г. Санкт-Петербург |
|
12 марта 2020 г. |
Дело N А56-62788/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 марта 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Царевым И.И.
при участии:
от истца (заявителя): предст. Ишутина К.Л. -доверенность от 21.11.2019
от ответчика (должника): предст. Сапрыкина К.А. - доверенность от 19.02.2020
от третьего лица: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-37934/2019) публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.11.2019 по делу N А56-62788/2019 (судья Катарыгина В.И.), принятое
по заявлению публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" (196247, Санкт-Петербург, площадь Конституции, 1, ОГРН: 1027809170300, ИНН: 7803002209)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
третье лицо. Целих Екатерина Владимировна
о признании незаконным и отмене постановления от 06.05.2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-30/2019
установил:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго" (далее - Общество, ПАО "Ленэнерго") обратилось в Арбитражный суд города Санкт- Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Управление, Ленинградское УФАС) от 06.05.2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-30/2019, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Целих Екатерина Владимировна.
Решением суда первой инстанции от 25.11.2019 постановление от 06.05.2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-30/2019 изменено в части назначенного Обществу наказания, размер штрафа снижен до 400000 руб.
ПАО "Ленэнерго" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 25.11.2019 отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела. Податель жалобы ссылается на то, что Управление в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении неправомерно отказало в удовлетворении ходатайства Общества о привлечении в качестве свидетеля председателя СТСН "КП "Медовая поляна" Сухарева В.С., тем самым в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не были установлены все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Податель жалобы указывает на неверное определение административным органом даты совершения административного правонарушения, ссылается на отсутствие вины Общества во вмененном правонарушении. Кроме того, податель жалобы полагает необходимым применить в рассматриваемом случае положения статьи 1.7 КоАП РФ, в связи с внесением в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, изменений Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1622.
На основании распоряжения заместителя председателя Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2020 и в соответствии с частью 4 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в связи с уходом судьи Лопато И.Б. в отставку дело N А56-62788/2019 передано в производство судьи Денисюк М.И.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы Общества.
Целих Е.В. извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направила, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании заявления гр.Целих Е.В. (вх. N 11406 от 25.12.2018), содержащего сведения о нарушении ПАО "Ленэнерго" требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), Ленинградским УФАС определением от 27.03.2019 в отношении ПАО "Ленэнерго" возбуждено дело N 047/04/9.21-30/2019 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 9.21 КоАП РФ.
Как установлено Управлением и следует из материалов дела, между гр.Целих Е.В. и ПАО "Ленэнерго" заключен договор от 15.11.2017 N ОД-ГтЭС-27549-17/39377-Э-17 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - Договор) и выданы технические условия для присоединения к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, МО "Гостилицкое сельское поселение", ЗАО "Племенной завод "Красная Балтика", рабочий участок 21, кадастровый номер 47:14:0901004:1818 (далее - Объект).
Согласно пункту 5 Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению Объекта составляет 12 месяцев со дня заключения договора, то есть до 16.11.2018.
Актом о выполнении технических условий от 20.11.2018 N 17-39377/АВ зафиксировано, что предусмотренные пунктом 10 Технических условий к Договору мероприятия со стороны ПАО "Ленэнерго" не выполнены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом Управления в отношении Общества 08.04.2019 протокола об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 9.21 КоАП РФ.
Постановлением Ленинградского УФАС от 06.05.2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-30/2019 ПАО "Ленэнерго" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением. наказания в виде штрафа в размере 800000 руб.
Не согласившись с законностью вышеуказанного постановления, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ. Вместе с тем, суд посчитал возможным на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ снизить размер назначенного Обществу оспариваемым постановлением штрафа до 400000 руб.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от 25.11.2019 в связи со следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
К обстоятельствам, подлежащим выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении, отнесены, в том числе, наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В силу части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).
В соответствии с пунктом 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил.
Согласно пункту 16 Правил N 861 договор должен содержать следующие существенные условия:
- перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению;
- срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора.
В соответствии с пунктом 16.3 Правил N 861 обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом:
заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;
сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
В силу подпункта "г" пункта 25(1) Правил N 861 в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны: распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).
Согласно пункту 10 Технических условий к Договору ПАО "Ленэнерго" выполняет разработку организационно-технических мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям Общества.
Пунктом 6 Договора предусмотрено, что Сетевая организация (ПАО "Ленэнерго") обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по Договору, в том числе в части возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению (включая урегулирование разногласий с другими лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях
Как установлено Управлением и подтверждается материалами административного дела, ПАО "Ленэнерго" допущено нарушение пункта 16 Правил N 861 в части срока осуществления технологического присоединения со стороны сетевой организации, а именно: в установленный срок - до 16.11.2018 технологическое присоединение Объекта к электрическим сетям Обществом не осуществлено; в нарушение пункта 16.3 и 25 Правил N 861 и пункта 6 Договора Общество не исполнило обязанность по урегулированию отношений с иными лицами при опосредованном технологическом присоединении Объекта заявителя через опосредованные объекты электросетевого хозяйства СТСН "КП "Медовая поляна" в срок, установленный пунктом 16 Правил N 861 и пунктом 5 Договора.
