г. Санкт-Петербург |
|
17 марта 2020 г. |
Дело N А42-8295/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Сомовой Е.А., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Царегородцевым Е.А.
при участии:
от заявителя: Малниекс А.А. по доверенности от 04.12.2019
от заинтересованного лица: Сыромятников Г.С. по доверенности от 03.03.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1898/2020) ФГУП "Атомфлот" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.12.2019 по делу N А42-8295/2019, принятое
по заявлению ФГУП "Атомфлот"
к Северо-Европейскому межрегиональному территориальному управлению по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
об оспаривании постановления
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие атомного флота (ОГРН: 1025100864117, адрес: 183017, г. Мурманск, почтовое отделение Мурманск-17; далее - заявитель, Предприятие, ФГУП "Атомфлот") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Северо-Европейскому межрегиональному территориальному управлению по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (адрес: 197101, Санкт-Петербург, ул. Малая Монетная, д. 2а; далее - административный орган, Управление, заинтересованное лицо) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 30.07.2019 N 02-52.11/3852, которым Предприятие привлечено к ответственности по части 1 статьи 9.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб.; о прекращении производства по делу.
Решением от 11.12.2019 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований об отмене постановления Управления отказал; в остальной части производство по делу прекратил.
Не согласившись с решением суда, ФГУП "Атомфлот" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Предприятие указывает на неправомочность Управления по проведению проверок в рамках постоянного государственного надзора.
В судебном заседании представитель ФГУП "Атомфлот" поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, в период с 17.06.2019 по 21.06.2019 уполномоченными лицами Управления во исполнение требований Положения о режиме постоянного надзора на объектах использования атомной энергии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 N 373, в соответствии с планом работы отдела по надзору за учетом, контролем и физической защитой ядерных материалов и установок на июнь 2019 года, по адресу: г. Мурманск-17, проведена выездная проверка состояния системы учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, системы физической защиты ядерных материалов и радиоактивных веществ на Предприятии.
В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии: "Требования к системам 3 физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов" (НП-083-15), а именно пунктов 37, 47, 50 НП-083-15.
Заявителю выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 21.06.2019 N 02-51.2/3331, имеющее гриф "секретно".
В связи с выявлением указанных нарушений, уполномоченным лицом административного органа в отношении ФГУП "Атомфлот" составлен протокол от 17.06.2019 N 02-52.11/3722 о выявленном административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.6 КоАП РФ.
На основании данного протокола уполномоченным лицом Управления рассмотрены материалы дел об административном правонарушении и вынесено постановление от 30.07.2019 N 02-52.11/3852 о привлечении ФГУП "Атомфлот" к административной ответственности по части 1 статьи 9.6 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Определением от 06.09.2019 N 02-52.11/4216 Управление исправило допущенную в абзаце 2 на странице 1 постановления по делу об административном правонарушении от 30.07.2019 N 02-52.11/3852 описку (опечатку), заменив слова "на объекте использования атомной энергии - в Федеральном государственном унитарном предприятии атомного флота (ФГУП "Атомфлот")" словами "на объектах использования атомной энергии - в Федеральном государственном унитарном предприятии атомного флота (ФГУП "Атомфлот")".
Не согласившись с вынесенным постановлением Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава инкриминируемого правонарушения и отсутствии процессуальных нарушений при производстве по административному делу, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Частью 1 статьи 9.6 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение норм и правил в области использования атомной энергии.
Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Требования к системам физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов" утверждены Приказом Ростехнадзора от 08.09.2015 N 343 (вместе с "НП-083-15. Федеральные нормы и правила...") (далее - НП-083-15).
Из оспариваемого постановления видно, что Предприятию вменяется нарушение пунктов 37, 47, 50 НП-083-15, устанавливающих следующие требования:
- оценка эффективности системы физической защиты должна проводиться при создании системы физической защиты, а также в случаях: совершенствования системы физической защиты; изменения угроз и модели нарушителей; изменения состава и категорий предметов физической защиты и (или) мест их размещения на ядерном объекте; изменения состава, структуры и порядка функционирования системы физической защиты; изменения системы охраны, численности личного состава подразделения охраны, тактики действия, его оснащения вооружением, средствами связи и транспортными средствами, расположения караульного помещения;
- на ядерном объекте должна быть создана служба безопасности как структурное подразделение, относящееся к основным производственным подразделениям ядерного объекта, выполняющее функции обеспечения физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов. Функции службы безопасности не могут быть переданы иным структурным подразделениям ядерного объекта;
- в помещении центрального пункта управления должна постоянно находиться смена численностью не менее двух операторов. Запрещается оставлять указанные пункты управления без операторов.
Факт несоблюдения Предприятием вышеприведенных пунктов НП-083-15, то есть наличие события правонарушения подтверждается материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом по делу об административном правонарушении от 17.07.2019 N 02-52.11/3722, являющимся основной формой фиксации правонарушения. Наличие в действиях Предприятия события вмененного ему административного правонарушения заявитель не оспаривает.
Согласно пункту 3 статьи 26.1 КоАП РФ одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности соблюдения Предприятием изложенных выше правовых норм, не установлено.
