03 августа 2020 г. |
Дело N А56-99889/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,
при участии от акционерного общества "Почта России" Кузьмина А.И. (доверенность от 07.10.2019),
рассмотрев 03.08.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Почта России" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2020 по делу N А56-99889/2019,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России", адрес: 313000, Москва, Варшавское шоссе, д. 37, ОГРН 1037724007276, ИНН 7714261610 (далее - ФГУП "Почта России"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу, адрес: 191025, Санкт-Петербург, Стремянная ул., д. 19, лит. А, ОГРН 1057810212503, ИНН 7801378679 (далее - Роспотребнадзор, Управление), от 22.08.2019 N Ю78-00-03/24-1813-2019 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Судом произведена замена ФГУП "Почта России" на акционерное общество "Почта России", ОГРН 1197746000000, ИНН 7724490000 (далее - Общество, АО "Почта России"), в порядке процессуального правопреемства в связи с реорганизацией юридического лица путем преобразования.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2020 решение суда первой инстанции по настоящему делу оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушения судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, суды неправильно применили положения Федерального закона от 07.08.2011 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ). АО "Почта России" считает, что в рассматриваемом деле нет состава административного правонарушения применительно к части 2 статьи 14.4. КоАП РФ, поскольку Общество обязано проводить идентификацию в отношении всех клиентов - физических лиц, независимо от суммы почтового перевода. В обоснование своей позиции Общество ссылается на действующую в период возникновения спорных правоотношений редакцию Закона N 115-ФЗ, информационное письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 12.12.2017 N 53, письмо Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий массовых коммуникаций от 05.05.2011 N КА-09308.
В судебном заседании представитель АО "Почта России" поддержал доводы жалобы.
Роспотребнадзор, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда в сети Интернет, явки своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечил, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемых судебных актов проверены в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, при обращении 06.04.2019 гражданина Третьякова А.В. за получением почтового отправления с наложенным платежом в почтовое отделение, расположенное по адресу: 195257, Санкт-Петербург, Гражданский пр., д. 92, корп. 1, ему было предложено заполнить лист опроса клиента - физического лица. В указанном листе опроса предлагалось предоставить сведения о принадлежности клиента и его близких родственников к публичным должностным лицам, наличии регистрации, места жительства и нахождения, счетов в Исламской республике Иран, Корейской народной демократической республике. Поскольку Третьяков А.В. отказался заполнить указанный бланк, сотрудники почтового отделения отказали ему в выдаче посылки.
В результате рассмотрения обращений Третьякова А.В. (от 07.05.2019, 30.05.2019 и 02.07.2019) должностным лицом Управления установлено, что сотрудниками Общества при оказании услуг почтовой связи по выдаче посылки неправомерно истребуется заполнение опросного листа.
По выявленному факту нарушения положений, предусмотренных пунктом 5 статьи 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", статьей 16 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", подпунктами "а" и "в" пункта 46, пунктом 33 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234 (далее - Закон о защите прав потребителей, Закон о почтовой связи, Правила оказания услуг почтовой связи, соответственно), пунктом 3.2.2.3 ГОСТ Р 53724-2009, в отношении АО "Почта России" 15.08.2019 составлен протокол об административном правонарушении N Ю-78- 00-03/24-1813-2019.
Постановлением от 22.08.2019 N Ю78-00-03/24-1813-2019 Роспотребнадзор признал АО "Почта России" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 2 статьи 14.4 КоАП РФ, назначил административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Общество, не согласившись с постановлением Роспотребнадзора, указывая на отсутствие события административного правонарушения, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, поскольку пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого постановления.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы ввиду следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 Кодекса. Частью 2 указанной статьи установлено административное наказание за повторное совершение административного правонарушения, обозначенного в части 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
В пункте 5 статьи 4 Закона о защите прав потребителей закреплена обязанность продавца (исполнителя) в случаях, когда законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
В силу статьи 16 Закона о почтовой связи, услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги. Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг.
