12 августа 2020 г. |
Дело N А56-116317/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в лице судьи Малышевой Н.Н.,
рассмотрев 12.08.2020 без проведения судебного заседания кассационную жалобу акционерного общества "Сибур-Транс" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2020 по делу N А56-116317/2019,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", адрес: 107174, Москва, Новая Басманная ул., д. 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - ОАО "РЖД"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу "Сибур-Транс", адрес: 117997, Москва, ул. Кржижановского, д. 18, корп. 4, ОГРН 1027700380410, ИНН 7708008440 (далее - АО "Сибур-Транс"), о взыскании 100 068,72 руб. платы за предоставление железнодорожных путей общего пользования, 5 479,10 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 31.12.2018 по 19.09.2019 с последующим начислением до даты фактического исполнения обязательства.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением арбитражного суда от 14.01.2020 иск удовлетворен частично: с АО "Сибур-Транс" в пользу ОАО "РЖД" взыскано 12 967,02 руб. платы за предоставление железнодорожных путей общего пользования, 709,99 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, в удовлетворении иска в остальной части отказано.
Постановлением апелляционного суда от 20.04.2020 решение от 14.01.2020 изменено: с АО "Сибур-Транс" в пользу ОАО "РЖД" взыскано 100 068,72 руб. платы за предоставление железнодорожных путей общего пользования, 5 479,10 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 31.12.2018 по 19.09.2019, а также проценты, подлежащие начислению на сумму 100 068,72 руб. исходя из ключевой ставки Центрального банка России, начиная с 20.09.2019 до даты фактического исполнения обязательства.
В кассационной жалобе АО "Сибур-Транс", ссылаясь на незаконность и необоснованность постановления от 20.04.2020, нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права, просит постановление от 20.04.2020 отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции от 14.01.2020.
Податель жалобы утверждает, что апелляционный суд неверно применил положения статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), не учел компенсационный характер платы за предоставление путей общего пользования. Начисление означенной платы, по мнению заявителя, возможно только тогда, когда задержка вагонов повлекла нарушение срока доставки грузов.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле.
Как установлено судами и следует материалов дела, АО "Сибур-Транс" (владельцем пути необщего пользования) и ОАО "РЖД" (перевозчиком) заключен договор от 26.10.2016 N 66/16/М на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Лужская Октябрьской железной дороги (далее - Договор), по условиям которого локомотивом владельца осуществляется эксплуатация принадлежащего ему железнодорожного пути необщего пользования.
Согласно пункту 13 Договора на железнодорожном пути необщего пользования владельца установлены технологические сроки оборота вагонов.
В силу пункта 18 Договора владелец пути принял на себя обязательство по внесению платы, предусмотренной статьей 39 Устава.
Как указывает перевозчик, в декабре 2018 года на пути владельца необщего пользования на станцию Лужская следовали вагоны. На промежуточной станции Бакланка Северной железной дороги вагоны были задержаны в связи с неприемом станцией Лужская по причинам, зависящим от владельца путей необщего пользования. После устранения обстоятельств, послуживших основанием для отставления поезда от движения, задержанные вагоны отправлены на станцию назначения.
Обстоятельства задержки вагонов зафиксированы актом общей формы от 29.12.2018 N 4/799, составленным по прибытии на станцию назначения. В адрес владельца пути необщего пользования были направлены извещения о задержке вагонов в пути следования и отправлении на станцию назначения.
Руководствуясь положениями статьи 39 Устава, ОАО "РЖД" начислило АО "Сибур-Транс" плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе в размере 100 068,72 руб.
Поскольку направленная в адрес владельца пути необщего пользования претензия с требованием внесения платы была оставлена без удовлетворения, перевозчик обратился с иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, признал факт задержки вагонов, однако посчитал неверным период задержки и уменьшил размер взыскиваемой платы.
Апелляционный суд не согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что плата за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования определяется за все время задержки вагонов в пути следования, и потому взыскал начисленную ОАО "РЖД" плату в полном размере.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Пунктами 1 и 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что перевозка грузов, пассажиров, багажа осуществляется на основании договора перевозки; общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно статье 64 Устава взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.
В соответствии с частью 11 статьи 39 Устава за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров.
В силу части 12 статьи 39 Устава, если в указанных в части 11 этой статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
Таким образом, названной нормой прямо установлена обязанность вносить плату за нахождение на путях общего пользования вагонов независимо от их принадлежности (пункт 15 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017).
На основании части 17 статьи 39 Устава размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Согласно части 19 статьи 39 Устава для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных данной статьей, оформляется акт общей формы.
В соответствии со статьей 119 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя, других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажиров при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Суд апелляционной инстанции, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе акт общей формы от 29.12.2018 N 4/799, правомерно признал доказанными факты нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, следовавших на станцию Лужская на пути необщего пользования АО "Сибур-Транс", по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, и время задержки вагонов в пути следования, которая привела к нарушению расчетных сроков доставки.
Поскольку из материалов дела не усматривается наличие вины перевозчика в задержке означенных вагонов, суд апелляционной инстанции правомерно возложил ответственность за такую задержку на владельца железнодорожного пути необщего пользования.
Проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 31.12.2018 по 19.09.2019 и проценты, начисленные на сумму задолженности за период с 20.09.2019 до момента фактического исполнения денежного обязательства, обоснованно взысканы на основании пунктов 1 и 3 статьи 395 ГК РФ, абзаца 1 пункта 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Представленный ОАО "РЖД" расчет платы и начисленной неустойки проверен апелляционным судом и признан верным.
Доводы жалобы отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку они не опровергают выводы апелляционного суда и не свидетельствуют о нарушении судом норм процессуального и материального права при принятии обжалуемого постановления.
Кроме того, приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе, которые были рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены с приведением соответствующих мотивов.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения апелляционного суда и им дана надлежащая правовая оценка, суд кассационной инстанции исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемого постановления.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2020 по делу N А56-116317/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Сибур-Транс" - без удовлетворения.
Судья |
Н.Н. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.