г. Санкт-Петербург |
|
13 апреля 2020 г. |
Дело N А56-70273/2019 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Згурская М.Л.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5383/2020) ГУ-УПФ РФ в Невском районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.02.2020 по делу N А56-70273/2019 (судья Т.М. Ресовская), принятое
по заявлению ООО "Росэнергостроймонтаж"
к ГУ-УПФ РФ в Невском районе Санкт-Петербурга
о признании недействительным решения, рассмотренному в порядке упрощенного производства
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Росэнергостроймонтаж" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт - Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Невском районе Санкт- Петербурга (далее - фонд) о признании недействительным решения от 23.05.2019 N 202S19190037839.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 27.12.2019 в виде резолютивной части заявление удовлетворено.
04.02.2020 изготовлено мотивированное решение.
В апелляционной жалобе фонд просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального права. В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что с 20.12.2017 общество зарегистрировано в качества страхователя в государственном учреждении - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Невском районе Санкт- Петербурга; сведения по форме СЗВ-М за февраль 2019 года направлены обществом в фонд 18.03.2019 по почте, что подтверждается описью вложения в ценное письмо.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, фондом проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления предприятием сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
В ходе проверки установлен факт несвоевременного представления обществом сведений на 22 застрахованных лица по форме СЗВ-М за февраль 2019 года.
Выявленные нарушения отражены в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 11.04.2019 N 202S18190029995.
Решением от 23.05.2019 N 202S19190037839 общество привлечено к ответственности и по пункту 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 11 000 руб.
Не согласившись с законностью вынесенного фондом решения, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд пришел к выводу об отсутствии у фонда оснований для привлечения общества к ответственности по пункту 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в связи с чем, признал недействительным решение фонда от 23.05.2019 N 202S19190037839.
Апелляционная инстанция считает, что решение суда подлежит изменению.
Пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно абзацу четвертому статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица; взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Делая вывод об отсутствии у фонда оснований для привлечения общества к ответственности по пункту 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, суд указал, что 15.03.2019 заявитель ошибочно направил сведения о застрахованных лицах в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга, что подтверждается отчетом о направлении, справкой специализированного оператора связи ООО "Компания Тензор" о прохождении отчета. Позже заявителем была исправлена допущенная ошибка и отчет по форме СЗВ-М за февраль 2019 года направлен по правильному адресу и отчетность была принята. Таким образом, документы направлены заявителем в фонд в установленный срок. Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения фондом, заявитель реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, что допускает не применять к заявителю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, с 20.12.2017 общество зарегистрировано в качества страхователя в государственном учреждении - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Невском районе Санкт- Петербурга.
Все предшествующие отчеты по форме СЗВ-М направлялись заявителем в фонд.
Сведения по форме СЗВ-М за февраль 2019 года направлены обществом в фонд 18.03.2019 по почте, что подтверждается описью вложения в ценное письмо.
Таким образом, представление страхователем сведений по форме СЗВ-М за февраль 2019 года по истечении срока, предусмотренного статьей 11 Закона N 27-ФЗ, свидетельствует о наличии состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Вместе с тем, размер штрафной санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.
На необходимость индивидуализации наказания, назначения штрафов с учетом характера, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях.
Так, в частности, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3), подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования", как исключивший возможность при применении ответственности, установленной Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств.
Конституционный Суд Российской Федерации также отметил, что если санкция была применена должностным лицом, суд не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Мера ответственности за совершение конкретного правонарушения устанавливается судом на основании всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые суд оценивает по своему внутреннему убеждению.
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 5 постановления от 19.01.2016 N 2-П указал, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Законом N 212-ФЗ за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации, если санкция была применена должностным лицом, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской от 08.12.2009 N 11019/09, размер штрафной санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции установил обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение рассматриваемого правонарушения, такие как ошибочное направление сведений по форме за февраль 2019 года в иной территориальный орган Пенсионного фонда и незначительный период пропуска срока предоставления сведений о застрахованных лицах. При таких обстоятельствах апелляционная инстанция считает возможным применить указанную правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации и снизить размер примененной в отношении общества санкции в 5 раз, то есть до 2 200 руб.
Таким образом, решение фонда от 23.05.2019 N 202S19190037839 в части назначения обществу штрафа в сумме 8 800 руб. подлежит признанию недействительным.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит изменению.
Расходы по уплате государственной пошлины подлежат распределению в соответствии со статьей 110 АПК РФ с учетом разъяснений, содержащихся в абзаце 4 пункта 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах".
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.02.2020 по делу N А56-70273/2019 изменить, изложив его в следующей редакции:
Признать недействительным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Невском районе Санкт- Петербурга от 23.05.2019 N 202S19190037839 в части назначения обществу с ограниченной ответственностью "Росэнергостроймонтаж" штрафа в сумме 8 800 руб.
В остальной части в удовлетворении заявления отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Невском районе Санкт-Петербурга в пользу общества с ограниченной ответственностью "Росэнергостроймонтаж" 3 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины по иску.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Росэнергостроймонтаж" в доход федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья
М.Л. Згурская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-70273/2019
Истец: ООО "РОСЭНЕРГОСТРОЙМОНТАЖ"
Ответчик: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В НЕВСКОМ РАЙОНЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Хронология рассмотрения дела:
06.08.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7098/20
13.04.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-5383/20
04.02.2020 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-70273/19
28.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-70273/19