07 августа 2020 г. |
Дело N А56-98725/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 05.08.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.12.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2020 по делу N А56-98725/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Северный ветер", адрес: 195176, Санкт-Петербург, ул. Панфилова, д. 28, лит. А, ОГРН 1094703008674, ИНН 4703114016 (далее - ООО "Северный ветер", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании заключения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - УФАС, Управление) от 13.08.2019 по делу N Т02-504/19, принятого по результатам рассмотрения сведений, предоставленных федеральным государственным унитарным предприятием "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в лице филиала "Санкт-Петербургский региональный центр", адрес: 129515, Москва, ул. Академика Королева, д.13, ОГРН 10277739456084, ИНН 7717127211 (далее - ФГУП "РТРС", Предприятие) об Обществе как недобросовестном участнике закупки.
Судом к участию в деле, в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ФГУП "РТРС".
Решением суда от 09.12.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.03.2020, заявленные Обществом требования удовлетворены: оспариваемое заключение УФАС признано недействительным.
В кассационной жалобе УФАС просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение. УФАС настаивает на ошибочной оценке судами значимых обстоятельств, на обоснованном восприятии антимонопольным органом вины и недобросовестного поведения Общества как участника закупки применительно к обстоятельствам дела, а равно действиям Предприятия (заказчика), имеющим значение для правильного решения вопроса о признаках недобросовестности в действиях подрядчика - ООО "Северный ветер". По мнению УФАС, Общество, как субъект предпринимательской деятельности, подавая заявку на торги, приняло все условия Документации о закупке и должно было выполнить работы материалами которые определены заказчиком.
Представители сторон, третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 02.07.2019 ФГУП "РТРС" в лице филиала "СПб региональный центр" (заказчик) на сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 31908058443 о проведении конкурса в электронной форме на выполнение работ по нанесению защитного покрытия лакокрасочными материалами на металлоконструкции телевизионной антенной опоры (башни H = 301,5-м) Цеха ЛРТПЦ от отметки 0 до 187 м (только для субъектов малого и среднего предпринимательства) (далее - Конкурс), а также Документация.
Конкурс проводился в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) и Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП "РТРС", утвержденное Приказом от 19.12.2018 N 224.
Согласно информации размещенной на сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov..ru означенный конкурс признан несостоявшимся, в виду подачи только одной заявки (ООО "Северный ветер").
В соответствии с протоколом подведения итогов конкурса от 11.07.2019 N 946137, победителем признано ООО "Северный ветер".
ФГУП "РТРС" 23.07.2019 разместило договор на электронной торговой площадке "РТС-Тендер" для подписания Обществом как победителем конкурса. В соответствии с пунктом 6.2 Документации срок подписания договора победителем Конкурса - не позднее 31.07.2019 (не позднее чем через 20 дней с даты размещения на официальном сайте итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки).
Поскольку Общество в установленный срок не подписало проект договора, Предприятие признало ООО "Северный ветер" уклонившимся от заключения договора (протокол признания победителя закупки уклонившимся от заключения договора от 01.08.2019 N 31908058443-04) и направило в УФАС соответствующее заявление (вх. N 23214- ЭП/19 от 02.08.2019).
По результатам рассмотрения указанного обращения УФАС вынесено заключение от 13.08.2019 N Т02-504/19, в соответствии с которым Управление приняло решение направить в Федеральную антимонопольную службу сведения, представленные Предприятием в отношении ООО "Северный ветер" для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) в связи с уклонением от заключения договора.
Не согласившись с заключением УФАС, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суды исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили значимую компетенцию УФАС, обстоятельства дела и указали на отсутствие у Управления правовых и фактических оснований для принятия оспариваемого заключения. Суды согласились с доводами Общества об отсутствии в его действиях признаков недобросовестности и, как следствие, оснований для включения его в РНП в качестве меры гражданско-правовой ответственности. Такая мера ответственности в рассматриваемой ситуации, по мнению судов, не адекватна существу допущенного Обществом гражданского правонарушения - несвоевременного подписания договора.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, отвечают положениям Закон N 223-ФЗ, правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 АПК РФ).
В силу части 1 статьи 1 Закон N 223-ФЗ целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ).
В соответствии с пунктом 16 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.
Согласно пункту 15 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки (пункт 15 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ).
В рассматриваемом случае согласно Документации предметом конкурса являлось выполнение работ по нанесению защитного покрытия лакокрасочными материалами на металлоконструкции телевизионной антенной опоры (башни H = 301,5-м) Цеха ЛРТПЦ от отметки 0 до 187 м. При начальной (максимальной) цене - 4 996 892 руб.; без внесения обеспечения исполнения договора (пункт 4.2 Документации).
Требования к качеству работ определены в разделе 10 "Техническая часть" Документации.
Так согласно пункту 2.2 раздела 10 "Техническая часть" Документации нанесение защитного покрытия ЛКМ на металлоконструкции ТВ башни должна производиться в несколько этапов:
- очистка металлоконструкций от старой краски с обезжириванием поверхности металлоконструкций, с оформлением акта на скрытые работы;
- обеспыливание поверхности металлоконструкций;
- нанесение защитного покрытия ЛКМ "Jotun Conseal Touch-Up" RAL 7004 на металлоконструкции ТВ башни или аналогичного акрилового покрытия физического отверждения сигнального серого цвета, наносимое в 1 слой толщиной 120 мкм, имеющим заключение о сроке службы покрытия в открытой промышленной атмосфере умеренного и холодного климата (не менее 12 лет) и не более 11 часов высыхания при t=10°C до твердой пленки, допускающее перемещение людей, с соблюдением требований Приказа Федеральной аэронавигационной службы от 28.11.2007 N 119 и Приказа Минтранса России от 25.08.2015 N 262.