Правилами оказания услуг почтовой связи предусмотрено, что, помимо прочего, операторы почтовой связи обязаны: пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки и обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора (подпункты "а" и "в" пункта 46 названных Правил).
Как установлено пунктом 33 Правил оказания услуг почтовой связи вручение почтовых отправлений, а также выплата почтовых переводов адресатам (уполномоченным представителям) осуществляются при предъявлении документа, удостоверяющего личность, или с использованием определенного оператором почтовой связи иного способа, обеспечивающего достоверное установление сведений о пользователе услугами почтовой связи, в том числе на основе кодов, паролей с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, а также иных технических устройств. При этом оператор почтовой связи осуществляет фиксирование данных документа, удостоверяющего личность адресата или его уполномоченного представителя (фамилия, имя, отчество (при наличии), номер документа, сведения о дате выдачи документа и выдавшем его органе); реквизитов доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия представителя (в случае, если от имени адресата действует уполномоченный представитель).
Согласно пункту 3.2.2.3 ГОСТ Р 53724-2009 каждому этапу оказания услуги соответствуют основные потребительские свойства, характеризующие ее объективные особенности, проявляющиеся при потреблении, в том числе: надежность, бесперебойность, качество передачи, качество услуги в целом.
Статьей 3 Закона N 115-ФЗ идентификация определяется как совокупность мероприятий по установлению определенных настоящим Федеральным законом сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий и (или) государственных и иных информационных систем.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, по общему правилу обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, установив в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество, гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Требования, устанавливающие правила идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, и подлежащие применению, в том числе и организациями федеральной почтовой связи, утверждены приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22.11.2018 N 366 (далее - Требования).
Таким образом, по смыслу действующего законодательства, идентификация клиента по общему правилу предполагает его обязанность предоставить почтовой организации вышеперечисленные сведения, которые должны быть подтверждены документально.
В силу пункта 11 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Вместе с тем подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ и пунктом 4 Требований предусмотрены исключения из общего правила в случаях, установленных пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 1.4-1, 1.4-2, 1.4-4 - 1.4-6 настоящей статьи.
Как следует из пункта 1.1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ, идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводится при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, страховых премий, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).
В статье 7.3 Закона N 115-ФЗ определены дополнительные к предусмотренным пунктом 1 статьи 7 названного Закона обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, при приеме на обслуживание и обслуживании некоторых категорий лиц. Вместе с тем в силу пункта 2 статьи 7.3. Закона N 115-ФЗ исполнение и этих обязанностей обусловлено минимальным финансовым пределом сделки - 15 000 рублей и отсутствием у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, подозрений, что данные операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Применительно к рассматриваемым обстоятельствам суды удостоверились, что сумма наложенного платежа за почтовое отправление, получаемого гражданином Третьяковым А.В., не превышала 15 000 руб. Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что в данном случае АО "Почта России" неправомерно сослалась на пункт 11 статьи 7 Закона N 115-ФЗ и отказалась выдать почтовое отправление названному гражданину в связи с незаполнением последним спорного опросного листа, и, следовательно, в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.4 КоАП РФ.
Оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды не усмотрели нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, равно как и оснований для применения в данном случае положений статьи 2.9 КоАП РФ. Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалы дела не представлено.
Указывая на положения пункта 12 статьи 7.2 Закона N 115-ФЗ (в редакции Федерального закона от 16.12.2019 N 438-ФЗ), суд первой инстанции лишь отметил последовательное введение законодателем при определении операций, по которым не проводится идентификация клиента - физического лица, той же ограничивающей суммы в 15 000 рублей, что и в пункте 1.1 статьи 7 и пункте 2 статьи 7.3 Закона N 115-ФЗ. Вопреки доводам жалобы, эти указания суда не привели к ошибочному решению по настоящему делу.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2020 по делу N А56-99889/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Почта России" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.