10 августа 2020 г. |
Дело N А42-8295/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Аникиной Е.А., Соколовой С.В.,
рассмотрев 05.08.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия атомного флота на решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.12.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2020 по делу N А42-8295/2019,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие атомного флота, адрес: 183017, г. Мурманск, почтовое отделение Мурманск-17, ОГРН 1025100864117, ИНН 5192110268 (далее - Предприятие, ФГУП "Атомфлот"), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Северо-Европейского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, адрес: 197101, Санкт-Петербург, Малая Монетная ул., д. 2а, ОГРН 1037828018535, ИНН 7809010213 (далее - Управление), от 30.07.2019 N 02-52.11/3852, которым Предприятие привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб.; о прекращении производства по административному делу.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 11.12.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2020, в удовлетворении заявления Предприятия в части отмены постановления Управления отказано. В остальной части производство по делу прекращено.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение ими обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, Управлением при проведении проверки нарушены требования Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ). Предприятие указывает, что при проведении проверки Управлению надлежало руководствоваться Административным регламентом, утвержденным приказом Ростехнадзора от 15.12.2011 N 703, который не предусматривает возможности проведения проверочных мероприятий в рамках режима постоянного государственного надзора. Следовательно, как считает податель жалобы, Управление в данном случае должно было соблюсти требования статей 9 и 14 Закона N 294-ФЗ.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в период с 17.06.2019 по 21.06.2019 уполномоченными лицами Управления во исполнение требований Положения о режиме постоянного надзора на объектах использования атомной энергии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 373 (далее - Положение N 373), в соответствии с планом работы своего отдела по надзору за учетом, контролем и физической защитой ядерных материалов и установок на июнь 2019 г. была проведена выездная проверка состояния системы учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, системы физической защиты ядерных материалов и радиоактивных веществ на Предприятии.
В ходе проверки Управлением выявлены нарушения Предприятием обязательных требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, а именно пунктов 37, 47 и 50 Федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Требования к системам физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов" (НП-083-15), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.09.2015 N 343 (далее - НП-083-15).
В связи с этим Управление составило в отношении ФГУП "Атомфлот" протокол от 17.06.2019 N 02-52.11/3722 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.6 КоАП РФ.
Постановлением от 30.07.2019 N 02-52.11/3852 Управление привлекло Предприятие к административной ответственности по части 1 статьи 9.6 КоАП РФ и назначило ему административный штраф в размере 300 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Предприятие обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив наличие в действиях Предприятия состав вмененного административного нарушения и соблюдение административным органом процедуры и сроков привлечения лица к административной ответственности, в удовлетворении заявления отказали.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Предприятия не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Частью 1 статьи 9.6 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение норм и правил в области использования атомной энергии.
Согласно оспариваемому постановлению Предприятию вменяется нарушение пунктов 37, 47 и 50 НП-083-15, устанавливающих следующие требования:
- оценка эффективности системы физической защиты должна проводиться при создании системы физической защиты, а также в случаях: совершенствования системы физической защиты; изменения угроз и модели нарушителей; изменения состава и категорий предметов физической защиты и (или) мест их размещения на ядерном объекте; изменения состава, структуры и порядка функционирования системы физической защиты; изменения системы охраны, численности личного состава подразделения охраны, тактики действия, его оснащения вооружением, средствами связи и транспортными средствами, расположения караульного помещения;
- на ядерном объекте должна быть создана служба безопасности как структурное подразделение, относящееся к основным производственным подразделениям ядерного объекта, выполняющее функции обеспечения физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов. Функции службы безопасности не могут быть переданы иным структурным подразделениям ядерного объекта;
- в помещении центрального пункта управления должна постоянно находиться смена численностью не менее двух операторов. Запрещается оставлять указанные пункты управления без операторов.
Факт несоблюдения Предприятием вышеприведенных нормативных положений установлен судами, подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем.
