02 июля 2020 г. |
Дело N А56-52794/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Корабухиной Л.И., Родина Ю.А.,
при участии от государственного учреждения - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Казаченко С.Б. (доверенность от 20.12.2019),
рассмотрев 29.06.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Строительно-Монтажная Фирма "ПромРесурс" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2020 по делу N А56-52794/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Строительно-монтажная фирма "ПромРесурс", адрес: 192102, г. Санкт-Петербург, Волковский пр., д. 128, лит. А, пом. 9-Н, ОГРН 1147847372309 (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия Государственного учреждения - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 15 (далее - Фонд), выразившегося в не проведении камеральной проверки по вопросу правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 71 062 руб. 36 коп.; об обязании Фонда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем проведения камеральной проверки по вопросу правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 71 062 руб. 36 коп., восстановив следующие документы: справка формы N с182Н Гареева О.А.; справка формы N 182Н Лескова С.Ю.; справка из женской консультации Гареева О.Л.; справка формы 18211 от 07.07.2015 Фомичев В.Н.; справка из женской консультации Хаханова О.А.; справка формы 182Н от 10.12.2015 N 199 Хаханова О.Л.; справка формы 18211 от 13.05.2014 N 4 Хаханова О.А.; справка формы 182Н от 03.01.2014 N 4 Хаханова О.А.; справка формы 182Н от 26.11.2015 Хаханова О.А.; справка формы 182Н от 28.01.2015 N 1 Хаханова О.Л.; справка формы 182Н от 01.06.2016 N 199 Хаханова О.А.; справка формы 18211 Чиков А.В.; справка из женской консультации Лескова С.Ю.; справка формы 182Н от 01.06.2016 N 1 Лескова С.Ю.; листок нетрудоспособности N 203971942911 Хаханова О.А.
Решением суда от 02.12.2019 требования Общества удовлетворены. При этом суд признал незаконным бездействие Фонда по непроведению камеральной проверки и обязал его провести камеральную проверку расходов в сумме 71 062 руб. 36 коп. с восстановлением утраченных документов.
Постановлением апелляционного суда от 19.02.2020 указанное решение отменено, в удовлетворении заявления общества отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального права, просит обжалуемое постановление отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, вина за утерю документов лежит непосредственно на Фонде, который обязан восстановить эти документы.
В отзыве на кассационную жалобу Фонд просит принятое постановление оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Фонда возражал против удовлетворения жалобы.
Общество извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, однако его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, 19.09.2018 Общество направило в Фонд заявления о выделении средств на выплату страхового обеспечения за 2015 и 2016 годы в общей сумме 180 864,58 руб. К заявлению были приложены документы в количестве 83 штук для проведения камеральной проверки.
Согласно отчету об отслеживании почтовой корреспонденции, отправление от 19.09.2018 получено Филиалом N 15 Государственного учреждения - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации 25.09.2018.
Поскольку сведения о проведении Фондом камеральной проверки в адрес Общества представлены не были, последнее направило в Фонд запрос от 11.01.2019, в котором просило сообщить о результатах проведенной проверки.
Данный запрос Общества оставлен Фондом без ответа, результаты камеральной проверки не представлены, в связи с чем страхователь, посчитав незаконным бездействие Фонда, выразившееся в непроведении камеральной проверки, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, установив, что Обществом первоначально был представлен полный пакет документов, а отсутствие части документов при проведении выездной проверки ввиду их утраты произошло по вине Фонда, в обязанность которого входит восстановление утраченных документов, удовлетворил требования Общества.
Апелляционный суд отменил указанное решение и отказал в удовлетворении заявленных требований, посчитав, что факт получения Фондом заявления Общества и документов документально не подтвержден. При этом суд установил, что Фондом проведена выездная проверка правильности расходов Общества на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2015 - 2016 годы, в связи с чем у Фонда отсутствуют основания для проведения камеральной проверки расходов заявителя за тот же период.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), в силу пункта 1 статьи 3 которого финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 указанной статьи.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ страхователи имеют право обращаться к страховщику за получением средств, необходимых на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, сверх начисленных страховых взносов, а также в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 4.1 указанного Закона страхователи обязаны предъявлять для проверки в территориальные органы страховщика документы, связанные с расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам.
Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения, утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04.12.2009 N 951н.
Согласно перечню необходимых документов представлению подлежат: письменное заявление страхователя; расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения по утвержденной форме; справка-расчет, представляемая при обращении за выделением средств на выплату страхового обеспечения; копии подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию документов (для пособия по беременности и родам - листок нетрудоспособности, заполненный в установленном порядке, с произведенным расчетом пособия).
Территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ. Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (часть 3 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 названного Закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки. В случае отказа в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика выносит мотивированное решение, которое направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения (пункт 5 указанной статьи).
На основании пункта 1 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в порядке, аналогичном порядку, установленному Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
Пунктом 4 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету.
Удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции исходил из того, что Общество вместе с заявлением направило в адрес Фонда 19.09.2018 пакет документов согласно описи, в связи с чем, у Фонда возникла обязанность по проведению камеральной проверки расходов Общества в сумме 71 062,36 руб. с восстановлением утраченных документов.
Апелляционный суд отменил указанное решение и отказал в удовлетворении заявленных требований, установив, что Фондом по заявлению Общества от 10.07.2019 о выделении средств на выплату страхового обеспечения за 2015 и 2016 годы в общей сумме 150 612,19 руб., назначена и проведена выездная проверка за 2015 - 2016, по результатам которой 22.10.2019 вынесены решения:
- N 259 о выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в соответствии с которым Обществу выделены денежные средства в сумме 79 196,39 руб.;
- N 96 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 71 415,80 руб. Основанием для принятия данного решения послужил вывод Фонда о непредставлении Обществом документов, подтверждающих расчет пособий на период временной нетрудоспособности в отношении следующих работников: Можаева В.А., Хахановой О.А., Лесковой С.Ю.
Решение Фонда N 96 от 22.10.2019 о непринятии к зачету расходов на сумму 71 415,80 руб. Обществом не обжаловано.
Таким образом, Фондом уже была проведена выездная проверка правильности расходов Общества на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2015 - 2016 годы.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для возложения на Фонд обязанности по проведению камеральной проверки расходов заявителя, произведенных за тот же период.
Вместе с тем вывод апелляционного суда о том, что факт получения Фондом заявления Общества и документов согласно описи документально не подтвержден, следует признать ошибочным.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается и Фондом не опровергнуто, что почтовое отправление N 16260827647395 получено 25.09.2018 сотрудником Фонда, полномочия которого явствовали из обстановки, в которой он действовал (пункт 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку ошибочность вывода апелляционного суда не привела к принятию незаконного судебного акта, суд кассационной инстанции считает возможным оставить обжалуемое постановление без изменения.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2020 по делу N А56-52794/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Строительно-Монтажная Фирма "ПромРесурс" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Строительно-монтажная фирма "ПромРесурс", адрес: 192102, г. Санкт-Петербург, Волковский пр., д. 128, лит. А, пом. 9-Н, ОГРН 1147847372309, в доход федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.