г. Санкт-Петербург |
|
11 марта 2020 г. |
Дело N А42-9540/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Баженовой Ю.С., Жиляевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Шахрзаевым М.И.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2885/2020) Отдела муниципального имущества администрации МО городское поселение Печенга Печенгского района Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.12.2019 по делу N А42-9540/2019 (судья Максимец Д.Л.), принятое по иску
Отдела муниципального имущества администрации МО городское поселение Печенга Печенгского района Мурманской области
к МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия
третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области
о признании отсутствующим права собственности на земельный участок,
установил:
Отдел муниципального имущества администрации муниципального образования городское поселение Печенга Печенгского района Мурманской области (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия (далее - ответчик) о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 51:03:0020101:1801 площадью 5 366 кв.м., расположенный по адресу: Мурманская область, Печенгский муниципальный район, категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование - отдых.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области.
Решением от 26.12.2019 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истец, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просит решение отменить, иск удовлетворить, указывая, что водоохранные зоны по определению лежат за пределами самого водного объекта, нахождение спорного земельного участка в такой зоне само по себе не свидетельствует об отнесении такого участка к федеральной собственности. Кроме того, из совокупности представленных в материалы дела документов определенно следует, что ближайшая к береговой линии точка границы спорного участка находится за пределами береговой полосы.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, в соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации муниципального образования городское поселение Печенга Печенгского района Мурманской области от 27.11.2018 N 246 утверждена схема расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории из земель кадастрового квартала 51:03:0020101 со следующими характеристиками: условный номер 51:03:0020101:40:ЗУ1, площадь 5366 кв.м, адрес: Мурманская область, Печенгский район, бухта Финманская, категория земель - земли запаса.
На основании Постановления администрации муниципального образования городское поселение Печенга Печенгского района Мурманской области от 27.11.2018 N 246 в соответствии со статьей 39.11 ЗК РФ обеспечено выполнение кадастровых работ в целях образования земельного участка, осуществлен кадастровый учет спорного земельного участка, что подтверждается Выпиской из ЕГРН от 12.12.2018.
Приказом Министерства имущественных отношений Мурманской области от 28.12.2018 г. N 384 спорный земельный участок переведен из категории земель "Земли запаса" в категорию земель "Земли особо охраняемых территорий и объектов".
В адрес истца поступило письмо Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия от 05.03.2019 N ЮР-1705, в котором сообщалось, что 04.03.2019 года осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 51:03:0020101:1801, категория - земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование - отдых, общей площадью - 5 366 кв.м., адрес объекта (местоположение) - Мурманская область, Печенгский муниципальный район, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации N 51:03:0020101:1801 -51 /036/2019-1. Основанием для регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок послужил пункт 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации.
Полагая, что право федеральной собственности на спорный земельный участок зарегистрировано в отсутствие законных оснований, запись в ЕГРН о собственности ответчика нарушает законные права истца в отношении спорного земельного участка и не позволяет в полной мере осуществлять возложенные на него законом полномочия по решению вопросов местного значения в части распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, истец обратился в арбитражный суд с настоящим с иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу, что в удовлетворении иска судом отказано неправомерно, обжалуемое решение подлежит отмене.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В обоснование исковых требований истец указал, что право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок зарегистрировано в отсутствие оснований, предусмотренных статьей 8 Водного кодекса РФ, земельный участок относится к землям, право государственной собственности на которые не разграничено, распоряжение которыми осуществляют органы местного самоуправления.
Суд первой инстанции, установив, что часть спорного земельного участка находится в береговой полосе водного объекта, границы земельного участка примыкают к береговой линии, пришел к выводу о необоснованности заявленных требований.
Апелляционный суд полагает данный вывод суда первой инстанции ошибочным.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом и федеральными законами (пункт 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно пункту 1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса" (далее - Закон N 137-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 данной статьи.
На основании пункта 1 части 2 статьи 5 Водного кодекса РФ моря относятся к поверхностным водным объектам, состоящим из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (часть 3 статьи 5 данного Кодекса). Порядок определения береговой линии (границы водного объекта) описан в части 4 статьи 5 Водного кодекса.
Земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах (то есть внутри береговой линии), а также земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах, относятся к землям водного фонда. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков (пункты 1 и 2 статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации).
В то же время земли, расположенные за береговой линией и не занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах, могут относиться к землям любой иной категории, кроме земель водного фонда.
Законодателем разделен правовой режим земель, занятых поверхностными водными объектами, и земель (территорий), примыкающих к поверхностным водным объектам по береговой линии.
В настоящем случае категория спорного земельного участка - земли особо охраняемых территорий и объектов.
Согласно части 1 статьи 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В силу части 2 статьи 2, часть 1 статьи 4 Водного кодекса Российской Федерации водное законодательство регулирует водные отношения - отношения по использованию и охране водных объектов. Положения действующего водного законодательства не содержат каких-либо норм об отнесении земельных участков, относящихся к водоохранной зоне федеральных водных объектов, к собственности публично-правовых образований. Отнесение земельного участка к водоохранной зоне само по себе не означает, что у собственника водного объекта возникает право собственности на такой участок.
В данном случае нахождение спорного земельного участка в границах водоохранных зон не является основанием для разграничения публичной собственности, в вышеприведенной статье 3.1 Закона N 137-ФЗ данный критерий не упомянут.
Данная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.06.2019 N 308-ЭС19-8322 по делу N А53-14870/2018, и определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.01.2018 N 308-ЭС17-17746 по делу N А53-14875/2015.
Государственная собственность на земельные участки, не подпадающие под установленные Законом N 137-ФЗ критерии разграничения, осталась неразграниченной, право распоряжения которой, за установленными законом изъятиями, предоставлено органам местного самоуправления.
Доказательств, позволяющих отнести спорный земельный участок к собственности Российской Федерации, не представлено, правовые основания для регистрации права собственности на указанный земельный участок за Российской Федерацией отсутствовали, в связи с чем обжалуемое решение подлежит отмене, иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.12.2019 по делу N А42-9540/2019 отменить.
Признать отсутствующим зарегистрированное право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 51:03:0020101:1801, площадью 5 366 кв.м., расположенный по адресу: Мурманская область, Печенгский муниципальный район.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Тимухина |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-9540/2019
Истец: ОТДЕЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ ПЕЧЕНГА ПЕЧЕНГСКОГО РАЙОНА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области