06 августа 2020 г. |
Дело N А56-75092/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Аникиной Е.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ленинградской области "Лисинский лесной колледж" Змушко М.Г. (доверенность от 27.03.2020), от Комитета государственного финансового контроля Ленинградской области Степановой С.Н. (доверенность от 28.07.2020), от Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Кузьменкова С.А. (доверенность от 11.01.2019),
рассмотрев 03.08.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета государственного финансового контроля Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.11.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2020 по делу N А56-75092/2019,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ленинградской области "Лисинский лесной колледж", адрес: 187023, Ленинградская обл., Тосненский р-н, пос. Лисино-Корпус, ул. Кравчинского, д. 4, ОГРН 1024701897802, ИНН 4716001436 (далее - Учреждение, Колледж), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету государственного финансового контроля Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1167847103753, ИНН 7842092407 (далее - Комитет), о признании незаконным и отмене постановления от 27.05.2019 N 16 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 77 140 руб. и недействительным предписания от 06.06.2019 N 5 об устранении выявленных нарушений (с учетом объединения дел N А56-75092/2019 и N А56-67778/2019 в одно производство с присвоением делу N А56-75092/2019).
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2, лит. А, ОГРН 1037843096280, ИНН 7825098173 (далее - Комитет профобразования).
Решением суда первой инстанции от 28.11.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.03.2020, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Комитет (с учетом поступивших пояснений правовой позиции) просит отменить указанные решение и постановление судов и принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы указывает, что суд первой инстанции применил недействующую редакцию статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ). Комитет отмечает, что субсидия предоставлена Учреждению с нарушением условий ее предоставления, поскольку в соглашении от 09.01.2018 не предусмотрены положения, установленные в пункте 4 Порядка определения объема и условий предоставления из областного бюджета субсидий государственным бюджетным и автономным учреждениям Ленинградской области на иные цели, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 14.11.2014 N 522 (далее - Порядок N 522). По мнению Комитета, нецелевое использование денежных средств, предоставленных в качестве субсидии, не охватывается диспозицией части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, поскольку не является нарушением условий ее предоставления; фактическое выполнение или невыполнение мероприятий, не предусмотренных соглашением, не влияет на квалификацию нарушения ввиду его формального состава.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители Учреждения и Комитета профобразования возразили против удовлетворения кассационной жалобы.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет профобразования просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения Комитета от 08.04.2019 N 40 проведена внеплановая выездная проверка по теме: "Проверка использования предоставленной из областного бюджета Ленинградской области субсидии на иные цели на проведение мероприятий по лесоустройству учебного лесного хозяйства в рамках реализации мероприятий по сохранению и развитию материально-технической базы государственных учреждений подпрограммы "Развитие профессионального образования" государственной программы Ленинградской области "Современное образование Ленинградской области" за период 01.01.2018 по 31.12.2018.
В ходе проверки Комитетом установлено, что 09.01.2018 Комитет профобразования и Колледж заключили соглашение о порядке и условиях предоставления из бюджета Ленинградской области Учреждению субсидии на иные цели (далее - Соглашение), бюджетные ассигнования в размере 7 714,00 тыс. руб. перечислены платежными поручениями в соответствии с графиком. Между тем при заключении Соглашения нарушены условия предоставления субсидии, поскольку в нем не предусмотрены все положения пункта 4 Порядка N 522.
Указанное нарушение зафиксировано актом проверки от 08.05.2019.
По факту нарушения получателем субсидий условий их предоставления Комитет составил в отношении Учреждения протокол от 15.05.2019 N 13 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
Постановлением Комитета от 27.05.2019 N 16 Учреждение признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 77 140 руб.
Предписанием от 06.06.2019 N 5 Комитет обязал Учреждение в срок до 01.10.2019 осуществить возврат в областной бюджет Ленинградской области субсидии в сумме 7 714,00 тыс. руб., предоставленной с нарушением условий ее предоставления, установленных пунктом 4 Порядка N 522.
