляющей компании на одностороннее изменение размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества по договорам, заключенным с гражданами-потребителями. Такое изменение, по мнению суда, возможно только по решению общего собрания собственников помещений МКД.
Оставляя в силе решение суда первой инстанции, апелляционный суд признал, что собственниками помещений МКД принято решение, предоставляющее Обществу право индексации размера платы за содержание жилого помещения в отсутствие ежегодного оформления изменений данных цен (тарифов) решениями общих собраний собственников. Однако, приняв во внимание решение собственников, оформленное протоколом от 15.01.2019, апелляционная инстанция отметила, что управляющая организация не имела оснований для изменения размера платы ранее 01.01.2020.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, находит обжалованные судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную и горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 ЖК РФ).
В силу части 1 статьи 45 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить годовое общее собрание ежегодно.
Как установлено пунктом 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ, в договоре управления многоквартирным домом должен быть указан порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
В пункте 17 Правил N 491 также установлено, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
В пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Между тем, как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае изменение платы за содержание жилья связано, в том числе, с применением Обществом базисного индекса потребительских цен, что предусмотрено условиями договора управления многоквартирным домом от 09.03.2015, заключенного с собственниками помещений в МКД.
Так, согласно пункту 5.4 названного договора управляющая организация вправе не чаще одного раза в год изменить размер платы (кроме платы за работы по плановому текущему ремонту) на величину базисного индекса потребительских цен по Калининградской области. Данный индекс публикуется территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области и характеризует инфляционные процессы в регионе за календарный год, предшествующий году, в котором производится увеличение размера платы за содержание общего имущества МКД. При этом ежегодное оформление решениями общего собрания собственников изменений тарифов не осуществляется.
Такое право закреплено в договоре управления, утвержденном решением (протоколом) собрания собственников помещений МКД и являющемся его неотъемлемой частью. Содержание договора управления в рассматриваемой части позволяет определить конкретный механизм подлежащей применению индексации платы.
Названный пункт договора управления не признан в установленном законом судебном порядке недействительным. Иного в материалах дела и обжалованных судебных актах не содержится. Разница в фиксации правила об индексации размера платы в основной части протокола собрания или в утвержденном решением собрания договоре управления МКД (являющемся приложением и неотъемлемой частью протокола собрания) не влечет различных правовых последствий, не искажает и не устраняет волеизъявления собственников помещений.
В связи с чем применение условий пункта 5.4 договора не может быть признано незаконным односторонним изменением размера платы (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 21.11.2019 N 307-ЭС19-11346, от 05.07.2019 N 307-ЭС19-2677).
Общество указало в судах, что индексировало размер платы за жилое помещение с 01.04.2016, с 01.04.2017, с 01.04.2018, о предстоящей индексации размера платы потребители извещались за один расчетный период посредством размещения соответствующей информации на оборотной стороне счетов за содержание жилого помещения.
Кроме того, Общество сослалось на пункт 5.6 договора управления, согласно которому размер платы на работы и услуги привлекаемых исполнителей, устанавливаемые ими самостоятельно (техническое обслуживание и ремонт внутридомовых газовых сетей, техническое обслуживание и ремонт лифтов, сбор и вывоз ТБО, дератизация и дезинсекция помещений общего пользования МКД), изменяется по факту их изменения в договоре, заключенном между данными специализированными организациями и управляющей компанией, но не чаще одного раза в год.
В протоколе общего собрания собственников помещений МКД от 15.01.2019 N 1 отражено решение о снижении платы за содержание жилого помещения в МКД с 01.01.2019 на 1,28 руб. за 1 кв.метр в месяц в связи с заключением договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) с региональным оператором.
В силу части 8.1 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) ТКО исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с ТКО начинает оказывать региональный оператор по обращению с ТКО. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с ТКО обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы.
