г. Санкт-Петербург |
|
12 марта 2020 г. |
Дело N А56-75092/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 марта 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Протас Н.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Коршаечек Е.О.
при участии:
от истца (заявителя): Прут Н.В. - и.о. директора по распоряжение от 14.10.2020 Змушко М.Г. - доверенность от 23.10.2019
от ответчика (должника): Степанова С.Н. - доверенность от 10.01.2020 Шитт Я.Р, - доверенность от 23.10.2019
от 3-го лица: Кузьменков С.А. - доверенность от 11.01.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2453/2020) Комитета государственного финансового контроля Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.11.2019 по делу N А56-75092/2019 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ленинградской области "Лисинский лесной колледж"
к Комитету государственного финансового контроля Ленинградской области
3-е лицо: Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области
о признании незаконным и отмене предписания от 06.06.2019,
установил:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ленинградской области "Лисинский лесной колледж" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету государственного финансового контроля Ленинградской области (далее - заинтересованное лицо, Комитет) о признании незаконным предписания от 06.06.2019 N 5.(дело N А56-75092/2019), а также о признании незаконным и отмене постановления от 27.05.2019 N 16 (дело N А56-67778/2019).
Определением от 29.08.2019 суд объединил дела N А56-75092/2019 и А56- 67778/2019 в одно производство для совместного рассмотрения, присвоил объединенному делу N А56-75092/2019.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области.
Решением суда от 28.11.2019 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, Комитет обратился в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы, представители Общества, Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзывах.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, по результатам внеплановой выездной проверки, проведенной в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Ленинградской области "Лисинский лесной колледж" (далее - ГБПОУ ЛО "Лисинский лесной колледж") по теме: "Проверка использования предоставленной из областного бюджета Ленинградской области субсидии на иные цели на проведение мероприятий по лесоустройству учебного лесного хозяйства в рамках реализации мероприятий по сохранению и развитию материально-технической базы государственных учреждений подпрограммы "Развитие профессионального образования" государственной программы Ленинградской области "Современное образование Ленинградской области" за период 01.01.2018 по 31.12.2018 (акт проверки от 08.05.2019), выявлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, наносящие ущерб Ленинградской области.
Постановлением 27.05.2019 N 16 Колледж признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, выразившегося в нарушении условий предоставления субсидии, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 77140 рублей.
Кроме того, по результатам проверки Колледжу выдано предписание N 5 от 06.06.2019 об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с предписанием Государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Ленинградской области "Лисинский лесной колледж" надлежит осуществить возврат в областной бюджет Ленинградской области субсидии в сумме 7714,00 тыс. рублей, предоставленной с нарушением условий ее предоставления, установленных пунктом 4 Порядка определения объема и условий предоставления из областного бюджета Ленинградской области субсидии государственным бюджетным и автономным учреждениям Ленинградской области на иные цели, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 14.11.2014 N 522 (далее - Порядок от 14.11.2014 N 522).
Не согласившись с постановлением и предписанием, заявитель оспорил их в судебном порядке.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, признав их обоснованными по праву..
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
Часть 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ предусматривает, что нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.12.2018 N 305-АД18-14921, при толковании части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ следует исходить из того, что установленные в ней санкции должны исчисляться только от той части субсидии, по которой имеют место нарушения условия ее предоставления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Областным законом Ленинградской области от 21.12.2017 N 82-оз (с изменениями) "Об областном бюджете Ленинградской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" на реализацию мероприятий по сохранению и развитию материально-технической базы государственных учреждений подпрограммы "Развитие профессионального образования" государственной программы Ленинградской области "Современное образование Ленинградской области" комитету общего и профессионального образования Ленинградской области (далее - Учредитель учреждения) на 2018 год утверждены бюджетные ассигнования по подразделу 0704 "Среднее профессиональное образование" по целевой статье расходов 5260313770 "Мероприятия по сохранению и развитию материально-технической базы государственных учреждений", виду расходов 600 "Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям".
Порядок определения объема и условий предоставления из областного бюджета Ленинградской области субсидий государственным бюджетным и автономным учреждениям Ленинградской области на иные цели утвержден постановлением Правительства Ленинградской области от 14.11.2014 N 522 (далее - Порядок N 522).
В силу пункта 1 статьи 78.1 БК РФ предоставление субсидии, на иные цели осуществляется в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии, заключаемым между органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетным учреждением.
В соответствии с пунктом 4 Порядка N 522 субсидии на иные цели предоставляются учреждениям при условии заключения соглашения о предоставлении субсидии между главным распорядителем средств областного бюджета Ленинградской области, осуществляющего функции и полномочия учредителя учреждений (далее - ГРБС) и учреждением, в котором предусматриваются:
целевое назначение, объем субсидии: основания и условия изменения объема субсидии;
сроки выполнения мероприятий, источником финансового обеспечения которых является субсидия;
целевые показатели результативности использования субсидии;
порядок и сроки перечисления субсидии; обязательства учреждения по целевому использованию субсидии;
перечень документов, необходимых для предоставления субсидии; обязательства учреждения по возврату субсидии, использованной не по целевому назначению;
порядок и условия расторжения соглашения, внесения в него изменений и дополнений;
право ГРБС, органа государственного финансового контроля на проведение проверок соблюдения учреждением условий, установленных настоящим Порядком и заключенным соглашением;
порядок возврата сумм, использованных учреждением, в случае установления по итогам проверок, проведенных ГРБС, а также органами государственного финансового контроля, факта нарушения целей и условий предоставления субсидии, определенных настоящим Порядком и заключенным соглашением;
порядок и сроки представления отчетности об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых являются субсидии;
ответственность за несоблюдение учреждением условий соглашения;
иные права и обязанности сторон соглашения и порядок их взаимодействия при реализации соглашения.
