10 сентября 2020 г. |
Дело N А05-11474/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Асмыковича А.В., Нефедовой О.Ю.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Фармпост" Белозеровой Н.В. (доверенность от 08.09.2020),
рассмотрев 10.09.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фармпост" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2020 по делу N А05-11474/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Фармпост", адрес: 163071, г. Архангельск, пр. Советских Космонавтов, д. 146, ОГРН 1022900528177, ИНН 2926011412 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области "Северодвинская городская клиническая больница N 2 скорой медицинской помощи", адрес: 164523, Архангельская обл., г. Северодвинск, Морской пр., д. 49, ОГРН 1022900842645, ИНН 2902016429 (далее - Учреждение), о взыскании 75 400 руб. долга, 3224 руб. 65 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 05.08.2019 по 05.02.2020 и по день фактической уплаты долга, 1000 руб. штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, 36 000 руб. в возмещение судебных расходов, а также 3434 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Решением суда первой инстанции от 27.02.2020 иск удовлетворен в части взыскания с Учреждения в пользу Общества 75 400 руб. долга, 2804 руб. 40 коп. неустойки за период с 10.08.2019 по 05.02.2020, неустойки в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты неустойки ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченной в срок суммы долга 75 400 руб. за каждый день просрочки начиная с 06.02.2020 по день фактической оплаты, 3128 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, 13 000 руб. судебных издержек, в остальной части иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 15.06.2020 решение суда в части удовлетворения иска отменено, в иске в этой части отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права и на несоответствие его выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить постановление, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела усматривается, что Общество (поставщик) и Учреждение (заказчик) 15.05.2019 заключили контракт на поставку воздушных фильтров карманного типа (далее - Контракт), по условиям которого поставщик принял на себя обязательства по поставке воздушных фильтров карманного типа в соответствии с приложением N 1 "спецификация" к Контракту, а заказчик обязался принять и оплатить поставленный товар.
Пунктом 1.2 Контракта установлен срок поставки товара - в течение тридцати календарных дней с даты заключения Контракта. Датой поставки товара считается дата подписания товарно-транспортной (товарной) накладной. Товар следовало поставить по адресу: 164523, Архангельская область, г. Северодвинск, Морской пр., д. 49, помещение материального склада.
Доставка и разгрузка товара в помещение заказчика осуществляется силами поставщика (пункты 1.3, 1.4 Контракта).
Цена Контракта согласно пунктам 3.3, 4.2 Контракта составила 79 000 руб., при этом ее уплата осуществляется по безналичному расчету путем перечисления заказчиком денежных средств на расчетный счет поставщика в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком товарно-транспортной (товарной) накладной по факту поставки каждой партии товара.
Согласно пунктам 2.1, 2.2 Контракта качество товара должно соответствовать установленным в Российской Федерации государственным стандартам и требованиям к данному виду товара и подтверждаться наличием документов, обязательных для данного вида товара, оформленных в соответствии с требованиями нормативной документации. Поставщик гарантирует, что товар является новым, не бывшим в употреблении, не проходившим ремонт, в том числе восстановление, замену составных частей, восстановление потребительских свойств. Поставщик гарантирует, что товар, поставленный в рамках Контракта, не будет иметь дефектов, связанных с конструкцией, материалами и изготовлением.
В соответствии с пунктом 2.3 Контракта в случае существенного нарушения поставщиком требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения или иных подобных недостатков) поставщик без промедления производит замену некачественного товара товаром надлежащего качества. Убытки, возникшие в связи с заменой товара, несет поставщик.
В силу пункта 5.2 Контракта при поставке товара поставщик обязан передать относящиеся к нему документы, в том числе сертификат соответствия и паспорт качества; кроме того, на поставщика возложена обязанность отгрузить товар в надлежащей герметичной упаковке каждого фильтра, в плотной тар, таким образом, чтобы исключить порчу или уничтожение товара на период поставки, до приемки его заказчиком. Герметичная упаковка предусматривает собой наличие полиэтиленового материала для каждого фильтра в отдельности. В таре допускается расположение нескольких фильтров в упаковке. Тара, упаковка и маркировка товара должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а упаковка и маркировка товара зарубежного производства - международным стандартам упаковки и должна обеспечивать возможность количественного учета поставленного товара. Маркировка упаковки должна строго соответствовать маркировке товара.
