08 июля 2020 г. |
Дело N А42-9540/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Рудницкого Г.М., Сергеевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2020 по делу N А42-9540/2019,
УСТАНОВИЛ:
Отдел муниципального имущества администрации муниципального образования городское поселение Печенга Печенгского района Мурманской области (далее - Администрация) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия (далее - Управление) о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 51:03:0020101:1801 площадью 5 366 кв. м, расположенный по адресу: Мурманская область, Печенгский муниципальный район, категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование - отдых.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области.
Решением суда первой инстанции от 26.12.2019 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением апелляционного суда от 11.03.2020 решение суда первой инстанции отменено, признано отсутствующим зарегистрированное право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 51:03:0020101:1801, площадью 5 366 кв. м, расположенный по адресу: Мурманская область, Печенгский муниципальный район.
В кассационной жалобе Управление, считая, что выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебный акт принят с нарушением норм материального права, просит постановление отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, считая его законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд кассационной инстанции своих представителей не направили, что в силу положений статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации от 27.11.2018 N 246 утверждена схема расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории из земель кадастрового квартала 51:03:0020101 со следующими характеристиками: условный номер 51:03:0020101:40:ЗУ1, площадь 5366 кв. м, адрес: Мурманская область, Печенгский район, бухта Финманская, категория земель - земли запаса.
На основании постановления Администрации от 27.11.2018 N 246 в соответствии со статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) обеспечено выполнение кадастровых работ в целях образования земельного участка, осуществлен кадастровый учет спорного земельного участка.
Приказом Министерства имущественных отношений Мурманской области от 28.12.2018 N 384 спорный земельный участок переведен из категории земель "Земли запаса" в категорию земель "Земли особо охраняемых территорий и объектов".
Из письма Управления от 05.03.2019 N ЮР-1705 Администрации стало известно, что 04.03.2019 осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок (запись регистрации N 51:03:0020101:1801-51/036/2019-1). Основанием для регистрации права федеральной собственности на спорный земельный участок послужил пункт 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс).
Администрация обратилась в арбитражный суд с указанными требованиями, считая, что право федеральной собственности на спорный земельный участок зарегистрировано в отсутствие законных на то оснований, запись в ЕГРН о собственности Российской Федерации нарушает права и законные интересы истца в отношении спорного земельного участка и не позволяет в полной мере осуществлять возложенные на него законом полномочия по решению вопросов местного значения в части распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Суд первой инстанции, установив, что часть спорного земельного участка находится в береговой полосе водного объекта, являющегося собственностью Российской Федерации, границы земельного участка примыкают к береговой линии, пришел к выводу о правомерности государственной регистрации права федеральной собственности, и отказал в удовлетворении заявленных Администрацией требований.
Апелляционный суд не согласился с доводами суда первой инстанции, признав, что основания для государственной регистрации права федеральной собственности на спорный земельный участок отсутствовали, отменил решение и удовлетворил требования Администрации.
Исследовав материалы дела, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами (пункт 2 статьи 16 ЗК РФ).
Статьей 17 ЗК РФ предусмотрено, что в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса" (далее - Закон N 137-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Удовлетворяя исковые требования Администрации апелляционный суд обоснованно исходил из того, что собственностью Российской Федерации является земельный участок, занятый водным федеральным объектом в пределах береговой линии. Водное законодательство не содержит каких-либо норм об отнесении земельных участков, находящихся в водоохранной зоне федеральных водных объектов, к собственности публично-правовых образований. Нахождение спорного земельного участка в водоохранной зоне Баренцева моря не означает, что у собственника водного объекта (Российской Федерации) возникает право собственности на участок в отсутствие иных оснований для разграничения права государственной собственности, предусмотренных статьи 17 ЗК РФ и статьей 3.1 Закона N 137-ФЗ. Управление не представило надлежащих доказательств, позволяющих отнести спорный участок, к собственности Российской Федерации, кроме доводов о нахождении земельного участка в водоохранной зоне, следовательно, не имелось правовых оснований для государственной регистрации права федеральной собственности на этот участок.
Государственная собственность на земельные участки, не подпадающие под установленные Законом N 137-ФЗ критерии разграничения, осталась не разграниченной. Право распоряжения такими участками предоставлено органам местного самоуправления, к числу которых относится Администрация, права которой нарушаются наличием записи о праве собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, внесенной без правовых оснований.
При таких обстоятельствах апелляционный суд обоснованно удовлетворил требования Администрации.
Доводы Управления, изложенные в кассационной жалобе, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемое постановление законным, обоснованным и неподлежащим отмене.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2020 по делу N А42-9540/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.