08 сентября 2020 г. |
Дело N А56-95125/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.09.2020.
Постановление в полном объеме изготовлено 08.09.2020.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
при участии от Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Гункина В.В. (доверенность от 09.01.2020), от общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Кировского района" директора Соколовой Г.В. (паспорт), от открытого акционерного общества "Сити Сервис" Тарасюка Н.С. (доверенность от 25.05.2020),
рассмотрев 08.09.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Кировского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.12.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2020 по делу N А56-95125/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Кировского района", адрес: 198260, Санкт-Петербург, проспект Ветеранов, дом 78, ОГРН: 1089847179839 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, адрес: 195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский проспект, дом 68, корпус "А", ОГРН 1037867000115 (далее - Инспекция): о признании незаконным решения (распоряжения) от 28.06.2019 N 504-рл о внесении изменений в реестр лицензий по управлению многоквартирными домами Санкт-Петербурга в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, проспект Народного Ополчения, дом 177, литера "А", принятого по заявлению ОАО "Сити Сервис" о включении сведений об управлении многоквартирным домом; а также об обязании Инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества и принять меры к внесению соответствующих сведений в реестр лицензий по управлению многоквартирными домами Санкт-Петербурга относительно периодов управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, проспект Народного Ополчения, дом 177, литера А - Общества.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Сити Сервис", ОГРН: 1037819021459, адрес: 192236, Санкт-Петербург, Софийская улица, дом 6, корпус 8, строение 1, помещение 1-Н, офис 460 (далее - ОАО "Сити Сервис").
Решением суда первой инстанции от 13.12.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.05.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права, просит решение и постановление отменить.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в жалобе, а представители ОАО "Сити Сервис" и Инспекции, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов, просили в удовлетворении жалобы отказать.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, 18.04.2019 ОАО "Сити Сервис" обратилось в Инспекцию с заявлением N 08-11-9103/19-0-0 от 19.04.2019 о внесении изменений в реестр лицензий Санкт-Петербурга.
К заявлению Обществом был приложен, в том числе, протокол общего собрания собственников помещений от 24.03.2019 N 1 в форме очно-заочного голосования (о смене управляющей организации Общества с расторжением договора управления и выборе в качестве управляющей организации ОАО "Сити Сервис").
По результатам рассмотрения документов Инспекцией принято решение от 07.05.2019 о приостановлении рассмотрения заявления по основаниям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 10 "Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок) в связи с наличием противоречий в сведениях, представленных ОАО "Сити Сервис" и сведениях уже содержащихся в реестре на момент рассмотрения заявления.
В частности, сведения о данном доме содержались в разделе реестра лицензий, содержащего перечень домов, управление которыми осуществляет Общество.
Инспекция 29.04.2019 обратилась в Администрацию Кировского района Санкт-Петербурга с запросом N 08-15-7263/19-0-0, в котором просила предоставить информацию об управляющей организации, осуществляющей управление многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, проспект Народного ополчения, дом 177, литера А.
От СПб ГКУ "Жилищное агентство Кировского района Санкт-Петербурга" 30.04.2019 (далее - СПб ГКУ ЖА) в Инспекцию поступил ответ N 08-11-10058/19-0-0 о проведении общего собрания в многоквартирном доме по адресу: Санкт-Петербург, Народного ополчения проспект, дом 177, литера А с выбором управляющей организации - ОАО "Сити Сервис". Интересы города Санкт-Петербурга, собственника помещений в многоквартирном доме, представляло СПб ГКУ ЖА.
Инспекция, руководствуясь положениями подпункта "а" пункта 15 Порядка, направила запросы обоим лицензиатам.
Инспекция 07.05.2019 направила в адрес ОАО "Сити Сервис" решение о приостановлении рассмотрения заявления о внесении в реестр лицензий Санкт-Петербурга в связи с несоответствием требований Порядка.
Инспекция 20.05.2019 направила в адрес Общества запрос N 08-15-8328/19-0-0 о предоставлении информации и реестр собственников помещений в указанном выше многоквартирном доме, позволяющий идентифицировать собственников помещений.
