31 августа 2020 г. |
Дело N А42-4976/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Кудина А.Г., Мунтян Л.Б.,
при участии в судебном заседании от Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Белова Р.А. (доверенность от 20.05.2020 N 65),
рассмотрев 31.08.2020 в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия города Апатиты "Апатитская электросетевая компания" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.12.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2020 по делу N А42-4976/2019,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие города Апатиты "Апатитская электросетевая компания", адрес: 184209, Мурманская обл., г. Апатиты, ул. Строителей, д. 4, ОГРН 1065101003219, ИНН 5101200830 (далее - Предприятие, МУП "АЭСК") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Северо-Западному межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, адрес: 190005, Санкт-Петербург, Московский пр., д. 1, лит. У, ОГРН 1047855093747, ИНН 7839304330 (далее - СЗМТУ Росстандарта), в лице Отдела государственного контроля и надзора в Мурманской области (далее - Отдел), о признании незаконными и отмене постановления от 06.05.2019 по делу N 35 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и предписания от 29.04.2019 N 45, с учетом уточнения требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 30.12.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.05.2020, в удовлетворении требования Общества о признании незаконным и отмене постановления Отдела от 06.05.2019 N 35 отказано; предписание Отдела от 29.04.2019 N 45 признано недействительным в части пункта 2.3, требующего обеспечить замену или утверждение типа теплосчетчиков-регистраторов "Взлет-ТСР-М" (заводские номера 1007645, 1007401), а также раздела III, запрещающего применение до устранения выявленных нарушений, следующих средств измерений: теплосчетчика-регистратора "Взлет-ТСР-М" с заводским номером 1007645; моста постоянного тока типа ММВ с заводским номером 68553; мегаомметров типа ЭС0202/2-Г с заводскими номерами 25713, 14948; измерителя сопротивления заземления типа М416 с заводским номером 45878. В удовлетворении остальной части требований по признанию недействительным предписания от 29.04.2019 N 45 отказано.
Не соглашаясь с принятыми судебными актами, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, Предприятие обратилось в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить в части отнесения испытательного оборудования (аппарата испытания диэлектриков АИД-7 и аппарата АИИ-70) к средствам измерения, заявление удовлетворить в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы Предприятие указывает на ошибочность выводов в части отнесения испытательного оборудования АИД-70 и АИИ-70 к средствам измерения утвержденного типа и подлежащего проверке в установленном порядке.
Представитель СЗМТУ Росстандарта в судебном заседании и в письменном отзыве на кассационную жалобу, ссылаясь на необоснованность приведенных в ней доводов, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
МУП "АЭСК", надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, МУП "АЭСК" осуществляет деятельность по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к распределительным электросетям. Предприятием получено свидетельство о регистрации электролаборатории с правом выполнения испытаний и (или) измерений согласно утвержденному перечню.
В рамках осуществления федерального государственного метрологического надзора, с целью исполнения утвержденного приказом СЗМТУ Росстандарта от 30.10.2018 N 56 ежегодного плана проведения проверок в соответствии с Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год, в отношении Предприятия на основании приказа от 18.03.2019 N 253 с применением проверочного листа (форма утверждена приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16.01.2018 N 44) проведена плановая выездная проверка.
По результатам проведенных проверочных мероприятий (осмотра принадлежащих заявителю документов и помещений), выявлены нарушения законодательства об обеспечении единства измерений в части соблюдения требований, установленных частью 1 статьи 5, частями 1, 2 статьи 9, частью 1 статьи 12, частью 1 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N 102-ФЗ, Закон об обеспечении единства измерений), а именно:
1) применяются теплосчетчики-регистраторы "Взлет ТСР-М", исп.