Выражая несогласие с принятыми по делу судебными актами, Предприятие приводит довод о нарушении Управлением требований Закона N 294-ФЗ. Данный довод заявителя был предметом рассмотрения судами двух инстанций и ему дана надлежащая правовая оценка.
Суды обосновано отметили, что в соответствии со статьей 13.1 Закона N 294-ФЗ в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты повышенной опасности и осуществляющих на этих объектах технологические процессы, представляющие опасность причинения вреда жизни или здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, устанавливается режим постоянного государственного контроля (надзора), предусматривающий возможность постоянного пребывания уполномоченных должностных лиц органов государственного контроля (надзора) на объектах повышенной опасности и проведение указанными лицами мероприятий по контролю за состоянием безопасности и выполнением мероприятий по обеспечению безопасности на таких объектах. К объектам повышенной опасности, в отношении которых устанавливается режим постоянного государственного контроля (надзора), относятся опасные производственные объекты I класса опасности; гидротехнические сооружения I класса (в соответствии с перечнем классов, установленным Правительством Российской Федерации); отдельные объекты использования атомной энергии.
В данном случае, как установлено судами, проверка проведена Управлением в режиме постоянного государственного надзора в соответствии с Положением N 373, которое устанавливает порядок осуществления постоянного государственного надзора (в том числе проверок и отдельных мероприятий по контролю) на объектах использования атомной энергии, включенных в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов использования атомной энергии, в отношении которых вводится режим постоянного государственного надзора (далее соответственно - объекты повышенной опасности, надзор).
Ядерные установки, радиационные источники, пункты хранения ядерных материалов, хранилища радиоактивных отходов ФГУП "Атомфлот" входят в Перечень объектов использования атомной энергии, в отношении которых вводится режим постоянного государственного надзора, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 610-р.
Согласно пунктам 2 и 3 Положения N 373 режим надзора на объектах повышенной опасности обеспечивается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии. Режим надзора предусматривает постоянное пребывание на объектах повышенной опасности уполномоченных должностных лиц Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - уполномоченные лица) и проведение уполномоченными лицами мероприятий по контролю за состоянием безопасности на объектах повышенной опасности. Списки уполномоченных лиц утверждаются руководителями соответствующих территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и направляются в установленном порядке руководителям организаций (филиалов), эксплуатирующих объекты повышенной опасности.
Управление является территориальным органом межрегионального уровня, осуществляющим функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области использования атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения) в пределах установленной сферы деятельности на территории Мурманской обл. (пункт 1 Положения о Северо-Европейском межрегиональном территориальном управлении по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 28.06.2016 N 243).
Проведение проверок и отдельных мероприятий по контролю осуществляется с целью проверки соблюдения руководителями и иными должностными лицами организаций (филиалов), эксплуатирующих объекты повышенной опасности, требований законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии, направленных на обеспечение безопасности, а также соответствия объектов повышенной опасности, их элементов и систем указанным требованиям (пункт 5 Положения N 373).
В соответствии с Положением N 373 руководителем Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору утверждена структура Управления, в состав которой включен отдел по надзору за учетом, контролем и физической защитой ядерных материалов и установок.
Согласно пункту 5 названного Положения указанный отдел осуществляет государственный надзор на поднадзорных Управлению объектах использования атомной энергии, в отношении которых установлен режим постоянного государственного надзора: за соблюдением федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, условий действия лицензий в области использования атомной энергии, разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии в части: физической защиты ядерных материалов, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения; учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов; за состоянием антитеррористической защищенности ядерных объектов.
Как следует из материалов дела, приказом руководителя Управления от 17.05.2019 N 32 утверждены списки должностных лиц, уполномоченных на осуществление постоянного государственного надзора. В список лиц, уполномоченных осуществлять постоянный государственный надзор на объектах использования атомной энергии ФГУП "Атомфлот", включены работники отдела по надзору за учетом, контролем и физической защитой ядерных материалов и установок. Указанный приказ был направлен в адрес ФГУП "Атомфлот".