Не согласившись с постановлением и предписанием Комитета, Учреждение оспорило их в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, пришли к выводу об отсутствии вины Колледжа в совершении правонарушения и оснований для вынесения оспоренного предписания.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Часть 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ предусматривает, что нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.
Согласно Определению Верховного Суда Российской Федерации от 13.12.2018 N 305-АД18-14921 при толковании части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ следует исходить из того, что установленные в ней санкции должны исчисляться только от той части субсидии, по которой имеют место нарушения условий ее предоставления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 БК РФ из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели. Указанные субсидии бюджетному и автономному учреждениям предоставляются на основании соглашения, заключаемого с органом, осуществляющим в отношении учреждения функции и полномочия учредителя.
Областным законом Ленинградской области от 21.12.2017 N 82-оз "Об областном бюджете Ленинградской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (с изменениями) на реализацию мероприятий по сохранению и развитию материально-технической базы государственных учреждений подпрограммы "Развитие профессионального образования" государственной программы Ленинградской области "Современное образование Ленинградской области" Комитету профобразования на 2018 год утверждены бюджетные ассигнования по подразделу 0704 "Среднее профессиональное образование" по целевой статье расходов 5260313770 "Мероприятия по сохранению и развитию материально-технической базы государственных учреждений", виду расходов 600 "Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям".
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 522 перечень субсидий на иные цели на финансовый год утверждается правовым актом главного распорядителя средств областного бюджета Ленинградской области, осуществляющего функции и полномочия учредителя учреждений (далее - ГРБС), по согласованию с Комитетом финансов Ленинградской области.
В силу пункта 4 Порядка N 522 субсидии на иные цели предоставляются учреждениям при условии заключения соглашения о предоставлении субсидии между ГРБС и учреждением, в котором предусматриваются: целевое назначение, объем субсидии; основания и условия изменения объема субсидии; сроки выполнения мероприятий, источником финансового обеспечения которых является субсидия; целевые показатели результативности использования субсидии; порядок и сроки перечисления субсидии; обязательства учреждения по целевому использованию субсидии; перечень документов, необходимых для предоставления субсидии; обязательства учреждения по возврату субсидии, использованной не по целевому назначению; порядок и условия расторжения соглашения, внесения в него изменений и дополнений; право ГРБС, органа государственного финансового контроля на проведение проверок соблюдения учреждением условий, установленных настоящим Порядком и заключенным соглашением; порядок возврата сумм, использованных учреждением, в случае установления по итогам проверок, проведенных ГРБС, а также органами государственного финансового контроля, факта нарушения целей и условий предоставления субсидии, определенных названным Порядком и заключенным соглашением; порядок и сроки представления отчетности об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых являются субсидии; ответственность за несоблюдение учреждением условий соглашения; иные права и обязанности сторон соглашения и порядок их взаимодействия при реализации соглашения.
Пунктом 17 Порядка N 522 определено, что при нарушении учреждением условий предоставления субсидии возврат субсидии осуществляется в порядке, установленном соглашением. В случае выявления нарушения учреждением условий предоставления субсидий возврат субсидии осуществляется в добровольном порядке в месячный срок с даты уведомления учреждения. Если по истечении указанного срока учреждение отказывается добровольно возвращать субсидию, взыскание денежных средств осуществляется в судебном порядке.
Судами установлено, что в соответствии с пунктом 2.3 Соглашения Учреждение взяло на себя обязательства, в том числе, использовать субсидию по целевому назначению, предоставлять отчетность об использовании субсидии в соответствии с формой и сроками, установленными Комитетом профобразования.
Из пояснений Колледжа следует, что средства предоставленной субсидии использовались на проведение мероприятий по лесоустройству учебного лесного хозяйства в части обеспечения условий для прохождения учебной (производственной) практики обучающихся, как и определено распоряжением Комитета профобразования от 23.01.2018 N 99-р "О предоставлении субсидий на проведение мероприятий по лесоустройству лесного участка, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование Государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Ленинградской области "Лисинский лесной колледж".