В протоколе общего собрания от 15.01.2019 N 1 к рассматриваемому вопросу приложениями значатся "информационное сообщение" и "обоснование величины снижения с 01.01.2019 платы за содержание жилого помещения в МКД", которые в материалах дела отсутствуют, судами двух инстанций не исследованы и не оценены.
В то же время согласно пояснениям заявителя, данным в судах двух инстанций, из состава платы за содержание помещений с 01.01.2019 исключена составляющая по оплате вывоза и размещения на полигоне ТБО, при этом Общество одновременно в состав услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД включило содержание мест накопления ТКО и определило стоимость этой услуги в размере 1,15 руб./кв.метр.
Между тем в соответствии с пунктом 26 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, включены в состав работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме.
Кроме того, согласно перечню работ и услуг по обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, периодичности (сроков) их оказания (выполнения) (приложение N 3 к договору управления МКД) уборка контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории, отнесена к работам по содержанию земельного участка и придомовой территории. В размере платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома (приложение N 6 к договору управления) в составе услуг и размера общей платы по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД значится уборка придомовой территории.
Содержание мест накопления ТБО относится к исполнению обязанностей управляющей компании, предъявление такой платы не было связано с изменением уровня инфляции и индекса потребительских цен.
ООО "ЖЭУ N 7" в заявлении изложило подробный расчет размера платы на содержание общего имущества МКД, основанный на установленном 09.03.2015 общим собранием собственников помещений МКД размере платежа, который последовательно изменялся, в том числе, с учетом базисного индекса потребительских цен по Калининградской области (пункт 5.4 договора управления), а также пункта 5.6 договора управления.
Данный расчет судами двух инстанций не проверялся и оценки в судебных актах не получил. В заявлении приведены арифметические ошибки в подсчетах Министерства, которые оставлены судами без оценки. Суды в целях оценки доводов заявителя и проверки правомерности предписания в части указанных в нем сумм полным образом не проверили структуру, размер и правомерность повышения каждой из спорных составляющих платы с учетом приведенных выше положений законодательства и договора управления, а также доводов сторон.
Согласно статье 162 АПК РФ при рассмотрении дела арбитражный суд должен непосредственно исследовать доказательства по делу.
В мотивировочной части решения (постановления) должны быть указаны доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле (пункт 2 части 4 статьи 170, пункт 12 части 2 статьи 271 АПК РФ).
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене как основанные на неверном применении норм материального права и принятые при несоответствии выводов судов обстоятельствам и материалам дела. По делу требуется дополнительное исследование и повторная оценка доказательств. Согласно части 2 статьи 287 АПК РФ арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении.
С учетом указанного дело следует направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции ввиду необходимости дополнительного исследования доказательств, имеющих существенное значение для разрешения спора. При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, оценить представленные в дело доказательства в соответствии с требованиями статей 64 - 68 и 71 АПК РФ и отразить выводы в своем решении, а кроме того, решить вопрос о распределении судебных расходов, в том числе по настоящей кассационной жалобе.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.11.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2020 по делу N А21-12632/2019 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В протоколе общего собрания от 15.01.2019 N 1 к рассматриваемому вопросу приложениями значатся "информационное сообщение" и "обоснование величины снижения с 01.01.2019 платы за содержание жилого помещения в МКД", которые в материалах дела отсутствуют, судами двух инстанций не исследованы и не оценены.
В то же время согласно пояснениям заявителя, данным в судах двух инстанций, из состава платы за содержание помещений с 01.01.2019 исключена составляющая по оплате вывоза и размещения на полигоне ТБО, при этом Общество одновременно в состав услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД включило содержание мест накопления ТКО и определило стоимость этой услуги в размере 1,15 руб./кв.метр.
Между тем в соответствии с пунктом 26 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, включены в состав работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 июня 2020 г. N Ф07-5231/20 по делу N А21-12632/2019
Хронология рассмотрения дела:
18.03.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-37352/20
28.10.2020 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-12632/19
30.06.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5231/20
03.03.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-690/20
22.11.2019 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-12632/19