10 сентября 2020 г. |
Дело N А13-16045/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Кустова А.А., Серовой В.К.,
рассмотрев 10.09.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Вологодского муниципального района на решение Арбитражного суда Вологодской области от 30.01.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2020 по делу N А13-16045/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Северная сбытовая компания", адрес: 160000, город Вологда, улица Зосимовская, дом 28, офис 18, ОГРН 1187746695916, ИНН 7736317095 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации Вологодского муниципального района, адрес: 160000, город Вологда, улица Пушкинская, дом 24, ОГРН 1023500594842, ИНН 3507002258 (далее - Администрация), о взыскании 246 147 руб. 31 коп. задолженности за электроэнергию, поставленную в июне 2019 года, 16 449 руб. 27 коп. пеней, начисленных за период с 19.07.2019 по 04.12.2019, а также пеней, начисленных с 05.12.2019 по день фактической уплаты долга.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (далее - МРСК).
Решением суда первой инстанции от 30.01.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.05.2020, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение об отказе Обществу в иске.
Податель жалобы считает, что на Администрацию не может быть возложена обязанность по оплате фактических потерь в спорных объектах электросетевого хозяйства, поскольку часть объектов (включая ЗТП-5, ЗТП-9, ЗТП-16) не значится в реестре муниципальной собственности Вологодского муниципального района, а другая часть объектов, указанных в приложении к исковому заявлению, была отчуждена из муниципальной собственности на основании договора купли-продажи муниципального имущества от 20.07.2018 или передана в хозяйственное ведение.
Представители участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в отсутствие заключенного договора Общество, являясь гарантирующим поставщиком, в июне 2019 года поставило электроэнергию на объекты ответчика.
Полагая, что Администрация, как владелец спорных объектов электросетевого хозяйства (ЗТП-5, ЗТП-9, ЗТП-16), должна оплачивать потери электрической энергии, возникшие в этих объектах, Общество обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, признав его обоснованным по праву и по размеру.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены судебных актов с учетом следующего.
Удовлетворяя требования истца в части взыскания с Администрации стоимости потерь электроэнергии в принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства, суды правомерно исходили из того, что обязанность по оплате владельцами электрических объектов электросетевого хозяйства потерь, возникших в принадлежащих им объектах, предусмотрена статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), частью 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), пунктом 51 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), пунктами 129 и 130 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442).
В соответствии со статьей 3 Закона N 35-ФЗ к объектам электросетевого хозяйства относятся линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Согласно части 4 статьи 26 Закона N 35-ФЗ на владельцев объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, распространяется обязанность по оплате фактических потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им сетях. Порядок определения фактических потерь для владельцев объектов электросетевого хозяйства аналогичен порядку, установленному для сетевых организаций. При этом отсутствие у владельца объектов электросетевого хозяйства статуса сетевой организации не освобождает его от обязанности возмещать стоимость потерь электроэнергии, возникших в его сетях.
В силу пункта 129 Основных положений N 442 иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, путем приобретения электрической энергии (мощности) по заключенным ими договорам, обеспечивающим продажу им электрической энергии (мощности). При этом определение объема фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, осуществляется в порядке, установленном разделом Х Основных положений N 442 для сетевых организаций.
Согласно пункту 130 Основных положений N 442 при отсутствии заключенного в письменной форме договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены объекты электросетевого хозяйства сетевой организации (иного владельца объектов электросетевого хозяйства).
Из содержания приведенных норм следует, что обязанность по оплате потерь электрической энергии возложена не только на сетевые организации, но и на иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии или иные объекты электроэнергетики. При этом отсутствие заключенного в установленном порядке договора купли-продажи электрической энергии для целей компенсации потерь не освобождает ответчика от обязанности по оплате соответствующих потерь, возникших в его объектах электросетевого хозяйства.
В соответствии с пунктом 50 Правил N 861 размер фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.
Представленными в материалы дела актами разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 10.02.2017 (в отношении ЗТП-16), от 25.01.2017 (в отношении ЗТП-9), от 10.02.2017 (в отношении ЗТП-5), подписанными между сетевой организацией (МРСК) и правопредшественником Администрации (Комитетом по управлению муниципальным имуществом Вологодского муниципального района), подтверждается факт технологического присоединения принадлежащего муниципальному образованию объекта электросетевого хозяйства к электрическим сетям сетевой организации.
Ссылка подателя жалобы на то, что спорные объекта не значатся в реестре муниципальной собственности, является несостоятельной, поскольку факт нахождения этих объектов (ЗТП-5, ЗТП-9, ЗТП-16) в ведении муниципального образования был установлен вступившими в законную силу судебными актами по делам N А13-4325/2019 и А13-1533/2020 и в силу статьи 69 АПК РФ не подлежал доказыванию вновь при рассмотрении данного спора.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу о том, что Общество документально подтвердило факт возникновения в принадлежащих ответчику объектах электросетевого хозяйства потерь электрической энергии, стоимость которых за июнь 2019 года составила 246 147 руб. 31 коп. Учитывая, что в силу части 4 статьи 26 Закона N 35-ФЗ обязанность по оплате потерь электрической энергии возложена на законного владельца объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, суды с учетом наличия у ответчика статуса законного владельца объектов электросетевого хозяйства, установленного вступившими в законную силу судебными актами, признали требования, заявленные истцом к ответчику, обоснованными по праву.
Проверив произведенный истцом расчет стоимости потерь, суды признали заявленные истцом требования обоснованными и по размеру.
Ссылка Администрации на то, что часть объектов, указанных в приложении к исковому заявлению, была отчуждена из муниципальной собственности на основании договора купли-продажи муниципального имущества от 20.07.2018 или передана в хозяйственное ведение, не принимается судом кассационной инстанции.
Как видно из материалов дела, объем электрической энергии, предъявленный к оплате Администрации и взысканный судами в рамках настоящего дела, рассчитан только в отношении объектов ЗТП-5, ЗТП-9, ЗТП-16. Начисление в отношении иных объектов электросетевого хозяйства, поименованных в приложении к исковому заявлению, не производилось, что подтверждается корректировочными счетами-фактурами от 30.09.2019 и от 31.10.2019 и удовлетворенным судом первой инстанции ходатайством истца об уточнении размера исковых требований (том 2, листы дела 12-13).
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что иск Общества удовлетворен судами правомерно. Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и подлежащим применению нормам материального права. Процессуальных нарушений судами при рассмотрении дела не допущено. В связи с этим оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Администрации не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 30.01.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2020 по делу N А13-16045/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации Вологодского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.