26 августа 2020 г. |
Дело N А26-11181/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Захаровой М.В. и Преснецовой Т.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.01.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2020 по делу N А26-11181/2019,
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Горбачев Вячеслав Владимирович, адрес: Республика Карелия (далее - глава КФХ), обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, Красная ул. (Центр р-н), д. 31, ОГРН 1041000051784, ИНН 1001048543 (далее - Управление Росреестра), о признании незаконным решения, выраженного в уведомлении о приостановлении государственной регистрации права собственности от 25.10.2019 N MFC0122/2019-99741, и об обязании осуществить регистрацию права собственности заявителя на объект недвижимости с кадастровым номером 10:20:0064702:1291, расположенный по адресу: Республика Карелия, Прионежский р-н, село Деревянное, на земельном участке с кадастровым номером 10:20:0064702:351.
Решением суда от 15.01.2020 требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 27.05.2020 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Податель жалобы указывает, что, как установлено судом, спорное здание возведено на основании разрешения на строительство 2013 года, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не получено.
Податель жалобы не согласен с выводом суда, содержащимся в постановлении о том, что не требовалось предоставлять правоустанавливающий документ на объект недвижимости, считает, что доводы судов о возможности применения в рассматриваемом случае общих принципов Земельного кодекса Российской Федерации о единстве судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости и норм Гражданского кодекса Российской Федерации об одновременном отчуждении объекта недвижимости и земельного участка применимы только в случае легитимного возведения объектов недвижимости в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, в рассматриваемом случае объект имеет признаки самовольной постройки.
Податель жалобы ссылается на то, что суды необоснованно посчитали, что договор купли-продажи земельного участка от 06.12.2017 должен быть рассмотрен государственным регистратором в качестве правоустанавливающего документа на здание. Податель жалобы указывает, что предметом договора купли-продажи явился только земельный участок, а не объект недвижимости с кадастровым номером 10:20:0064702:1291, полагает, что в нарушение требований Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) суд обязал Управление Росреестра осуществить государственную регистрацию права собственности заявителя на здание на основании договора купли-продажи земельного участка.
В отзыве на кассационную жалобу глава КФХ просит оставить решение и постановление без изменения, ссылается на то, что пунктом 1.2 договора купли-продажи земельного участка установлено, что на момент продажи на участке расположен объект, права на который не были зарегистрированы, считает, что таким образом в договоре зафиксирован тот факт, что объект находится на участке на законных основаниях и был поставлен на кадастровый учёт и согласно принципу единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, закрепленному в пункте 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) объект должен был следовать судьбе участка; полагает, что договор купли-продажи земельного участка выступает в качестве иного документа, подтверждающего возникновение права собственности на объект (пункт 8 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации); кроме того, ссылается на то, что основанием для регистрации права собственности на объект является норма, предусмотренная пунктом 9 части 2 статьи 14 Закона о регистрации, - наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе (пункт 5 части 1 ЗК РФ).
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Участвующие в деле лица о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кроме того, информация о принятии жалобы к производству, а также о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Северо-Западного округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Документы, подтверждающие размещение указанных сведений, включая дату их размещения, на официальном сайте суда, приобщены к материалам дела.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
В Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является Горбачев В.В. за основным государственным регистрационным номером 311100131400046.
Администрация Деревянского сельского поселения выдала Горбачеву В.В. разрешение от 23.05.2013 N 10-RU10516305-68 на строительство объекта капитального строительства "Дом фермера" по адресу: Республика Карелия, Прионежский р-н, с. Деревянное, на земельном участке площадью 53 546 кв. м с кадастровым номером 10:20:0064702:351. Срок действия разрешения на строительство - до 23.05.2023.
Земельный участок с кадастровым номером 10:20:0064702:351, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, был предоставлен администрацией Прионежского муниципального района Республики Карелия в пользование Горбачёву В.В. на основании договора аренды от 02.03.2011 N 4769 для сельскохозяйственного производства.
ООО "Основа" разработало проектную документацию от 2015 года N 15-033 на строительство индивидуального жилого дома.
Горбачёв В.В. составил справку от 23.07.2015 о завершении строительства жилого дома на упомянутом земельном участке.
Изготовлен технический план здания - жилой дом площадью 11,2 кв. м. Указанное здание поставлено на государственный кадастровый учёт 27.07.2015, ему присвоен кадастровый номер 10:20:0064702:1291.