При этом распоряжением Комитета профобразования от 01.02.2018 N 191-р "О порядке реализации мероприятий по лесоустройству лесного участка, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование Государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Ленинградской области "Лисинский лесной колледж" (далее - Распоряжение N 191-р) были определены целевые показатели выполнения данного мероприятия, которые достигнуты Учреждением.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки Комитет установил, что Учреждение и Комитет профобразования, заключая 09.01.2018 Соглашение, не предусмотрели все положения, обозначенные в пункте 4 Порядка N 522.
Поскольку требуемым условием предоставления субсидий является соблюдение положений Порядка N 522, заключение соглашения, соответствующего названным требованиям, является обязательным.
Между тем судами принято во внимание, что в силу пункта 7 Порядка N 522 форма порядок и сроки рассмотрения заявок учреждений на предоставление субсидий на иные цели устанавливаются правовым актом ГРБС.
Приказом от 21.05.2015 N 21 Комитет профобразования утвердил порядок и сроки рассмотрения заявок подведомственных ему государственных бюджетных и автономных организаций на иные цели.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что Учреждением приняты все зависящие от него меры, предоставлены надлежащие документы и получена субсидия по итогам их рассмотрения. Суды также учли, что Соглашение подготавливалось Комитетом профобразования на основании поданной Учреждением заявки. Более того, в силу пункта 13 Порядка N 522 перечисление субсидий осуществляется Комитетом финансов Ленинградской области в соответствии с соглашениями, заключенными между ГРБС и учреждениями, и на основании сформированных ГРБС заявок на оплату расходов на лицевые счета учреждений, открытые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и законодательством Ленинградской области, для учета операций со средствами, поступающими учреждениям. Из оспоренного постановления Комитета следует, что расходы Учреждения за счет средств субсидии на иные цели на проведение мероприятий по лесоустройству учебного лесного хозяйства составили 100 % от объема перечисленной субсидии.
Как верно указано судами первой и апелляционной инстанций, названные обстоятельства указывают на недоказанность виновности Учреждения во вменяемом нарушении применительно к статье 1.5, части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, следовательно, деяния заявителя не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ. Отсутствие состава правонарушения является в силу части 1 статьи 24.5 КоАП РФ обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В оценке наличия вины Колледжа суды приняли во внимание Определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.12.2018 N 305-АД18-14921. Колледж, приняв все зависящие от него меры, а именно предоставив надлежащие документы и получив субсидию по итогам их рассмотрения, был вправе полагать, что у административного органа нет претензий к условиям предоставления субсидии, вследствие чего в рассматриваемой ситуации отсутствует вина заявителя в совершении вмененного правонарушения.
В суждении о том, что Учреждение не является субъектом бюджетных нарушений, суды основывались на взаимосвязанных нормах статей 6, 152, 270.2, 306.1 БК РФ, Определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.01.2018 N 308-ЭС17-9296.
Применение судом статьи 306.1 БК РФ в недействующей редакции не привело к принятию неправильного судебного решения по существу по иным основаниям.
В части оспаривания предписания об осуществлении возврата в областной бюджет субсидии суды обоснованно исходили из обстоятельств дела, видов предусмотренных бюджетных нарушений (статьи 306.4 - 306.8 БК РФ), а также смысла и конечной направленности регулирования статей 270.2, 306.1 БК РФ.
Выводы судов соответствуют установленным ими обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, судами не допущено. Доводы кассационной жалобы, по существу, направлены на иную оценку доказательств по делу и установленных судами двух инстанций фактических обстоятельств, что в полномочия суда кассационной инстанции не входит (часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.11.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2020 по делу N А56-75092/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета государственного финансового контроля Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.