06 августа 2020 г. |
Дело N А56-70273/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Родина Ю.А., рассмотрев 06.08.2020 без проведения судебного заседания и вызова сторон кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Росэнергостроймонтаж" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2020 по делу N А56-70273/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Росэнергостроймонтаж", адрес: 192019, Санкт-Петербург, ул. Седова, д. 11, лит. А, пом. 713, ОГРН 1089847320221, ИНН 7813423020 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Невском районе Санкт-Петербурга, адрес: 193318, Санкт-Петербург, ул. Джона Рида, д. 2, корп. 2, лит. А, ОГРН 1037825022322, ИНН 7811125236 (далее - Фонд), от 23.05.2019 N 202S19190037839 о привлечении к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), в виде штрафа в сумме 11 000 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Решением суда первой инстанции от 04.02.2019 признано недействительным оспариваемое решение Фонда.
Постановлением апелляционного суда от 13.04.2020 решение от 04.02.2019 изменено, признано недействительным решение Фонда в части привлечения Общества к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде взыскания 8800 руб. штрафа; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального права, просит отменить постановление от 13.04.2020 и оставить в силе решение суда первой инстанции от 04.02.2020. По мнению подателя жалобы, в рассматриваемом случае Общество представило соответствующие сведения о застрахованных лицах за февраль 2019 года в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в срок, установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, о чем свидетельствуют отчет о направлении и справка специализированного оператора связи о прохождении отчета. Со ссылкой на определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N ВАС-7317/12 заявитель считает, что представление отчетности с неверным указанием электронного адреса получателя (в данном случае территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации) не образует состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 закона N 27-ФЗ. Также Общество ссылается на то, что им самостоятельно исправлена допущенная ошибка и приняты все меры для представления отчетности в надлежащий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Законность обжалуемого постановления проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 и частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как усматривается из материалов дела, Общество, зарегистрированное в качестве страхователя с 20.12.2017 в Фонде, 15.03.2019 по телекоммуникационным каналам связи представило отчетность по форме СЗВ-М за февраль 2019 года в адрес государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурге. Впоследствии, 18.03.2019, посредством почтовой связи Общество направило отчетность по форме СЗВ-М за февраль 2019 года в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя.
В связи с нарушением Обществом срока представления отчетности СЗВ-М за февраль 2019 года, установленного в пункте 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, Фондом составлен акт от 11.04.2019 N 202S18190029995 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, и принято решение от 23.05.2019 N 202S19190037839 о привлечении к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 11 000 руб.
Не согласившись с решением Фонда, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования. Принимая такое решение, суд исходил из ошибочного направления Обществом в установленный законом срок сведений о застрахованных лицах за февраль 2019 года в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурге и последующего исправления допущенной ошибки путем направления соответствующих сведений по правильному адресу. При этом, как указал суд, Общество самостоятельно выявило ошибку до ее обнаружения Фондом и реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорный период, что допускает не применять к заявителю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона 27-ФЗ.
Апелляционный суд изменил решение суда первой инстанции, сделав вывод, что в рассматриваемом случае имеются основания для применения к Обществу финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ. Принимая такое решение, суд апелляционной инстанции исходил из наличия у Общества обязанности представлять сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, указанные в пункте 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя. Поскольку сведения о застрахованных лицах за февраль 2019 года были направлены в Фонд только 18.03.2019, т.е. по истечении установленного срока, суд посчитал, что в действиях Общества имеется состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ. В то же время, установив наличие смягчающих обстоятельств, суд апелляционной инстанции снизил размер финансовых санкций и признал незаконным оспариваемое решение Фонда в части назначения Обществу штрафа в сумме 8800 руб.
Суд кассационной инстанции, ознакомившись с доводами кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения, исходя из следующего.
На основании статьи 1 Закона N 27-ФЗ Общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ обязано представлять в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 названного Закона) о всех работающих у него по трудовому договору и заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, лицах, за которых оно уплачивает страховые взносы.
Согласно пункту 24 действовавшей в спорный период Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, страхователь представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя в порядке и сроки, установленные Законом N 27-ФЗ.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в пенсионный фонд о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения по форме СЗВ-М, где указываются: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилия, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, указанные в пункте 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, страхователь представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации (пункт 1 указанной статьи).
Данные сведения представляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
Согласно статье 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 данного Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, суд апелляционной инстанции правильно указал, что сведения по форме СЗВ-М за февраль 2019 года Общество должно было представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя, т.е. в Фонд, не позднее 15.03.2019.
Между тем материалами дела подтверждается, что сведения по форме СЗВ-М за февраль 2019 года Общество направило в Фонд посредством почтовой связи только 18.03.2019.
Факт направления Обществом 15.03.2019 по телекоммуникационным каналам связи отчетности по форме СЗВ-М за февраль 2019 года в адрес иного территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, а именно государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурге, апелляционный суд обоснованно не расценил в качестве обстоятельства, свидетельствующего о необоснованном привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 закона N 27-ФЗ.
У Общества отсутствовала обязанность представить в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурге сведения о застрахованных лицах за февраль 2019 года, поскольку с 20.12.2017 Общество зарегистрировано в качестве страхователя в ином территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации, которому ранее направляло все предшествующие отчеты по форме СЗВ-М.
Исходя из того, что настоящее дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, принятые по данному делу судебные акты, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 АПК РФ.
Основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 3 статьи 288.2 АПК РФ).
Доводы Общества не подтверждают существенных нарушений апелляционным судом норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого постановления и удовлетворения жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2020 по делу N А56-70273/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Росэнергостроймонтаж" - без удовлетворения.
Судья |
Ю.А. Родин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.