Согласно сведениям ЕГРН объект недвижимости с кадастровым номером 10:20:0064702:1291 расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером 10:20:0064702:351.
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (продавец) и Горбачев В.В. (покупатель) заключили договор от 06.12.2017 N 09-м/20 купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 10:20:0064702:351 для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
В пункте 1.2 договора указано, что на земельном участке расположен объект недвижимости с кадастровым номером 10:20:0064702:1291, на момент заключения договора в ЕГРН сведения о правах на этот объект недвижимости отсутствуют.
В соответствии с выпиской из ЕГРН от 21.12.2017 собственником земельного участка с кадастровым номером 10:20:0064702:351 является Горбачев В.В. на основании договора купли-продажи от 06.12.2017 N 09-м/20.
Горбачев В.В. через представителя обратился в Управление Росреестра с заявлением от 14.10.2019 N MFC-0122/2019-99741-1 о государственной регистрации права собственности на здание с кадастровым номером 10:20:0064702:1291, предоставив нотариально заверенную доверенность на представителя от 25.06.2019
Управление Росреестра приняло решение о приостановлении государственной регистрации права на срок до 24.01.2020 на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Закона о регистрации, сославшись на пункты 1 - 6 части 2 статьи 14 и часть 1 статьи 18 Закона о регистрации, о чём направило заявителю уведомление от 25.10.2019 N MFC0122/2019-99741. При этом регистрирующий орган указал на то, что документы, подтверждающие право собственности Горбачева В.В. на здание не представлены, и рекомендовал заявителю для устранения причин, препятствующих государственной регистрации, представить правоустанавливающий документ на объект недвижимости, а в случае его отсутствия решение суда о признании права собственности.
Согласно описи документов, принятых для оказания государственных услуг, составленной 09.12.2019, заявитель предоставил с заявлением о предоставлении дополнительных документов копию договора купли-продажи земельного участка от 06.12.2017 N 09-м/20.
Государственный регистратор принял решение от 10.12.2019 о не устранении причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации прав, признав, что представленная копия договора купли-продажи земельного участка не устраняет причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации права собственности на здание.
Считая, что решение Управления Росреестра о приостановлении государственной регистрации права собственности на здание является незаконным и нарушает его права, Горбачев В.В. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что оспариваемое решение регистрирующего органа не соответствует требованиям закона и нарушает права заявителя, и удовлетворили его требования.
Суды первой и апелляционной инстанций посчитали, что к спорным правоотношениям подлежат применению часть 3 статьи 15 Закона о регистрации, пункт 5 статьи 1, абзац 3 подпункта 2 пункта 4 статьи 35 ЗК РФ, сослались на правовую позицию, приведённую в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 4-КГ13-24.
В обоснование решения об удовлетворении требований заявителя суды указали на то, что отчуждение земельного участка без находящихся на нем строений, в случае принадлежности и того и другого имущества одному лицу, будет нарушать установленный законом запрет, сослались на то, что 09.12.2019 заявителем дополнительно представлен в регистрирующий орган договор купли-продажи земельного участка от 06.12.2017 N 09-м/20, который уже имелся в распоряжении государственного регистратора на момент рассмотрения заявления, из пункта 1.2 договора купли-продажи земельного участка следует, что на земельном участке расположен объект недвижимости с кадастровым номером 10:20:0064702:1291, сведения о правах на который в ЕГРН отсутствуют, объект недвижимости прошел государственный кадастровый учет, в ЕГРН внесены сведения о том, что объект недвижимости с кадастровым номером 10:20:0064702:1291 расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером 10:20:0064702:351, и пришли выводу о том, что оснований для отказа в государственной регистрации права у Управления Росреестра не имелось.
Отклоняя доводы Управления Росреестра, суды применили пункт 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суды сослались на то, что судебными актами по делу N А26-2087/2017 установлено, что спорное здание, именуемое как "Дом фермера", возведено заявителем на основании разрешения на строительство от 23.05.2013 N RU10516305-68, выданного администрацией Деревянского сельского поселения во исполнение решения Прионежского районного суда от 08.04.2013 по делу N 2-324/2013.
Суды посчитали, что в данном случае не требовалось предоставления правоустанавливающего документа на заявленный объект недвижимости или решения суда о признании права собственности на него при наличии в распоряжении государственного регистратора договора купли-продажи земельного участка от 06.12.2017 N 09-м/20 со сведениями о нахождении на принадлежащем Горбачеву В.В. земельном участке объекта недвижимости с кадастровым номером 10:20:0064702:1291, поскольку такой объект недвижимости следовал судьбе находившегося в собственности заявителя земельного участка, а в качестве иного документа, подтверждающего возникновение права собственности, был представлен названный договор.
