13 июля 2020 г. |
Дело N А56-62788/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Толкунова В.М.,
при участии от публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" Ишутиной К.Л. (доверенность от 21.11.2019), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области Маслова И.И. (доверенность от 09.01.2020 N 01/1),
рассмотрев 13.07.2020 в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.11.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2020 по делу N А56-62788/2019,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго", адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 1, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (далее - ПАО "Ленэнерго", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953 (далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган), от 06.05.2019 о привлечении к административной ответственности на основании части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 800 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 25.11.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.03.2020, постановление Управления изменено в части назначенного наказания, штраф снижен до 400 000 руб.
Не соглашаясь с принятыми судебными актами, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, заявление Общества удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы Общество ссылается на неправомерный отказ в удовлетворении ходатайства Общества о привлечении в качестве свидетеля Сухарева В.С. - председателя садоводческого товарищества собственников недвижимости "Коттеджный поселок "Медовая поляна" (далее - СТСН "Коттеджный поселок "Медовая поляна"), что не обеспечило установление всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела об административном правонарушении. Податель жалобы указывает на неверное определение административным органом даты совершения административного правонарушения, ссылается на отсутствие вины Общества во вмененном правонарушении. Кроме того, податель жалобы полагает необходимым применить в рассматриваемом случае положения статьи 1.7 КоАП РФ в связи с внесением в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, (далее - Правила N 861) изменений Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1622.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Представитель Управления, ссылаясь на необоснованность приведенных Обществом доводов, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Третье лицо, надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании заявления гр. Целих Е.В. (вх. N 11406 от 25.12.2018), содержащего сведения о нарушении ПАО "Ленэнерго" требований Правил N 861, УФАС определением от 27.03.2019 в отношении Общества возбуждено дело N 047/04/9.21-30/2019 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 9.21 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения административного дела Управлением установлены следующие обстоятельства.
Между гр. Целих Е.В. и ПАО "Ленэнерго" заключен договор от 15.11.2017 N ОД-ГтЭС-27549-17/39377-Э-17 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор) и выданы технические условия для присоединения к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, МО "Гостилицкое сельское поселение", ЗАО "Племенной завод "Красная Балтика", рабочий участок 21, кадастровый номер 47:14:0901004:1818 (далее - Объект).
Согласно пункту 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению Объекта составляет 12 месяцев со дня заключения договора, то есть до 16.11.2018.
Актом от 20.11.2018 N 17-39377/АВ зафиксировано, что предусмотренные пунктом 10 технических условий к договору мероприятия со стороны ПАО "Ленэнерго" не выполнены.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для составления Управлением в отношении Общества 18.04.2019 протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.21 КоАП РФ.
Постановлением УФАС от 06.05.2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-30/2019 ПАО "Ленэнерго" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Указанным постановлением Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 800 000 руб.
Не согласившись с постановлением Управления, Общество обратилось в арбитражный суд.
При разрешении спора суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, вместе с тем на основании статьи 4.1 КоАП РФ изменил назначенное наказание, снизив размер штрафа до 400 000 руб., в связи с чем признал оспариваемое постановление незаконным и отменил в соответствующей части.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий регламентированы Правилами N 861.
Как указано в пункте 3 Правил N 861, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В силу пункта 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) указанных Правил.
Договор должен содержать следующие существенные условия: перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению; срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора (пункт 16 Правил N 861).
В соответствии с пунктом 16 (3) Правил N 861 обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
Подпунктом "г" пункта 25 (1) Правил N 861 предусмотрено, что в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил, должно быть указано распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий. При этом мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией.
Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 10 технических условий к договору от 15.11.2017 ПАО "Ленэнерго" выполняет разработку организационно-технических мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям Общества.
Пунктом 6 договора предусмотрено, что Общество обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по договору, в том числе в части возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению (включая урегулирование разногласий с другими лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях.
В нарушение пункта 5 договора, пункта 16 Правил N 861 Общество в установленный срок и на момент обращения Целих Е.В. с жалобой в Управление не выполнило необходимые мероприятия по осуществлению технологического присоединения, в нарушение пунктов 16 (3) и 25 Правил N 861 и пункта 6 договора Общество не исполнило обязанность по урегулированию отношений с иными лицами при опосредованном технологическом присоединении Объекта заявителя через опосредованные объекты электросетевого хозяйства СТСН "КП "Медовая поляна", что свидетельствует о наличии события административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины ПАО "Ленэнерго" в совершении административного правонарушения исследован административным органом; в ходе производства по делу об административном правонарушении вина Общества установлена, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
Общество в силу специального статуса должно было до заключения спорного договора и выдачи технических условий, определяющих перечень выполняемых сторонами мероприятий по технологическому присоединению, проверить все необходимые для заключения договора обстоятельства. Доказательства, подтверждающие, что Общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях (бездействии) ПАО "Ленэнерго" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Нарушений срока давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел не допущено.
Оценив характер и степень общественной опасности допущенного административного правонарушения и учитывая конкретные обстоятельства дела, суд первой инстанции посчитал возможным уменьшить размер административного штрафа до 400 000 руб., то есть менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
Вопреки доводам жалобы, заключая договор об осуществлении технологического присоединения и устанавливая срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению, сетевая организация обязана выполнить принятые на себя обязательства в установленный договором срок, в том числе по урегулированию отношений с третьими лицами при выполнении технических условий, предусмотренных для осуществления технологического присоединения объекта заявителя.
Ссылки ПАО "Ленэнерго" на вступившие в силу с 01.01.2019 изменения редакции пункта 8 (5) Правил N 861, в силу которых, по мнению Общества, обязанность по урегулированию отношений с СТСН "КП "Медовая поляна" при осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств обратившегося лица фактически отсутствует, что влияет на образование объективной стороны вменяемого административного правонарушения, правомерно отклонены апелляционным судом, учитывая факт обращения Целих А.В. с заявлением об осуществлении технологического присоединения и заключение договора в ноябре 2017 года, а также обязанность Общества по совершению необходимых в связи с заключением договора действий в период действия Правил в предыдущей редакции.
Само по себе изменение порядка подачи заявки на технологическое присоединение объекта и указание на необходимость ее подачи в сетевую организацию не самим владельцем объектов, а опосредовано (товариществом по обращению владельца), не свидетельствует об улучшении положения сетевой организации и более того, не может быть расценено как принятие закона, исключающего административную ответственность за совершенное административное правонарушение.
Апелляционным судом обоснованной указано, что в силу подпункта "г" пункта 25 (1) Правил N 861, определяющего распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий, мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 АПК РФ.
Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.11.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2020 по делу N А56-62788/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.