Таким образом, по рассматриваемому контракту Документацией была предусмотрена возможность замены защитного покрытия металлоконструкций ЛКМ "Jotun Conseal Touch-Up" RAL 7004 на аналогичное акриловое покрытие, при условии, что такое покрытие отвечает требованиям, установленным в пункте 2.2 раздела 10 "Техническая часть" Документации.
В соответствии с пунктом 6.2 Документации: договор по результатам конкурентной закупки с участником закупки, обязанным заключить договор, заключается не ранее чем через 10 (десять) дней и не позднее чем через 20 (двадцать) дней с даты размещения на официальном сайте итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.
Договор по результатам закупки, заключается на условиях, которые предусмотрены проектом договора, Документацией, извещением и заявкой участника закупки, обязанного заключить договор (пункт 6.3.3 Документации).
Участник закупки, обязанный заключить договор, признается в силу пункта 6.5 Документации уклонившимся от заключения договора в следующих случаях:
1) участник, обязанный заключить договор, не предоставил заказчику в срок, указанный в пункте 6.2. настоящей Документации, подписанный им договор, либо не предоставил надлежащее обеспечение исполнения договора;
2) при заключении договора установлено, что участник закупки, обязанный заключить договор, не соответствует требованиям, установленным в Документации;
3) Участник закупки, обязанный заключить договор, предоставил недостоверные сведения в заявке на участие в конкурентной закупке.
Суды удостоверились в том, что Предприятие разместило на электронной торговой площадке "РТС-Тендер" текст договора для подписания Обществом как победителем конкурса - 23.07.2019.
Следовательно, в соответствии с положениями пункта 6.2 Документации срок подписания договора победителем конкурса - не позднее 31.07.2019 (через 20 дней с даты размещения итогового протокола).
Поскольку Общество в установленный срок (до 31.07.2019) не подписало проект договора, Предприятие правильно признало Общество уклонившимся от заключения договора (протокол признания победителя закупки уклонившимся от заключения договора от 01.08.2019 N 31908058443-04.), при соблюдении срока для его размещения (часть 12 статьи 4 Закона N 223-ФЗ).
В силу части 2 статьи 5 Закона N 223-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в единой информационной системе (часть 3 статьи 5 Закона N 223-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 5 Закона N 223-ФЗ перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и осуществления полномочий по ведению реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Законом N 223-ФЗ, в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе" и от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Федеральной антимонопольной службой принят приказ от 18.03.2013 N 164/13 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Приказ N 164/13).
В соответствии с пунктом 1 Приказа N 164/13 на комиссию ФАС России и соответствующие комиссии территориальных органов ФАС России возложена обязанность по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, полномочия по проверке сведений, предоставляемых в ФАС России в соответствии с Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 (далее - Сведения).
Сведения рассматриваются соответствующими территориальными органами ФАС России по месту нахождения заказчика (пункт 2.4 Приказа N 164/13).
Согласно пункту 2.1 Приказа N 164/13 соответствующая комиссия антимонопольного органа проводит проверку сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в течение 10 дней с даты их поступления. По результатам проверки сведений комиссия дает соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС для принятия им решения о включении либо об отсутствии оснований для включения сведений в реестр, которое оформляется приказом ФАС России.
Вместе с тем, включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта участвовать в торгах.
При этом, в соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Закон N 223-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязан устанавливать обстоятельства недобросовестного поведения хозяйствующего субъекта.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом, признанным победителем закупки, и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта.
Ввиду этой меры в каждом конкретном случае должно решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры гражданско-правовой ответственности в отношении определенного нарушителя исходя из значимого комплекса обстоятельств.
По настоящему делу действия исполнителя (Общества), направленные на умышленное одностороннее нарушение принципов Закона N 223-ФЗ, не подтверждены.
Суды обоснованно сочли, что не подписание договора в установленный законом срок не обусловлено в данном случае недобросовестным поведением участника и намеренным уклонением Общества от подписания такого договора.
Означенный вывод основан на том, что Обществом принимались меры по урегулированию разногласий и заключению договора, что подтверждается представленными в материалы дела протоколами совещаний от 26.07.2019 и 29.07.2019, содержащих предложение использовать вместо ЛКМ "Jotun Conseal Touch-U" аналогичное и более дешевое лакокрасочное покрытие - NORRAPID производителя NORMALLI (притом что разницу в цене на аналог Общество предложило возместить заказчику путем снижения стоимости договора).
Однако, при отсутствии доказательства того, что предлагаемое Обществом лакокрасочное покрытие NORRAPID производителя NORMALLI не отвечало характеристикам, предусмотренным пунктом 2.2 раздела 10 "Техническая часть" Документации, названное предложение заказчиком принято не было.
Последовательно проанализировав действия Общества, суды не усмотрели в его действиях намеренного уклонения от подписания договора по результатам спорного конкурса по извещению N 31908058443, как следствие, сочли несправедливой санкцию в виде включения сведений об Обществе в РНП сроком на два года.
Соответствующие выводы судов подтверждаются материалами дела и не опровергнуты заказчиком и УФАС в ходе судебного разбирательства посредством тех или иных имеющихся в деле доказательств.
При таких обстоятельствах и доказательствах суды правильно сочли оспариваемое заключение УФАС от 13.08.2019 N Т02-504/19, принятое по результатам рассмотрения представленных Предприятием сведений о недобросовестном участнике закупки ООО "Северный ветер", не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы Общества в экономической сфере.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 АПК РФ.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.12.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2020 по делу N А56-98725/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.