Учитывая, установленный пунктом 5 Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению Объекта - 12 месяцев со дня заключения договора (с 15.11.2017), Управление правомерно определило время совершения правонарушения - 16.11.2018 (по истечении установленного Договором срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению). При этом, тот факт, что гр. Целих Е.В. уведомила сетевую организацию о выполнении со своей стороны мероприятий, предусмотренных Техническими условиями к Договору, только 16.11.2018, не освобождает Общество от выполнения в установленный пунктом 5 Договора срок (до 16.11.2018) мероприятий по технологическому присоединению, возложенных на сетевую организацию пунктом 10 Технических условий к Договору.
Управление правомерно квалифицировало действия Общества по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом вышеуказанных требований Правил N 861, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, равно как и доказательств принятия всех зависящих мер по соблюдению таких требований и недопущению правонарушения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном правонарушении.
Как установлено Управлением и следует из материалов дела, в срок, установленный пунктом 16 Правил N 861 для технологического присоединения объекта гр. Целих Е.В., Общество не предприняло всех необходимых и действенных мер для урегулирования отношений с третьими лицами (СТСН "КП "Медовая поляна"), в том числе, не обратилось с соответствующим исковым заявлением об обязании СТСН "КП "Медовая поляна" не препятствовать Обществу в осуществлении мероприятий по технологическому присоединению посредством объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих СТСН "КП "Медовая поляна", энергопринимающих устройств гр. Целих Е.В., проект соглашения об установлении сервитута был направлен Обществом 21.02.2019 в адрес СТСН "Долина уюта", а не в адрес СТСН "КП "Медовая поляна", при этом указанное письмо направлено уже за сроками выполнения мероприятий по технологическому присоединению, установленными Договором.
При таких обстоятельствах, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к верному выводу о нарушении Обществом требований Правил N 861 и правомерно посчитал доказанным наличие в действиях ПАО "Ленэнерго" состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Ссылки Общества на то, что Управление в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении неправомерно отказало в удовлетворении ходатайства Общества о привлечении в качестве свидетеля председателя СТСН "КП "Медовая поляна" Сухарева В.С., тем самым не были установлены все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, отклоняются судом апелляционной инстанции. В рассматриваемом случае, оценив в совокупности представленные в материалы дела об административном правонарушении документы и доказательства (в том числе заявление гр. Целих Е.В. с приложениями, а также представленные Обществом с пояснениями от 20.02.2019 документы) Управление правомерно посчитало доказанным событие и состав вмененного Обществу правонарушения.
Судом не установлено существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности; оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока.
Оценив характер и степень общественной опасности вмененного Обществу правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая значительное нарушение Обществом срока технологического присоединения, а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения Обществом правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.
Наказание в виде административного штрафа в размере 800000 руб. назначено Обществу в пределах санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Вместе с тем, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, суд первой инстанции посчитал возможным изменить оспариваемое постановление в части назначения наказания, снизив размер назначенного Обществу административного штрафа до 400000 руб.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Оценив обстоятельства дела, приведенные Обществом доводы о препятствовании СТСН "КП "Медовая поляна" в осуществлении опосредованного технологического присоединения, а также принятые Обществом меры к осуществлению технологического присоединения Объекта суд апелляционной инстанции полагает, что назначенное Обществу оспариваемым постановлением наказание (штраф в размере 800000 руб.) является чрезмерным, не соответствует тяжести совершенного правонарушения и носит неоправданно карательный характер.
С учетом изложенного, исходя из конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, принимая во внимание конституционный принцип соразмерности административного наказания, суд первой инстанции правомерно посчитал возможным снизить размер назначенного Управлением административного штрафа до 400000 руб.
По мнению суда апелляционной инстанции, наказание в указанном размере будет являться справедливым и соразмерным характеру и тяжести совершенного Обществом правонарушения, отвечает принципам разумности и неотвратимости юридической ответственности и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ
Доводы Общества о необходимости применения в рассматриваемом случае положений статьи 1.7 КоАП РФ, в связи с внесением в Правила N 861 изменений Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1622, отклоняются судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (часть 2 статьи 1.7 КоАП РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1622 пункт 8(5) Правил N 861 изложен в следующей редакции:
"В случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом (при наличии).
При этом садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество не вправе отказаться от подачи в сетевую организацию заявки на технологическое присоединение принадлежащих указанным лицам энергопринимающих устройств, а также препятствовать сетевой организации в осуществлении технологического присоединения таких энергопринимающих устройств и требовать за это плату".
Вместе с тем, на момент заключения Договора и совершения Обществом правонарушения (16.11.2018) положения пункта 8(5) Правил N 861 действовали в иной редакции (предусматривали, что заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию непосредственно гражданами, ведущими садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, или иными лицами).
При этом, в силу подпункта "г" пункта 25(1) Правил N 861, определяющего распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий, мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией.
Изменения, внесенные в Правила N 861 Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1622 не отменили административную ответственность за нарушение сетевой организацией Правил N 861 в части соблюдения установленного срока технологического присоединения.
Таким образом, оснований для применения в рассматриваемом случае положений статьи 1.7 КоАП РФ не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда от 25.11.2019 и удовлетворения апелляционной жалобы ПАО "Ленэнерго" не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 ноября 2019 года по делу N А56-62788/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-62788/2019
Истец: ПАО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ "ЛЕНЭНЕРГО"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
Третье лицо: Целих Е.В.