На основании пункта 8 Положения N 373 надзор осуществляется в соответствии с планами работ структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Судами установлено, что спорная проверка проведена в соответствии с планом работы Управления (отдела по надзору за учетом, контролем и физической защитой ядерных материалов и установок) на июнь 2019 г.
Планирование проверок и отдельных мероприятий по контролю в силу пунктов 9 и 10 Положения N 373 осуществляется исходя из сроков проведения на объектах повышенной опасности ядерно опасных и (или) радиационно опасных работ, технологических процессов, произошедших на объектах повышенной опасности нарушений в работе, а также исходя из необходимости обеспечения контроля безопасности объектов повышенной опасности, их элементов и систем, важных для безопасности. Выписки из планов работ структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в части, касающейся осуществления мероприятий по контролю, направляются уполномоченными лицами руководителям организаций (филиалов), эксплуатирующих объекты повышенной опасности, для ознакомления.
Суды констатировали, что во исполнение требований пункта 10 Положения N 373 выписка из плана работы Управления (отдела по надзору за учетом, контролем и физической защитой ядерных материалов и установок) на июнь 2019 г. была направлена в адрес ФГУП "Атомфлот".
Пунктом 11 Положения N 373 установлено, что сведения о проведенных проверках и отдельных мероприятиях по контролю при осуществлении надзора уполномоченными лицами вносятся в журнал постоянного государственного надзора, форма и порядок ведения которого устанавливаются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Согласно пункту 12 Положения N 373 предусмотрено, что в случае выявления в ходе проведения проверок и отдельных мероприятий по контролю нарушений организацией (филиалом) и (или) ее должностными лицами требований законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии, направленных на обеспечение безопасности, уполномоченные лица принимают меры по пресечению таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом в журнале постоянного государственного надзора делается соответствующая запись, а выписка из указанного журнала направляется уполномоченными лицами руководителю организации (филиала), эксплуатирующей объекты повышенной опасности, для ознакомления.
Порядок осуществления постоянного государственного надзора на объектах использования атомной энергии установлен пунктами 94 - 120 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по федеральному государственному надзору в области использования атомной энергии, утвержденного приказом Ростехнадзора от 07.06.2013 N 248. Результатом указанного административного действия является: запись в журнале постоянного государственного надзора; в случае выявления нарушений выдача предписания об устранении выявленных нарушений, возбуждение и осуществление производства по делу об административном правонарушении (либо передача его на рассмотрение в судебные органы), а также принятие других мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации; акт проведения мероприятия по контролю перед осуществлением отдельных видов работ (выборочной), в том числе ремонтных работ с применением сварки на оборудовании и трубопроводах, важных для безопасности, работ по реконструкции (модернизации) систем и оборудования, важных для безопасности, испытаний систем и оборудования, важных для безопасности, не предусмотренных технологическим регламентом эксплуатации, инструкциями по эксплуатации (пункт 112 названного Регламента).
На основании материалов дела судами установлено, что по завершении контрольного мероприятия должностными лицами Управления сделаны соответствующие записи в журнале постоянного государственного надзора на объектах атомной энергии ФГУП "Атомфлот", выписка из которого также была направлена в адрес Предприятия.
С учетом приведенных нормативных положений и установленных обстоятельств дела суды пришли к обоснованному выводу, что нарушения, послужившие основанием для вынесения оспариваемого постановления, выявлены Управлением в рамках его компетенции и с соблюдением установленного порядка.
Также судами была дана надлежащая оценка наличию вины Предприятия в совершении вменяемого ему правонарушения. Суды констатировали, что ФГУП "Атомфлот" имело возможность исполнить надлежащим образом нормы и правила, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но не приняло всех зависящих от него мер по их соблюдению.
В связи с этим суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях Предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.6 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе производства дела об административном правонарушении судами не установлено, срок давности привлечения Предприятия к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Выводы судов основаны на правильном применении норм права к установленным ими обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судами доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.12.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2020 по делу N А42-8295/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия атомного флота - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.