Суд кассационной инстанции полагает, что в данном случае суды необоснованно ссылались на соблюдение принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, установленного подпунктом пункта 1 5 статьи 1 ЗК РФ.
Вместе с тем указанные выводы судов не привели к принятию неправильного решения по существу спора.
В оспариваемом уведомлении о приостановлении государственной регистрации права Управление Росреестра сослалось на то, что заявителем не представлены документы, подтверждающие право собственности на здание, рекомендовало заявителю для устранения причин, препятствующих государственной регистрации, представить правоустанавливающий документ на объект недвижимости или решение суда о признании права собственности на здание.
Суд кассационной инстанции полагает, что у регистрирующего органа отсутствовали установленные статьёй 26 Закона о регистрации основания для приостановления осуществления государственной регистрации прав.
Как следует из материалов дела объект, в отношении которого главой КФХ подано заявление о государственной регистрации прав, является жилым домом площадью 11,2 кв. м. Объект поставлен на государственный кадастровый учёт с присвоением кадастрового номера 10:20:0064702:1291. В соответствии со сведениям ЕГРН объект недвижимости с кадастровым номером 10:20:0064702:1291 расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером 10:20:0064702:351, сведения о правах на жилой дом в ЕГРН отсутствуют.
Согласно пункту 10 статьи 40 Закона о регистрации (здесь и далее нормативные акты приведены в редакциях, действующих на момент обращения заявителя в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на названное здание) государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в соответствующей редакции выдача разрешения на строительства не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
Поскольку упомянутый объект является индивидуальным жилым домом, для возведения которого не требуется разрешение на строительство, соответственно требование регистрирующего органа о предоставлении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не соответствует закону.
В связи с тем, что объект ранее был поставлен на кадастровый учёт, в отношении объекта составлен технический план, который имелся в распоряжении регистрирующего органа, а также в распоряжении государственного регистратора на момент рассмотрения заявления главы КФХ о государственной регистрации права собственности на здание имелся договор купли-продажи земельного участка от 06.12.2017 N 09-м/20, на котором находится дом, не требовалось предоставления правоустанавливающего документа на здание или решения суда о признании права собственности на него.
Таким образом, оснований для отказа в государственной регистрации права собственности заявителя на упомянутое здание у Управления Росреестра не имелось. Следовательно, решение регистрирующего органа о приостановлении государственной регистрации прав не соответствует требованиям закона и нарушает права заявителя.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанции правильно удовлетворили требование заявителя.
Ошибочные выводы судов, изложенные в мотивировочных частях решения и постановления, не повлекли принятие неправильного решения по существу спора.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.01.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2020 по делу N А26-11181/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В обоснование решения об удовлетворении требований заявителя суды указали на то, что отчуждение земельного участка без находящихся на нем строений, в случае принадлежности и того и другого имущества одному лицу, будет нарушать установленный законом запрет, сослались на то, что 09.12.2019 заявителем дополнительно представлен в регистрирующий орган договор купли-продажи земельного участка от 06.12.2017 N 09-м/20, который уже имелся в распоряжении государственного регистратора на момент рассмотрения заявления, из пункта 1.2 договора купли-продажи земельного участка следует, что на земельном участке расположен объект недвижимости с кадастровым номером 10:20:0064702:1291, сведения о правах на который в ЕГРН отсутствуют, объект недвижимости прошел государственный кадастровый учет, в ЕГРН внесены сведения о том, что объект недвижимости с кадастровым номером 10:20:0064702:1291 расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером 10:20:0064702:351, и пришли выводу о том, что оснований для отказа в государственной регистрации права у Управления Росреестра не имелось.
Отклоняя доводы Управления Росреестра, суды применили пункт 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.
...
Суд кассационной инстанции полагает, что в данном случае суды необоснованно ссылались на соблюдение принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, установленного подпунктом пункта 1 5 статьи 1 ЗК РФ.
...
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в соответствующей редакции выдача разрешения на строительства не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 августа 2020 г. N Ф07-7919/20 по делу N А26-11181/2019
Хронология рассмотрения дела:
16.03.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1056/2021
17.12.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-33314/20
26.08.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7919/20
27.05.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-5136/20
15.01.2020 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-11181/19
15.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-11181/19