31 августа 2020 г. |
Дело N А56-106617/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 августа 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Преснецовой Т.Г., судей Захаровой М.В., Сергеевой И.В.,
при участии от Правительства Санкт-Петербурга Кулакова А.А. (доверенность от 23.09.2019 N 07-125/540), от общества с ограниченной ответственностью "Центр спорта" Перфильевой В.Ю. (доверенность от 15.09.2019),
рассмотрев 26.08.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.01.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2020 по делу N А56-106617/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Центр спорта", адрес: 199106, Санкт-Петербург, 26-я линия В.О., д. 9, лит. А, пом. 24-Н, ч.к. 17, оф. 1, ОГРН 1147847211820, ИНН 7802863460 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия Правительства Санкт-Петербурга, адрес: 191060, Санкт-Петербург, Смольный (далее - Правительство), выразившегося в уклонении от рассмотрения обращения Общества о предоставлении в аренду на инвестиционных условиях земельного участка с кадастровым номером 78:13:0007439:1083 для строительства объекта спорта по адресу: Санкт-Петербург, Шипкинский пер., уч. 4, и об обязании принять решение в соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) по результатам рассмотрения данного обращения заявителя о предоставлении в аренду указанного земельного участка в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением суда от 27.01.2020 требования Общества удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2020 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Правительство Санкт-Петербурга, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит решение и постановление отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Податель жалобы ссылается на ошибочное толкование апелляционным судом норм земельного законодательства, регулирующих процедуру предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов; указывает на то, что суд необоснованно не применил положения Регламента Правительства Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства от 16.12.2003 N 100.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит отказать в ее удовлетворении и оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Правительства настаивал на удовлетворении кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество обратилось в Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга с заявлением от 19.08.2016 о предварительном согласовании предоставления земельного участка для строительства объекта спорта - крытого спортивного комплекса с трибунами для зрителей при количестве мест до 1 000 по адресу: Санкт-Петербург, Шипкинский пер., уч. 4.
Распоряжением Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 14.03.2017 N 952-рзк осуществлено перераспределение земель и земельного участка площадью 2 555 кв.м с кадастровым номером 78:13:0007439:1001, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Шипкинский пер., квартал 39 района южнее реки Волковки, образован земельный участок площадью 9 395 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, муниципальный округ Балканский, Шипкинский пер., уч. 4 (юго-западнее д. 17, лит. А по ул. Ярослава Гашека), относящийся к категории земель - земли населенных пунктов, расположенный в территориальной зоне ТР0-2 - зона рекреационного назначения - спортивных сооружений с включением объектов инженерной инфраструктуры, и имеющий вид разрешенного использования - спорт. Этим же распоряжением установлены ограничения в пользовании земельным участком и утверждена схема расположения образованного земельного участка.
По результатам рассмотрения заявления Общества от 19.08.2016 Комитетом по инвестициям Санкт-Петербурга издано распоряжение от 14.03.2017 N 45 о предварительном согласовании испрашиваемого земельного участка площадью 9 395 кв.м, относящегося к категории земель - земли населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 2 указанного распоряжения земельный участок может быть предоставлен без проведения торгов при условии проведения работ по его образованию в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка.
Общество осуществило работы по формированию испрашиваемого земельного участка, который 21.09.2017 был поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 78:13:0007439 и вида разрешенного использования - спорт, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 23.11.2017 N 78/001/030/2017-47689.
Впоследствии Общество обратилось в Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга с заявлением от 20.12.2017 о предоставлении ему в аренду земельного участка с кадастровым номером 78:13:0007439:1083 без проведения торгов для использования под размещение крытого спортивного комплекса с трибунами.
В ответ на указанное заявление Комитет по инвестициям в своем письме от 27.11.2018 N 01-58-11238/17-0-1 сообщил о том, что он в установленном порядке подготовил проект постановления Правительства Санкт-Петербурга "О предоставлении земельного участка для строительства объекта спорта по адресу: Фрунзенский район, муниципальный округ Балканский, Шипкинский пер, участок 4", просил в недельный срок письменного согласовать указанный проект либо представить возражения на него.
Общество, ссылаясь на наличие заинтересованности в отношении указанного земельного участка, направило в адрес Санкт-Петербургского государственного учреждения "Управление инвестиций" (далее - Учреждение) письмо от 14.05.2019 N 33-05/2019, в котором просило предоставить выписку из протокола заседаниякомиссии.
Учреждение в своем письме от 25.06.2019 сообщило Обществу о том, что вопрос о предоставлении испрашиваемого земельного участка был включен в повестку дня совещания 04.04.2019 с участием вице-губернаторов Санкт-Петербурга и уполномоченных органов, но был снят с рассмотрения.
Как указано в пунктах 7.2.1 - 7.2.3 протокола совещания от 04.04.2019 N 554, вопрос о предоставлении указанного земельного участка снят с рассмотрения, поскольку принята к сведению информация представителей исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга о нецелесообразности предоставления данного земельного участка для размещения объекта спорта, а Администрации Фрунзенского района поручено предоставить в Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга предложения о возможности дальнейшего вовлечения указанного земельного участка в хозяйственный оборот Санкт-Петербурга в целях развития здравоохранения.
Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, полагая, что Правительством Санкт-Петербурга как органом, принимающим окончательное решение о предоставлении земельных участков для строительства, допущено бездействие по рассмотрению его заявления о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
Суд первой инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства, признал бездействие Правительства незаконным и обязал его в соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ принять решение по результатам рассмотрения обращения Общества в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда и оставила решение без изменения.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения и отмены принятых по делу судебных актов в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, требование о признании незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, может быть удовлетворено при наличии совокупности обстоятельств: несоответствия ненормативного правового акта закону и нарушения этим актом прав и законных интересов заявителя.
По смыслу пунктов 14, 16 статьи 39.15 ЗК РФ срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет 2 года, а решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 ЗК РФ.
Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга для строительства и реконструкции" (далее - Закон N 282-43) решение о предоставлении объектов недвижимости для целей строительства, комплексного освоения территории, реконструкции и приспособления для современного использования и об установлении инвестиционных условий принимается Правительством Санкт-Петербурга.
Во исполнения принятого распоряжения от 14.03.2017 N 45 Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга, которым было принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, Общество совершило все необходимые действия по формированию участка и обратилось за его предоставлением с заявлением от 20.12.2017.
Из имеющегося в деле письма Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга от 27.11.2018 N 01-58-11238/17-0-1 следует, что им в установленном законом порядке с получением необходимых согласований подготовлен проект постановления Правительства "О предоставлении земельного участка для строительства объекта спорта по адресу: Фрунзенский район, муниципальный округ Балканский, Шипкинский пер, участок 4".
Несмотря на это ни подобное постановление Правительством, ни решение об отказе в предоставлении Обществу земельного участка без торгов не были приняты.
При таком положении и с учетом приведенных правовых норм суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что в соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ Правительство как орган, в силу пункта 1 статьи 3 Закона N 282-43 принимающий решение о предоставлении земельных участков без торгов для осуществления строительства, должно было в целях завершения процедуры, установленной в статье 39.17 ЗК РФ, принять решение по результатам рассмотрения заявления Общества от 20.12.2017.
Как правомерно указал апелляционный суд, норма пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ является императивной и может считаться соблюденной в случае, если действия государственного органа завершены принятием в установленный срок обоснованного решения, в противном случае следует вывод о незаконном бездействии уполномоченного органа даже при условии осуществления деятельности по рассмотрению заявления.
При таком положении суды, проанализировав собранные по делу документы применительно к содержанию предъявленного Обществом требования, пришли к правомерному выводу о незаконности бездействия Правительства, выразившегося в нерассмотрении обращения Общества о предоставлении в аренду без проведения торгов для целей строительства земельного участка с кадастровым номером 78:13:0007439:1083 и обоснованно удовлетворили требования Общества.
У суда кассационной инстанции не имеется правовых оснований для иной оценки и отмены обжалуемых судебных актов.
Вопреки доводам подателя жалобы, в силу установленного действующим в Санкт-Петербурге законодательством порядке именно Правительство принимает окончательное решение по вопросу предоставления земельного участка, следовательно, оно является заинтересованным лицом в рамках настоящего спора.
Правительство в своей кассационной жалобе фактически повторяет доводы, которые были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Ссылки подателя жалобы на Положение о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и проведения работ по приспособлению для современного использования, утвержденное Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.07.2015 N 656, и Регламент Правительства Санкт-Петербурга, утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2003 N 100, обоснованно отклонены судами с указанием на то, что соответствующее решение принимается по результатам совершения определенных действий уполномоченными органами государственной власти, но согласование проекта постановления Правительства производится на совещании у вице-губернатора Санкт-Петербурга, отвечающего за решение вопросов капитального строительства и реконструкции объектов недвижимости, архитектуры и градостроительства, в порядке, установленном Регламентом, в течение пяти дней со дня подготовки Комитетом по инвестициям такого проекта постановления.
В рамках настоящего дела установлено, что Комитет по инвестициям со своей стороны подготовил проект соответствующего постановления, которое не было принято Правительством, а решение этого вопроса - снято с повестки дня совещания.
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ Правительство не представило объективных, достоверных и достаточных доказательств законности оспариваемого в рамках настоящего дела бездействия, а судами не установлено представление заинтересованными лицами замечаний, урегулирование которых предшествует принятию решения Правительством.
Приведенная в кассационной жалобе ссылка на то, что суд первой инстанции не указал мотивы, по которым не учел заявление Правительства о пропуске установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока, является несостоятельной, поскольку, как правильно указал суд апелляционной инстанции в своем постановлении, бездействие Правительства в данном случае носит длящийся характер.
Иных доводов, имеющих существенное значение для дела и влияющих на правильность принятых по делу решения и постановления, Правительством в кассационной жалобе не приведено.
При рассмотрении дела и вынесении судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения и апелляционного постановления и удовлетворения кассационной жалобы.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.07.2020 приостановлено исполнение решения от 27.01.2020 по настоящему делу до окончания производства в арбитражном суде кассационной инстанции.
Поскольку производство по кассационной жалобе завершено, суд на основании статьи 283 АПК РФ отменяет принятое приостановление исполнения обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.01.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2020 по делу N А56-106617/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения от 27.01.2020 по настоящему делу, принятое определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.07.2020, отменить.
Председательствующий |
Т.Г. Преснецова |
Судьи |
Т.Г. Преснецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.