08 сентября 2020 г. |
Дело N А42-9754/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.09.2020.
Постановление в полном объеме изготовлено 08.09.2020.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
рассмотрев 08.09.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.01.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2020 по делу N А42-9754/2019,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в лице филиала "Колэнерго", адрес: 196247, Санкт-Петербург, площадь Конституции, дом 3А, помещение 16Н, ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751 (далее - Общество), обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее - Управление) об оспаривании постановления от 11.09.2019 о назначении административного наказания по делу N 051/04/9.21-662/2019 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и представления от 11.09.2019 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Кудринский Максим Юрьевич.
Решением суда первой инстанции от 20.01.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.05.2020, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций,
В Управление от Кудринского М.Ю. поступила заявление о невыполнении сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению объекта в установленный срок.
В ходе рассмотрения заявления установлено, что 15.06.2018 между Обществом (Сетевая организация) и Кудринским М.Ю. (заявитель) был заключен договор N 43-027841/18 (далее - Договор) по условиям которого, Сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя (далее - технологическое присоединение).
Технологическое присоединение необходимо для электроснабжения объекта - дома, расположенного в Мурманской области, МО Кольского района, ДНТ "Высокое", ЗУ 51:01:3001001:760 (пункты 1, 2 Договора).
В соответствии с пунктом 4 Договора Технические условия являются неотъемлемой частью настоящего договора и приведены в Приложении.
В силу пункта 6 срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего договора.
Пунктом 23 Договора предусмотрено, что настоящий договор считается заключенным с даты поступления подписанного Заявителем экземпляра настоящего договора в Сетевую организацию.
Подписанный Заявителем экземпляр Договора, получен Сетевой организацией 21.06.2018.
Также Управлением установлено, что обязательства по договору на момент рассмотрения заявления не исполнены, акт о выполнении технических условий в адрес заявителя Обществом направлен не был, что привело к нарушению Обществом требований пунктов 3, 6, подпункта "б" пункта 16, пункта 90 Правил N 861.
Управление также указало, что пункт 14.1.2 Технических условий содержит признаки нарушения пунктов 16.3, 25 (1) Правил N 861 путем возложения на заявителя затрат на выполнение технических мероприятий за пределами его земельного участка.
Управлением в отношении Общества, в присутствии его представителя с учетом наличия сведений о повторности привлечения сетевой организации к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление Управления от 14.03.2018 по делу N 05-04-18/5 о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, вступившее в законную силу 17.04.2018; постановление Управления от 19.12.2018 по делу N 05-04-18/42А о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, вступившее в законную силу 30.12.2018), был составлен протокол от 28.08.2019 N 051/04/9.21-662/2019 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением от 11.09.2019 по делу об административном правонарушении N 051/04/9.21-662/2019, Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Одновременно Обществу в порядке статьи 29.13 КоАП РФ вынесено представление, которым предписано совершить действия, направленные на прекращение выявленных нарушений Правил N 861, для чего следует:
1. установить обоснованный срок исполнения обязательств по договору о технологическом присоединении N 43-027841/18 от 15.06.2018 и принять меры по фактическому исполнению обязательств;
2. привести содержание пункта 14.1.2 Технических условий к договору о технологическом присоединении N 43-027841/18 от 15.06.2018 в соответствие с требованиями пунктов 16.3, 25(1) Правил N 861;
3. осуществить проверку выполнения заявителем Кудринским М.Ю. технических условий к договору о технологическом присоединении N 43-027841/18 от 15.06.2018 с учетом требования пункта 2 настоящего представления и в соответствии с уведомлением заявителя от 06.11.2018 с оформлением необходимых документов согласно требований Правил N 861. Информацию о принятых мерах представить в Управление в течение одного месяца со дня получения настоящего представления.
Общество не согласилось с представлением и постановлением Управления, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций не усмотрели правовых оснований для удовлетворения заявления Общества.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 9.21 КоАП РФ противоправным признается нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 названной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным (пункт 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике").
Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации (пункт 1 Правил).
Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения (пункт 3 Правил).
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил).
Установленный в пункте 6 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению, равный 6 месяцам со дня заключения договора, согласуется с пунктом 16 Правил.
В данном случае судами установлен факт нарушения Обществом порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям объекта Общества в части нарушения срока исполнения мероприятия по технологическому присоединению.
Мероприятия по технологическому присоединению включают в себя, в том числе, выполнение заявителем и сетевой организацией технических условий (подпункт "г" пункта 18 Правил N 861).
На основании пункта 85 данных Правил для проведения проверки выполнения технических условий заявитель представляет в сетевую организацию уведомление о выполнении технических условий с приложением документов, поименованных в подпунктах "а" - "г".
Пунктом 90 названных Правил предусмотрено, что срок проведения мероприятий по проверке сетевой организацией выполнения заявителем технических условий (с учетом направления заявителю подписанного сетевой организацией акта о выполнении технических условий) не должен превышать 10 дней со дня получения сетевой организацией уведомления от заявителя о выполнении им технических условий либо уведомления об устранении замечаний.
В данном случае судебные инстанции установив, что Кудринским М.Ю. письмом от 06.11.2018 в адрес Общества направлено уведомление о выполнении заявителем технических условий, которое было получено Обществом 07.11.2018, заключили, что мероприятия по проверке выполнения заявителем технических условий, должны были быть осуществлены Обществом не позднее 21.11.2018.
Также суды указали, что акт о выполнении технических условий в адрес заявителя не направлялся.
В соответствии с пунктом 16(3) Правил N 861 обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
Подпунктом "г" пункта 25(1) Правил N 861 предусмотрено, что в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил, должны быть указано распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий. При этом мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией.
Пунктом 14.1.2 Технических условий установлено, что заявитель устанавливает вводно-распределительное устройство (ВРУ - 0,4 кВ). Место установки ВРУ на границе земельного участка согласовать с Обществом. Выполнить монтаж ввода 0,4 кВ от опоры вновь построенной ЛЭП - 0,4 кВ от вновь установленной ТП (КТП, БКТП, КТПН) и подключить к вводному АВ в ВРУ - 0,4 кВ.
Ввиду изложенного суды заключили о несоответствии пункта 14.1.2 Технических условий требованиям положений пунктов 16(3), 25 (1) Правил N 861.
С учетом изложенных обстоятельств суды обоснованно констатировали нарушение Обществом Правил N 861, а также законность оспариваемых постановления и представления Управления.
Квалификация Управлением и судами совершенного Обществом административного правонарушения как повторного (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ) обусловлена обстоятельствами дела, имеющимися в деле доказательствами; в кассационной жалобе Обществом повторность деяния не оспаривается.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В деле отсутствуют доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности не допущено. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судами не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, соблюден.
Доводы жалобы по существу направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и фактических обстоятельств дела, не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о нарушении ими норм материального и процессуального права.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.01.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2020 по делу N А42-9754/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.