От ОАО "Сити Сервис" 10.06.2019 поступил ответ на запрос Инспекции N 08-11-9103/19-1-0 о направлении в Общество запроса на передачу технической документации на многоквартирный дом: Санкт-Петербург, проспект Народного ополчения, дом 177, литера А, а также иные документы, связанные с управлением вышеуказанного многоквартирного дома.
Согласно ответу Общество было уведомлено о расторжении договора управления, но обязанность по передаче документации, относящейся к многоквартирному дому, не исполнило.
На основании представленных ОАО "Сити Сервис" документов, Инспекцией проведена проверка заявления и документов, по результатам которой составлен Акт внеплановой проверки лицензиата от 20.06.2019:
ОАО "Сити Сервис" представлены запрашиваемые документы и сведения.
Решением от 20.06.2019 Инспекция, учитывая отсутствие признаков ничтожности проведенного общего собрания собственников, оформленного протоколом от 24.03.2019 N 1, представленным полным пакетом документов и сведений, внесла сведения о том, что ОАО "Сити Сервис" управляет многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, проспект Народного ополчения, дом 177, литера А, в реестр лицензий Санкт-Петербурга.
Общество не согласилось с решением Инспекции, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций не усмотрели правовых оснований для отмены решения Инспекции, в связи с чем в удовлетворении заявления отказали.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Ощее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом (часть 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В силу пункта 4 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе, выбор способа управления многоквартирным домом.
Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 192 ЖК РФ).
Согласно части 2 статьи 195 ЖК РФ реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Частью 2 статьи 198 ЖК РФ предусмотрено, что в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено "Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", согласно которому лицензирование осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (пункт 2); лицензирующий орган формирует и ведет реестр лицензий субъекта Российской Федерации (пункт 15).
Частью 3 статьи 198 ЖК РФ установлено, что после получения сведений, указанных в части 2 статьи 198 ЖК РФ, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В силу пункта 2 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр) изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: а) адрес многоквартирного дома; б) основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом; в) копию договора управления многоквартирным домом; г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Перечень документов, представляемых с заявлением о внесении изменений в реестр, установлен пунктом 3 Порядка N 938/пр, а в пункте 5 Порядка N 938/пр предусмотрено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка (подпункт "а"); достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка (подпункт "б"); отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям (подпункт "в"); выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя (подпункт "г"); отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (подпункт "д"); отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (подпункт "е").
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает решение о внесении изменений и реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7 Порядка N 938/пр).
Пунктом 10 Порядка N 938/пр определены основания для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления: а) выявленные по итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, недостоверность сведений, а также наличие противоречий сведений, представленных лицензиатом, сведениям, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления; б) поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома.
В данном случае судами двух инстанций установлено, что поданное ОАО "Сити Сервис" в Инспекцию заявление о включении в реестр лицензий Санкт-Петербурга в перечень домов, находящихся в управлении ОАО "Сити Сервис" многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, проспект Народного ополчения, дом 177, литера "А", соответствовало пунктам 2 и 3 Порядка N 938/пр; ОАО "Сити Сервис" были представлены протокол общего собрания собственников МКД от 24.03.2019 N 1, а также договор управления, заключенный с собственниками помещений в МКД, обладающими более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в доме.
Также в данном протоколе указано, что собственниками принято решение об отказе от управления домом Обществом и о выборе в качестве управляющей организации ОАО "Сити Сервис".
Поскольку заявление ОАО "Сити Сервис" и приложенные к нему документы в отношении МКД соответствовали требованиям Порядка, суды заключили, что Инспекция обоснованно приняла решение о внесении изменений в реестр лицензий.
Судебные инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, учитывая разъяснения, изложенные в письме Минстроя России от 30.12.2016 N 45051-АТ/04, руководствуясь частью 3 статьи 201 АПК РФ, правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.12.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2020 по делу N А56-95125/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Кировского района" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.