ТСРВ-034 (заводской номер 1007645, дата выпуска 18.10.2010 в составе тепловычислителя "ВЗЛЕТ ТСРВ", исп. ТСРВ-034, заводской номер 1007645, дата выпуска 18.10.2010; заводской номер 1007401, дата выпуска 18.10.2010 в составе тепловычислителя "ВЗЛЕТ ТСРВ", исп. ТСРВ-034, заводской номер 1007401, дата выпуска 18.10.2010) неутвержденного типа. Тип теплосчетчиков-регистраторов "Взлет ТСР-М" в исполнениях тепловычислителей с ТСР-024-М по ТСР-044 утвержден в 2013, номер Госреестра 27011-13, и не распространяется на теплосчетчики и тепловычислители данных исполнений, изготовленные, согласно паспортам в 2010 году. Поверка теплосчетчиков и оформление свидетельств о поверке произведено с нарушениями;
2) секундомер СОПпр-2а-3-000 (заводской номер 8622) применяется не прошедшим поверку для определения времени высоковольтных испытаний средств защиты и электрооборудования с 25.10.2017 до 08.10.2018 согласно представленным свидетельствам о поверке;
3) клещи-мультиметры цифровые М266 (заводской номер 20041046872; 09080065756); клещи токоизмерительные типов: Ц45029 (заводской номер 6308); К4570/ц (заводской номер 13900717); мосты постоянного тока типов: ММВ (заводской номер 68553); Р333 (заводской номер 03040; 10234); мегаомметры типов: ЭСО 202/2 (заводской номер 25713; 24681; 14948); М1101 (заводской номер 82205); измеритель сопротивления заземления М-416 (заводской номер 45879) применяются для измерения параметров электрического тока электрических сетей, измерения сопротивления изоляции без сведений об изготовителе и об утверждении типа, согласно информации в представленном перечне средств измерений, в графах "Изготовитель" и "Номер Госреестра" которого указано, что паспорт и номер Госреестра отсутствуют;
4) аппарат АИД-70 (заводской номер на шильдике 90081, год выпуска 1989; на прибор нанесено клеймо поверки 2016 года) и входящие в его состав киловольтметр М42300 (б/н, дата поверки на клейме - 11.2016 года); миллиамперметр М4230 (б/н, дата поверки на клейме - 11.2016 года) применяются при испытаниях повышенным напряжением изолированного инструмента, указателей напряжения, диэлектрических средств защиты, принадлежащих МУП "АЭСК" и сторонним организациям, согласно записям в представленном журнале испытаний, неутвержденного типа, не прошедшими поверку, в отсутствие свидетельства об утверждении типа и поверке;
5) аппарат АИИ-70 (заводской номер 1305, дата выпуска 1984) и входящий в его состав микроамперметр М906 (заводской номер 41132, поверительное клеймо отсутствует) применяются для испытаний повышенным напряжением трансформаторного масла неутвержденного типа, не прошедшими поверку, в отсутствие свидетельства об утверждении типа, поверке и действующего поверительного клейма.
Результаты проведенных проверочных мероприятий отражены в акте от 29.04.2019 N 62/07.
В целях устранения выявленных нарушений Отдел выдал Предприятию предписание от 29.04.2019 N 45, согласно которому в срок до 01.07.2019 надлежит разработать план мероприятий по устранению выявленных нарушений и представить до 22.05.2019 (пункт 2.1); обеспечить измерения и их методики измерений (испытаний) электрооборудования и электрической энергии, указанных выше, средствами измерений утвержденного типа, соответствующими обязательным метрологическим требованиям, прошедшими поверку, представить доказательства (паспорта, свидетельства об утверждении типа, поверке, накладные на вновь приобретенные приборы) (пункт 2.2); обеспечить замену или утверждение типа теплосчетчиков-регистраторов "Взлет-ТСР-М" (заводские номера 1007645, 1007401) (пункт 2.3).
В соответствии с разделом III предписания на основании части 4 статьи 17 Закона N 102-ФЗ Предприятию предписан запрет на применение с 29.04.2019 средств измерений неутвержденного типа и (или) не прошедших в установленном порядке поверку: теплосчетчиков-регистраторов "Взлет ТСР-М" (заводские номера 1007645, 1007645); клещей-мультиметров цифровых М266 (заводские номера 20041046872, 09080065756); клещей токоизмерительных типов (Ц45029, заводской номер 6308; К4570/ц, заводской номер 13900717); мостов постоянного тока типов (ММВ, заводской номер 68553; Р333, заводские номера 03040, 10234); мегаомметров типов ЭСО 202/2 (заводские номера 25713; 24681; 14948); М1101 (заводской номер 82205); измерителя сопротивления заземления М-416 (заводской номер 45879); аппарата АИД-70 (заводской номер 90081); киловольтметра М42300 (б/н); миллиамперметра М 4230 (б/н); аппарата АИИ-70 (заводской номер 1305); микроамперметра М 906 (заводской номер 41132), до устранения выявленных нарушений.
Усмотрев в действиях Предприятия состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 19.19 КоАП РФ, Отдел составил протокол от 29.04.2019 N 1 и вынес постановление от 06.05.2019 N 35 о назначении наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с предписанием и постановлением о привлечении к административной ответственности, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Предприятия, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, в связи с чем в удовлетворении требования о признании незаконным постановления отказал.
Установив отсутствие нарушений в части утверждения типа теплосчетчиков-регистраторов "Взлет-ТСР-М", мегаомметров типа ЭС0202/2-Г (заводские номера 25713, 14948), измерителя сопротивления заземления типа М416 (заводской номер 45878), а также проведения поверки теплосчетчика-регистратора "Взлет-ТСР-М" заводской номер 1007645, суд признал недействительным предписание Отдела в соответствующей части.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие в оспариваемой части выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, регулируются Законом об обеспечении единства измерений. Целью названного закона является установление правовых основ обеспечения единства измерений в Российской Федерации; защита прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений; обеспечение потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, обеспечения обороны и безопасности государства, в том числе экономической безопасности; содействие развитию экономики Российской Федерации и научно-техническому прогрессу (части 1 и 2 статьи 1 Закона N 102-ФЗ).
Сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений определена в частях 3 - 5 статьи 1 Закона об обеспечении единства измерений.
