21 июля 2020 г. |
Дело N А44-1890/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
рассмотрев 20.07.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭКО-Новострой" на определение Арбитражного суда Новгородской области от 09.04.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2020 по делу N А44-1890/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭКО-Новострой", адрес: 173003, Новгородская обл., Великий Новгород, Стратилатовская ул., д. 9А, ОГРН 1125321002817, ИНН 5321154386 (далее - ООО "ЭКО-Новострой", Общество), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Центральному межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, адрес: 125475, Москва, Петрозаводская ул., д. 32А, ОГРН 5177746032789, ИНН 7743228223 (далее - Управление), о признании незаконным и отмене постановления от 19.03.2020 N 10673342203476167908 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 5000 руб.
Определением суда первой инстанции от 09.04.2020 заявление возвращено, как не подлежащее рассмотрению в арбитражном суде.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 09.06.2020 определение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить указанные судебные акты и направить вопрос о принятии заявления к производству на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование своей позиции податель жалобы указывает, что объектом вменяемого правонарушения являются общественные отношения в области дорожного движения, которые направлены не на обеспечение безопасности дорожного движения, а на исполнение обязанности, предусмотренной частью 1 статьи 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), по внесению платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, следовательно, правонарушение связано с осуществлением экономической деятельности.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, оспоренным постановлением Управления Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 12.21.3 КоАП РФ.
Общество не согласилось с постановлением административного органа и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в принятии заявления в порядке пункта 1 части 1 статьи 129 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил определение без изменения.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы ввиду следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 129 АПК РФ арбитражный суд возвращает исковое заявление, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления установит, что дело неподсудно данному арбитражному суду или подсудно суду общей юрисдикции.
Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (пункт 3 части 1 статьи 29 АПК РФ).
Согласно части 2 статьи 207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
Часть 3 статьи 30.1 КоАП РФ предусматривает, что постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Таким образом, обязательными критериями отнесения дела к компетенции арбитражного суда являются субъектный состав его участников и характер спора, возникший из правоотношений при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности. Само по себе наличие статуса юридического лица либо индивидуального предпринимателя не дает основания для отнесения любого спора с их участием к компетенции арбитражного суда.
Как разъяснено в пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в области безопасности дорожного движения.
При этом дела, прямо перечисленные в пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5, в любом случае подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции (вопрос 10 раздела VI Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014).
Административная ответственность, предусмотренная частью 1 статьи 12.21.3 КоАП РФ, установлена за движение транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, если внесение такой платы является обязательным. Данная статья включена в главу 12 КоАП РФ "Административные правонарушения в области дорожного движения".
При этом обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется в том числе посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения; материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения (статья 5 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Закон N 257-ФЗ, регулирующий отношения по организации дорожного движения, материального и финансового обеспечения мероприятий по его безопасности, является составной частью законодательства, регулирующего безопасность дорожного движения, все составные отрасли которого направлены на достижение в том числе таких целей, как: определение основ функционирования автомобильных дорог, их использования, осуществления дорожной деятельности в интересах пользователей автомобильными дорогами, собственников автомобильных дорог, государства, муниципальных образований; обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог, улучшение их технического состояния (статья 2 Закона N 257-ФЗ).
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 31.05.2016 N 14-П отмечено, что рассматриваемая плата направлена, в конечном счете, на обеспечение безопасности дорожного движения.
Исходя из объекта посягательства и характера вмененного Обществу административного правонарушения, суды двух инстанций пришли к правильному выводу о неподсудности данного дела арбитражному суду. Судами принято во внимание, что рассматриваемое правонарушение распространяется на всех лиц, перевозящих грузы, вне зависимости от их организационно-правовой формы и цели перевозки (для личного пользования или по договору), следовательно, спор не имеет экономического характера.
При этом доказательств обращения Общества в суд общей юрисдикции с теми же требованиями в материалах дела не имеется, что не исключает возможности реализовать им право на судебную защиту, гарантированное статьей 46 Конституции Российской Федерации, с соблюдением правил компетенции.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Новгородской области от 09.04.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2020 по делу N А44-1890/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭКО-Новострой" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.