г. Санкт-Петербург |
|
09 июня 2020 г. |
Дело N А56-106617/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Баженовой Ю.С., Галенкиной К.В.
при ведении протокола судебного заседания: Шахрзаевым М.И.
при участии:
от заявителя: Перфильева В.Ю. (доверенность от 15.09.2019)
от заинтересованного лица: Кулаков А.А. (доверенность от 23.09.2019)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7924/2020) Правительства Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.01.2020 по делу N А56-106617/2019 (судья Балакир М.В.), принятое
по заявлению ООО "Центр спорта"
к Правительству Санкт-Петербурга
о признании незаконным бездействия, обязании устранить допущенные нарушения прав,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Центр спорта" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Правительства Санкт-Петербурга (далее - Правительство) в предоставлении земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, Шипкинский пер, участок 4, с кад. N 78:13:0007439:1083, обязании Правительства направить заявителю на подписание проект договора аренды земельного участка на инвестиционных условиях для строительства объекта спорта в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В порядке ст. 49 АПК РФ Общество уточнило заявленные требования, просило признать незаконным бездействие Правительства, обязать Правительство принять решение в соответствии с п.5 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ по результатам рассмотрения обращения заявителя о предоставлении в аренду земельного участка с кадN 78:13:0007439:1083 на инвестиционных условиях для строительства объекта спорта в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением от 27.01.2020 заявленные требования удовлетворены, суд признал незаконным бездействие Правительства в виде нерассмотрения обращения заявителя о предоставлении в аренду земельного участка для строительства объекта спорта по адресу: Санкт-Петербург, Шипкинский пер, участок 4,кадастровый номер 78:13:0007439:1083, обязал Правительство принять решение в соответствии с п.5 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ по результатам рассмотрения обращения ООО "Центр спорт" о предоставлении в аренду земельного участка на инвестиционных условиях для строительства объекта спорта по адресу: Санкт-Петербург, Шипкинский пер, участок 4, кадастровый номер 78:13:0007439:1083 в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу
В апелляционной жалобе Правительство, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просит решение отменить, полагая ошибочным вывод суда о наличии бездействия Правительства в нерассмотрении заявления Общества о предоставлении спорного земельного участка, рассмотрение заявлений о предоставлении земельных участков в аренду отнесено к компетенции Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга, предоставленные доказательства указывают на то, что рассмотрение заявления Общества было завершено; Обществом пропущен установленный частью 4 ст. 198 АПК РФ срок для обращения с настоящим заявлением.
Общество возразило против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Санкт-Петербургское государственное учреждение "Управление инвестиций" с заявлением от 19.08.2016 о предварительном согласовании предоставления земельного участка для строительства объекта спорта (крытый спортивный комплекс с трибунами для зрителей при количестве мест до 1 тысячи) по адресу: Санкт-Петербург, Шипкинский пер, участок 4.
Распоряжением Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга от 14.03.2017 N 45 Обществу предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью 9395 кв.м., по адресу: Санкт-Петербург, Шипкинский пер, участок 4, относящегося к категории земель: земли населенных пунктов, Распоряжением Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 14.03.2017 N 952-рзк утверждена схема расположения земельного участка.
Впоследствии заявителем осуществлены работы по образованию земельного участка в соответствии с проектом межевания территории и схемой расположения, утвержденной уполномоченным органом, 23.11.2017 земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кад.N 78.13.0007439, вид разрешенного использования спорт.
Общество обратилось с заявлением от 20.12.2017 N 01-58-11238/17-0-0 о предоставлении вышеуказанного земельного участка без проведения торгов на основании п.п.3.статьи 39.6 Земельного кодекса РФ.
Согласно письму Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга от 27.11.2018 N 01-58-11238/17-0-1 Комитетом в установленном порядке подготовлен проект постановления Правительства Санкт-Петербурга "О предоставлении земельного участка для строительства объекта спорта по адресу: Фрунзенский район, муниципальный округ Балканский, Шипкинский пер, участок 4".
В связи с отсутствием информации о статусе поданного заявителем обращения письмом от 14.05.2019 N 33-05/2019 Общество обратилось в СПб ГУ "Управление инвестиций" с просьбой сообщить о результатах рассмотрения его заявления.
Письмом от 25.06.2019 N 24404/19 Учреждение сообщило заявителю о том, что вопрос о предоставлении ООО "Центр спорта" спорного земельного участка обсуждался на совещании от 04.04.2019 (протокол N 554) с участием вице-губернаторов Санкт-Петербурга Батанова Э.В., Линченко Н.В. и снят с рассмотрения в связи с нецелесообразностью предоставления земельного участка под объект спорта.
Полагая, что Правительством допущено незаконное бездействие, на основании представленных документов Правительство обязано принять решение по результатам обращения Общества о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка для строительства, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение не подлежит отмене или изменению.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, по смыслу статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления земельного участка в собственность, аренду без проведения торгов регламентирован в ст. 39.14 ЗК РФ, Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.07.2015 N 656 утверждено Положение о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и проведения работ по приспособлению для современного использования (далее - Положение).
Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 названного Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю.
Норма пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации является императивной и может считаться соблюденной, если действия государственного органа завершены принятием в установленный срок обоснованного решения, в противном случае следует вывод о незаконном бездействии уполномоченного органа даже при условии осуществления деятельности по рассмотрению заявления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, такого решения не принято, тогда как исходя из положений пункта 1 статьи 3 Санкт-Петербурга N 282-43 от 17.06.2004 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга для строительства и реконструкции" (далее - Закон N 282-43), решение о предоставлении объектов недвижимости для целей строительства, комплексного освоения территории, реконструкции и приспособления для современного использования и об установлении инвестиционных условий принимается Правительством Санкт-Петербурга.
Ссылка подателя жалобы на Положение, а также Регламент Правительства Санкт-Петербурга, утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2003 N 100, исходя из которых соответствующее решение принимается по результатам совершения определенных действий уполномоченными органами государственной власти, согласование проекта постановления Правительства производится на совещании у вице-губернатора Санкт-Петербурга, отвечающего за решение вопросов капитального строительства и реконструкции объектов недвижимости, архитектуры и градостроительства, в порядке, установленном Регламентом, в течение пяти дней со дня подготовки Комитетом такого проекта постановления, подлежит отклонению апелляционным судом как необоснованная, учитывая, что Правительство является уполномоченным органом для принятия решения о предоставлении земельного участка, а наличие обоснованных возражений в таком предоставлении не доказано, тогда как в соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности действия (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Снятие вопроса с рассмотрения с указанием на нецелесообразность предоставления участка для размещения объекта спорта таким основанием не является, учитывая, что предоставление Обществу земельного участка было предварительно согласовано, а в силу п.16 ст. 39.15 ЗК РФ решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном ст. 39.17 ЗК РФ.
Из материалов дела не следует, что по проекту постановления Правительства представлены замечания заинтересованными лицами, урегулирование которых предшествует принятию решения Правительством.
Довод апелляционной жалобы о нарушении установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока на обращение с настоящим заявлением подлежит отклонению апелляционным судом как необоснованный, поскольку бездействие Правительства в данном случае носит длящийся характер.
С учетом изложенного доводы подателя апелляционной жалобы подлежат отклонению апелляционным судом как необоснованные, оснований для отмены решения не установлено, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.01.2020 по делу N А56-106617/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Тимухина |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-106617/2019
Истец: ООО "Центр спорта"
Ответчик: ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Хронология рассмотрения дела:
26.01.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-36296/20
26.01.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-36030/20
31.08.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8830/20
09.06.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7924/20
27.01.2020 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-106617/19