Согласно части 3 статьи 1 Закона N 102-ФЗ сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, установлены обязательные метрологические требования и которые выполняются, в том числе при: выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда (пункт 5); выполнении работ по оценке соответствия продукции и иных объектов обязательным требованиям в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (пункт 14).
Частью 5 статьи 5 Закона N 102-ФЗ предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в областях деятельности, указанных в пунктах 1 - 5, 7 - 13, 15, 18 части 3 и в части 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений, определяют измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, и устанавливают к ним обязательные метрологические требования, в том числе показатели точности измерений. При установлении обязательных метрологических требований могут использоваться результаты измерений, полученные с применением референтных методик (методов) измерений, а также первичных референтных методик (методов) измерений.
В соответствии с положениями вышеуказанной нормы, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации приказом от 09.09.2011 N 1034н утвердило Перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и производимых при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе на опасных производственных объектах, и обязательные метрологические требования к ним, в том числе показатели точности (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 13.10.2011 за номером 22039).
Пунктами 46, 47, 48, 49 указанного перечня в составе измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и производимых при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе на опасных производственных объектах, предусмотрены измерения напряжения и тока утечки при обеспечении электробезопасности, напряжения и силы тока при контроле электрической прочности изоляции средств защиты в низковольтных распределительных сетях, электрического сопротивления при контроле параметров заземления и электроизоляции, напряжений прикосновения и токов короткого замыкания.
В силу части 1 статьи 9 Закона N 102-ФЗ в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями данного закона, и обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований.
В статье 13 Закона N 102-ФЗ определено, что средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку (часть 1).
При этом определенное нормами пункта 21 статьи 2 Закона N 102-ФЗ, пункта 6.2 Рекомендаций по межгосударственной стандартизации РМГ 29-99 "Государственная система обеспечения единства измерений. Метрология. Основные термины и определения", утвержденных Постановлением Госстандарта России от 17.05.2000 N 139-ст (в редакции Приказа Ростехрегулирования от 27.10.2004 N 53-ст), понятие "средство измерения", не связывает основания для отнесения конкретного технического средства к средству измерения ни с каким иным обстоятельством, кроме его предназначения для проведения измерений, которое, в свою очередь, устанавливается исходя из инструкций по применению.
Как установлено судами, согласно паспортам и руководствам по эксплуатации аппараты испытательные высоковольтные предназначены для генерирования и измерения высоких напряжений постоянного и переменного тока при испытании и диагностировании изоляции силовых кабелей и твердых диэлектриков высоким напряжением постоянного тока или переменного тока номинальной частотой 50 Гц, измерения тока утечки при испытаниях электрической прочности изоляции средств защиты и электрооборудования.
Отклоняя возражения Предприятия, суды обоснованно исходили из того, что, поскольку измерения напряжения и силы тока, тока утечки, осуществляемые при работе аппаратов испытательных высоковольтных, предназначенных для воспроизведения и измерения высокого напряжения переменного и постоянного тока, измерения тока утечки при испытаниях электрической прочности изоляции средств защиты и электрооборудования, относятся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, указанной в пунктах 5, 14 части 3 статьи 1 Закона N 102-ФЗ в соответствии с Приказом от 09.09.2011 N 1034н, РД 34.45-51.300-97 "Объем и нормы испытаний электрооборудования", "Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей", "Правила устройства электроустановок", технические средства, с помощью которых осуществляются данные измерения, должны быть отнесены к средствам измерений и быть утвержденного типа, прошедшими поверку.
Правильно применив указанные выше нормы права, исследовав и оценив фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела в их совокупности и взаимосвязи в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, судами сделаны обоснованные выводы о том, что на спорные приборы распространяется действие Закона об обеспечении единства измерений. Следовательно, применяемые Предприятием типы аппаратов АИД-70 и АИИ-70, с учетом встроенных в них средств измерений, подлежат обязательному утверждению, а аппараты в эксплуатации - поверке.
Таким образом, оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству, не нарушает прав и законных интересов Общества, поскольку законно возлагает на него обязанность по устранению выявленных нарушений.
Факт нарушения Предприятием законодательства об обеспечении единства измерений в части несоблюдения порядка поверки средств измерений, в части применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений средств измерений неутвержденного типа и (или) не прошедших в установленном порядке поверку, и (или) не соответствующих обязательным метрологическим требованиям подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, установлен судом, и не оспаривается МУП "АЭСК" в части использования мегаомметра типа М1101 (заводской номер 82205), секундомера СОПпр-2а-3-000 (заводской номер 8622) и миллиамперметра М 4230 (б/н), что образует событие правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ.
С учетом изложенного, суды признали доказанным факт совершения МУП "АЭСК" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, судами не установлено.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности не истек.
Размер административного штрафа определен административным органом с учетом обстоятельств дела.
Доводы заявителя кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и исследованных судами обстоятельств, не опровергают выводы судов, были предметом их рассмотрения и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 АПК РФ.
Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов и признания недействительными оспариваемых постановления и предписания в обжалуемой Предприятием части.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.12.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2020 по делу N А42-4976/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия города Апатиты "Апатитская электросетевая компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.