Пунктом 17 Порядка N 522 определено, что при нарушении учреждением условий предоставления субсидии возврат субсидии осуществляется в порядке, установленном соглашением. В случае выявления нарушения учреждением условий предоставления субсидий возврат субсидии осуществляется в добровольном порядке в месячный срок с даты уведомления учреждения. Если по истечении указанного срока учреждение отказывается добровольно возвращать субсидию, взыскание денежных средств осуществляется в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что Комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области с Учреждением заключено Соглашение от 09.01.2018 о порядке и условиях предоставления из бюджета Ленинградской области Учреждению субсидии на иные цели (далее - Соглашение от 09.01.2018).
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 522 перечень субсидий на иные цели на финансовый год утверждается правовым актом главного распорядителя средств областного бюджета Ленинградской области, осуществляющего функции и полномочия учредителя учреждений (далее - ГРБС), по согласованию с Комитетом финансов Ленинградской области.
Как указывалось ранее, в соответствии с пунктом 4 Порядка N 522 субсидии на иные цели предоставляются учреждениям при условии заключения соглашения о предоставлении субсидии между ГРБС и учреждением.
В соответствии с пунктом 2.3 Соглашения Колледж взял на себя обязательства, в том числе использовать субсидию по целевому назначению, предоставлять отчетность об использовании субсидии в соответствии с формой и сроками, установленными Комитетом образования.
При этом распоряжением Комитета образования от 01.02.2018 N 191-р "О порядке реализации мероприятий по лесоустройству лесного участка, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование Государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Ленинградской области "Лисинский лесной колледж" (далее -Распоряжение N 191 -р) были определены целевые показатели выполнения данного мероприятия.
Таким образом, Колледжу предоставлена субсидия с целевым назначением по лесоустройству лесного участка.
Доказательств того, что средства субсидии были использованы Колледжем не по целевому назначению, материалы дела не содержат.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2.3.3 Соглашения Колледж ежеквартально представлял отчетность об использовании субсидии по форме, утвержденной Распоряжением N 191 -р Комитета образования.
Доказательств наличия каких-либо замечаний со стороны Комитета по образованию по вопросу целевого использования средств предоставленной Колледжу субсидии в материалах дела также не содержится.
В связи с тем, что Колледжем выполнены условия предоставления субсидии, оснований для привлечения Колледжа к административной ответственности - не имелось.
Кроме того, апелляционный суд обращает внимание на то, что в соответствии с пунктом 7 Порядка N 522 определено, что форма, порядок и сроки рассмотрения заявок учреждений на предоставление субсидий на иные цели устанавливаются правовым актом главного распорядителя средств областного бюджета Ленинградской области.
Порядок и сроки рассмотрения заявок государственных бюджетных и автономных организаций, подведомственных Комитету образования, на предоставление субсидий на иные цели, утвержден приказом Комитета образования от 21.05.2015 N 21.
По результатам рассмотрения представленных Учреждением документов Комитетом образования предоставлена субсидия.
Следовательно, апелляционный суд приходит к выводу о том, что Учреждением предприняты все зависящие от него меры для получения субсидии, а именно предоставлены надлежащие документы для получения такой субсидии.
При этом следует учитывать то обстоятельство, что Соглашение о порядке и условиях предоставления из бюджета Ленинградской области государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Ленинградской области "Лисинский лесной колледж" субсидии на иные цели от 09.01.2018 подготавливалось Комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области на основании поданной Учреждением заявки.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Учреждение могло быть привлечено к ответственности, установленной частью 2 статьи 15.15.5 КоАП, только в случае нарушения условий предоставления субсидии, предусмотренных соглашением о ее предоставлении.
На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учреждение, приняв все зависящие от него меры, а именно предоставив надлежащие документы и получив субсидию от Управления Федерального казначейства по Ленинградской области (то есть непосредственно от административного органа) по итогам их рассмотрения, было вправе полагать, что у административного органа нет претензий к условиям предоставления субсидии, вследствие чего в рассматриваемой ситуации отсутствует вина заявителя в совершении вменяемого правонарушения, и оно не могло было быть привлечено к ответственности оспариваемым постановлением.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В отношении Предписания N 5, которым Колледжу предписывается осуществить возврат в областной бюджет Ленинградской области предоставленной субсидии, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оно вынесено Комитетом в соответствии со статьями 269.2 и 270.2 БК РФ.
Вместе с тем, Колледж как получатель субсидии не является ни участником бюджетных правоотношений, ни субъектом бюджетных нарушений, то в отношении него не может быть вынесено предписание в соответствии с положениями БК РФ.
Доводы Комитета изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 АПК РФ в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.11.2019 по делу N А56-75092/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-75092/2019
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "ЛИСИНСКИЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ"
Ответчик: КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области