Таким образом, в действиях ФГУП "Атомфлот" содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.6 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения ФГУП "Атомфлот" к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Постановление по делу об административном правонарушении вынесено административным органом в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ. Наказание назначено в размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 9.6 КоАП РФ.
В обоснование апелляционной жалобы Предприятие ссылается на нарушение Управлением Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) при проведении проверки.
Указанные доводы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и правомерно и обоснованно им отклонены.
В соответствии со статьей 13.1 Закона N 294-ФЗ в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты повышенной опасности и осуществляющих на этих объектах технологические процессы, представляющие опасность причинения вреда жизни или здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, устанавливается режим постоянного государственного контроля (надзора), предусматривающий возможность постоянного пребывания уполномоченных должностных лиц органов государственного контроля (надзора) на объектах повышенной опасности и проведение указанными лицами мероприятий по контролю за состоянием безопасности и выполнением мероприятий по обеспечению безопасности на таких объектах. К объектам повышенной опасности, в отношении которых устанавливается режим постоянного государственного контроля (надзора), относятся опасные производственные объекты I класса опасности; гидротехнические сооружения I класса (в соответствии с перечнем классов, установленным Правительством Российской Федерации); отдельные объекты использования атомной энергии.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что проверка проведена Управлением в режиме постоянного государственного надзора в соответствии с Положением о режиме постоянного государственного надзора на объектах использования атомной энергии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 373 (далее - Положение N 373), устанавливающим порядок осуществления постоянного государственного надзора (в том числе проверок и отдельных мероприятий по контролю) на объектах использования атомной энергии, включенных в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов использования атомной энергии, в отношении которых вводится режим постоянного государственного надзора (далее соответственно - объекты повышенной опасности, надзор).
Пунктами 2, 3 Положения N 373 предусмотрено, что режим надзора на объектах повышенной опасности обеспечивается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии. Режим надзора предусматривает постоянное пребывание на объектах повышенной опасности уполномоченных должностных лиц Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - уполномоченные лица) и проведение уполномоченными лицами мероприятий по контролю за состоянием безопасности на объектах повышенной опасности. Списки уполномоченных лиц утверждаются руководителями соответствующих территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и направляются в установленном порядке руководителям организаций (филиалов), эксплуатирующих объекты повышенной опасности.
Управление, является территориальным органом межрегионального уровня, осуществляющим функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области использования атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения) в пределах установленной сферы деятельности на территории Мурманской области (пункт 1 Положения о Северо-Европейском межрегиональном территориальном управлении по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 28.06.2016 N 243).
Ядерные установки, радиационные источники, пункты хранения ядерных материалов, хранилища радиоактивных отходов ФГУП "Атомфлот" входят в Перечень объектов использования атомной энергии, в отношении которых вводится режим постоянного государственного надзора, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 610-р.
Проведение проверок и отдельных мероприятий по контролю осуществляется с целью проверки соблюдения руководителями и иными должностными лицами организаций (филиалов), эксплуатирующих объекты повышенной опасности, требований законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии, направленных на обеспечение безопасности, а также соответствия объектов повышенной опасности, их элементов и систем указанным требованиям (пункт 5 Положения N 373).
В соответствии с пунктом 6 Положения N 373 при осуществлении надзора проводится мониторинг соблюдения (выполнения):
а) требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, регламентов и инструкций по эксплуатации объектов повышенной опасности;
б) требований к обеспечению физической защиты, учета и контроля ядерных материалов;
в) порядка расследования причин нарушений в работе объектов повышенной опасности, включая реализацию в полном объеме мероприятий по устранению причин таких нарушений;
г) порядка регистрации (учета) элементов и систем, важных для безопасности, учета ресурса указанных элементов и систем, их своевременной замены или продления срока их эксплуатации при наличии соответствующего обоснования;
д) порядка подготовки и проведения ядерно опасных и (или) радиационно опасных работ на объектах повышенной опасности;
е) предписаний, выданных по результатам проведения проверок и отдельных мероприятий по контролю при осуществлении надзора;
ж) процедур подготовки работников объектов повышенной опасности для получения разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии;
з) условий действия выданных работникам объектов повышенной опасности разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии, а также выданных организациям разрешений (лицензий) на осуществление видов деятельности в области использования атомной энергии;
и) процедур обеспечения готовности работников объектов повышенной опасности к действиям при авариях и ликвидации последствий аварий.
В соответствии с Положением N 373, руководителем Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору утверждена структура Северо-Европейского межрегионального территориального управлении по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в составе которой включен Отдел по надзору за учетом, контролем и физической защитой ядерных материалов и установок.
Согласно пункту 5 Положения об Отделе по надзору за учетом, контролем и физической защитой ядерных материалов и установок, утвержденного приказом руководителя Управления от 16.02.2016 N 18, Отдел осуществляет государственный надзор на поднадзорных Управлению объектах использования атомной энергии в отношении которых установлен режим постоянного государственного надзора: за соблюдением федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, условий действия лицензий в области использования атомной энергии, разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии в части: физической защиты ядерных материалов, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения; учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов; за состоянием антитеррористической защищенности ядерных объектов.