Согласно пункту 7.1 Контракта приемка товара поставщика осуществляется в ходе передачи товара заказчику в месте доставки и включает в себя этапы: проверка комплектности и номенклатуры поставленного товара; проверка полноты и правильности оформления комплекта товарно-транспортных документов; контроль наличия/отсутствия внешних повреждений; проверка наличия документации в соответствии с условиями Контракта.
В пункте 8.2 Контракта предусмотрено право поставщика потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней) в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом
Согласно пункту 8.3 Контракта пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения заказчиком обязательств, начиная со дня, следующего после для истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
В спецификации, являющейся приложением N 1 к Контракту, стороны согласовали наименование и технические характеристики поставляемого товара, страну его происхождения, количество и стоимость.
Общество осуществило поставку товара на сумму 79 000 руб. на основании товарно-транспортной накладной от 19.07.2019, которая подписана сторонами без замечаний и возражений.
Учреждением произведен осмотр поставленного товара, по результатам которого составлены акты от 19.07.2019, от 05.08.2019, от 07.08.2019. Учреждением выявлено, что воздушные карманные фильтры не находятся в герметичной упаковке, ширина рамки фильтров не соответствует характеристикам согласно спецификации (пункты 1 - 12, 16, 20 - 22), по позиции "19" товар не соответствует определенному в спецификации размеру.
Учреждение 13.08.2019 направило в адрес Общества претензию, в которой указало на несоответствие поставленного товара условиям и требованиям Контракта и техническим требованиям, просило произвести замену поставленного некачественного товара товаром надлежащего качества. Несоответствие поставленного товара условиям и требованиям Контракта выразилось в следующем:
- воздушные фильтры не находятся в герметичной упаковке;
- ширина рамки воздушных фильтров не соответствует характеристикам, указанным в спецификации, у позиций N 1 (26,6 мм), N 2 (26,8 мм), N 3 (26,2 мм), N 4 (26,5 мм), N 5 (26,9 мм), N 6 (26,8 мм), N 7 (27,7 мм), N 8 (26,3 мм), N 9 (26,8 мм), N 10 (26,8 мм), N 11 (27,2 мм), N 12 (26,4 мм), N 16 (26,5 мм), N 20 (27,0 мм), N 21 (27,0 мм), N 22 (26,6 мм);
- размер позиции "N 19" не соответствовал требованиям (фактический размер - 323*323, требуемый - 332*332).
Общество в ответ на претензию потребовало оплатить поставленный товар, указав при этом, что товарно-транспортная накладная подписана заказчиком без каких- либо разногласий, до момента ее подписания претензий в адрес поставщика не поступало, следовательно, поставленный товар соответствует требованиям Контракта; товар доставлен в таре производителя и без повреждений, отсутствие индивидуальной упаковки не влияет на качественные параметры поставленного товара; товар имеет характеристики производителя, по которым ширина рамки воздушного фильтра составляет 25 мм, для оспаривания технических характеристик необходимо иметь специальные средства измерения, соответствующие ГОСТу 166-89, кроме того, поставленный товар отвечает критериям качества, предусмотренным законом.
Обществом заменен фильтр тонкой очистки воздуха карманного типа (позиция "N 19") на товар, соответствующий характеристикам, указанным в спецификации, в связи с чем разногласия по поводу данной позиции между сторонами отсутствуют.
Поскольку в нарушение принятых на себя обязательств Учреждение оказанные услуги не оплатило, Общество обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности и неустойки.
Суд первой инстанции признал иск частично законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции, отменил решение, в иске отказал в полном объеме.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно статье 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.
В претензии от 13.08.2019 покупатель просил продавца заменить товар ненадлежащего качества.
Последствия передачи товара ненадлежащего качества регулируются правилами статьи 518 ГК РФ, применяемой во взаимосвязи с нормами статей 475 и 476 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 518 ГК РФ покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные статьей 475 ГК РФ, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества.
Несоответствия характеристик товара характеристикам заявленным в Контракте, отражены в актах от 19.07.2019, от 05.08.2019, от 07.08.2019.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции, установив факт поставки товара с отступлением от условий спецификации и Контракта, пришел к правомерному выводу о ненадлежащем исполнении Обществом своих обязательств в рамках заключенного Контракта и правомерно отклонил иск Общества.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов апелляционного суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам и доводам ответчика дана надлежащая правовая оценка, выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2020 по делу N А05-11474/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фармпост" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.Г. Власова |
Судьи |
М.Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.