Приказом руководителя Управления от 17.05.2019 N 32 утверждены списки должностных лиц Северо-Европейского МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора, уполномоченных на осуществление постоянного государственного надзора. В список лиц, уполномоченных осуществлять постоянный государственный надзор на объектах использования атомной энергии ФГУП "Атомфлот" включены работники Отдела по надзору за учетом, контролем и физической защитой ядерных материалов и установок. Данный приказ направлен в адрес ФГУП "Атомфлот".
Согласно пункту 3 Положения N 373 режим надзора предусматривает постоянное пребывание на объектах повышенной опасности уполномоченных должностных лиц Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и проведение ими мероприятий по контролю за состоянием безопасности на объектах повышенной опасности, но не требует непрерывного нахождения на этих объектах указанных должностных лиц.
На основании пункта 8 Положения N 373 надзор осуществляется в соответствии с планами работ структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что спорная проверка проведена в соответствии с планом работы Отдела по надзору за учетом, контролем и физической защитой ядерных материалов и установок Северо-Европейского МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора на июнь 2019 года.
Пунктами 9, 10 Положения N 373 установлено, что планирование проверок и отдельных мероприятий по контролю осуществляется исходя из сроков проведения на объектах повышенной опасности ядерно опасных и (или) радиационно опасных работ, технологических процессов, произошедших на объектах повышенной опасности нарушений в работе, а также исходя из необходимости обеспечения контроля безопасности объектов повышенной опасности, их элементов и систем, важных для безопасности.
Выписки из планов работ структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в части, касающейся осуществления мероприятий по контролю, направляются уполномоченными лицами руководителям организаций (филиалов), эксплуатирующих объекты повышенной опасности, для ознакомления.
В соответствии с требованием пункта 10 Положения N 373 выписка из плана работ Отдела по надзору за учетом, контролем и физической защитой ядерных материалов и установок Северо-Европейского МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора на июнь 2019 года направлена ФГУП "Атомфлот" для ознакомления.
Пунктом 11 Положения N 373 установлено, что сведения о проведенных проверках и отдельных мероприятиях по контролю при осуществлении надзора уполномоченными лицами вносятся в журнал постоянного государственного надзора, форма и порядок ведения которого устанавливаются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Пунктом 12 Положения N 373 предусмотрено, что в случае выявления в ходе проведения проверок и отдельных мероприятий по контролю нарушений организацией (филиалом) и (или) ее должностными лицами требований законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии, направленных на обеспечение безопасности, уполномоченные лица принимают меры по пресечению таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом в журнале постоянного государственного надзора делается соответствующая запись, а выписка из указанного журнала направляется уполномоченными лицами руководителю организации (филиала), эксплуатирующей объекты повышенной опасности, для ознакомления.
Порядок осуществления постоянного государственного надзора на объектах использования атомной энергии установлен пунктами 94-120 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по федеральному государственному надзору в области использования атомной энергии, утвержденного приказом Ростехнадзора от 07.06.2013 N 248. Результатом указанного административного действия является: запись в журнале постоянного государственного надзора; в случае выявления нарушений выдача предписания об устранении выявленных нарушений, возбуждение и осуществление производства по делу об административном правонарушении (либо передача его на рассмотрение в судебные органы), а также принятие других мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации; акт проведения мероприятия по контролю перед осуществлением отдельных видов работ (выборочной), в том числе ремонтных работ с применением сварки на оборудовании и трубопроводах, важных для безопасности, работ по реконструкции (модернизации) систем и оборудования, важных для безопасности, испытаний систем и оборудования, важных для безопасности, не предусмотренных технологическим регламентом эксплуатации, инструкциями по эксплуатации (пункт 112 Регламента).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что по завершении контрольного мероприятия должностными лицами административного органа сделаны соответствующие записи в журнале постоянного государственного надзора на объектах атомной энергии ФГУП "Атомфлот" отдела по надзору за учетом, контролем и физической защитой ядерных материалов и установок, выписка из которого направлена в адрес ФГУП "Атомфлот", а также выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 21.06.2019 N 02-51.2/3331, имеющее гриф "секретно" и вынесено оспариваемое постановление.
Таким образом, нарушения, послужившие основанием для вынесения оспариваемого постановления, выявлены Управлением по результатам проведения постоянного государственного надзора на объекте использования атомной энергии, в рамках его компетенции с соблюдением установленного порядка.
Оспариваемым постановлением Предприятию назначено наказание в виде минимального штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 9.6 КоАП РФ, в связи с чем отсутствуют основания для признания данного наказания несправедливым и несоразмерным характеру совершенного правонарушения.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно и обоснованно отказал Предприятию в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 11 декабря 2019 года по делу N А42-8295/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия атомного флота - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Е.А. Сомова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-8295/2019
Истец: ФГУП атомного флота
Ответчик: СЕВЕРО-ЕВРОПЕЙСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО НАДЗОРУ ЗА ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
Хронология рассмотрения дела:
10.08.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7721/20
17.03.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1898/20
11.12.2019 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-8295/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Мурманской области N А42-8295/19