09 сентября 2020 г. |
Дело N А56-86176/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Старченковой В.В., Судас Н.Е.,
при участии от публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" Тонких О.В. (доверенность от 24.08.2020 N 200-20), от Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Центр "Адмиралтейский" по работе с подростками и молодежью" Саматовой Э.М. (доверенность от 18.02.2020 N 1),
рассмотрев 08.09.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2020 по делу N А56-86176/2019,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго", адрес: 196247, Санкт-Петербург, площадь Конституции, дом 1, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (далее - Общество, истец), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Санкт-Петербургскому государственному бюджетному учреждению "Центр "Адмиралтейский" по работе с подростками и молодежью", адрес: 190013, Санкт-Петербург, улица Верейская, дом 22-24, помещение 3Н, ОГРН 1027810326983, ИНН 7812032055 (далее - Учреждение, ответчик), о взыскании 2 017 963 руб. 96 коп. неосновательного обогащения в размере стоимости выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии.
Решением суда первой инстанции от 27.12.2019 иск удовлетворен.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 05.03.2020 решение суда от 27.12.2019 отменено, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и нарушение им норм процессуального права, несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемое постановление, оставить в силе решение суда первой инстанции. Как указывает податель жалобы, апелляционный суд неправильно применил нормы Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения) и статью 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение просит оставить обжалуемое постановление без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Общества в порядке части 1 статьи 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) сообщил об изменении его наименования с публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" на публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго" (далее также - Общество), представив в подтверждение лист записи Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) от 30.07.2020 о внесении записи о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, связанных с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, на основании заявления от 30.07.2020 за государственным регистрационным номером 2207803691566.
Информация об изменении наименования Общества принята судом кассационной инстанции в порядке, установленном частью 4 статьи 124 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Учреждения возражал против её удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в отношении объекта Учреждения, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Верейская ул., д. 22-24, лит. А, пом. 3Н, представителями Общества проведена проверка соблюдения правовых норм, регулирующих сферу обращения электроэнергии и выявления фактов безучетного (бездоговорного) потребления электрической энергии.
По результатам проверки установлено, что на объект Учреждения в период с 03.08.2017 по 02.08.2018 осуществлялась поставка электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора энергоснабжения, что подтверждается актом о неучтенном (бездоговорном) потреблении электрической энергии от 02.08.2018 N БП/023110.
На основании вышеуказанного акта Общество выставило Учреждению счет от 14.03.2019 N 49900502 на оплату стоимости выявленного объема бездоговорного потребления электроэнергии в размере 2 006 037 руб. 65 коп., неоплата которого явилась основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, указав на соответствие акта о неучтенном (бездоговорном) потреблении электрической энергии требованиям пунктов 192 и 193 Основных положений, удовлетворил иск.
Апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, со ссылкой на правовую позицию, отраженную в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном 26.06.2015 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, пришел к выводу, что требования о взыскании с Учреждения (арендатора нежилого помещения) неосновательного обогащения, составляющего определенную расчетным способом стоимость электрической энергии в объеме бездоговорного потребления, не подлежат удовлетворению, поскольку потребление арендатором электроэнергии не может быть квалифицировано как бездоговорное. Соответствующее требование может быть предъявлено только к собственнику объекта.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
В силу абзаца девятого пункта 2 Основных положений бездоговорное потребление электрической энергии - это самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках.
Согласно пункту 84 Основных положений стоимость объема бездоговорного потребления рассчитывается сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электрической энергии, и взыскивается такой сетевой организацией с указанного лица на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии, составленного в соответствии с разделом Х Основных положений.
Объем бездоговорного потребления электрической энергии определяется расчетным способом, предусмотренным пунктом 2 приложения N 3 к настоящему документу, за период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии, но не более чем за один год (пункт 196 Основных положений).
Исходя из изложенного, бездоговорное потребление электрической энергии является фактическим основанием для возникновения кондикционного обязательства, которое состоит в неосновательном приобретении электрической энергии потребителем у сетевой организации путем самовольного подключения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) в отсутствие соответствующего юридического основания - договора энергоснабжения.
В рассматриваемом деле основанием для взыскания неосновательного обогащения явилось потребление Учреждением электрической энергии в отсутствие договора энергоснабжения.
Из материалов дела усматривается, что спорное помещение передано Учреждению (ссудополучатель) Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга (ссудодатель) в соответствии с договором безвозмездного пользования объектом нежилого фонда от 13.02.2017 N 11-Б300051 (далее - договор).
Как следует из представленных Учреждением в судебном заседании документов, указанный договор подписан сторонами в мае 2017 года.
Согласно пункту 2.2.12 договора в течение 60 дней со дня его подписания при наличии отвечающего установленным требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии заключить соответствующие договоры на снабжение, в том числе энергоресурсами объекта непосредственно с организациями, предоставляющими такие услуги. В течение 10 дней с момента заключения этих договоров письменно, с приложением копий договоров, уведомить об этом ссудодателя.
В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В соответствии с пунктом 7 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), технологическое присоединение - это состоящая из нескольких этапов процедура, целью которой является создание условий для получения потребителем электрической энергии через электроустановки сетевой организации, завершающаяся фактической подачей напряжения и составлением акта о технологическом присоединении.
Порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий регламентированы Правилами N 861.
На основании пункта 57 Правил N 861 восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении осуществляется в случае обращения в сетевую организацию потребителей электрической энергии с заявлением на восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении.
В силу подпункта "а" пункта 59 Правил N 861 заявитель в рамках договора (в период его действия), собственник или иной законный владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств вправе обратиться в сетевую организацию лично или через представителя с заявлением о переоформлении документов в случае восстановления утраченных документов о технологическом присоединении.
В подпункте "а" пункта 72 Правил N 861 установлено, что при отсутствии у лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, и сетевой организации документов, предусмотренных подпунктами "в", "г" и "е" пункта 62 данных Правил, сетевая организация при получении заявления о переоформлении документов в связи с необходимостью восстановления утраченных (полностью или частично) документов о технологическом присоединении (в том числе технических условий), в случае если технические условия в соответствии с данными правилами не подлежат (не подлежали) согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления, проводит с участием заявителя осмотр энергопринимающих устройств лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, с целью определения фактической схемы присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации и по его итогам подготавливает и направляет лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения и иные документы о технологическом присоединении в течение 15 дней со дня получения заявления о переоформлении документов.
Апелляционным судом установлено, что Учреждение как новый владелец спорного объекта направило в адрес Общества заявление от 20.06.2017 N 17-22015 на восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении ранее присоединенного объекта с целью получения пакета документов для заключения договора электроснабжения.
В ответ на заявление Общество выдало Учреждению технические условия ранее присоединенных энергопринимающих устройств к электрическим сетям согласно фактической схеме электроснабжения (далее - Технические условия) от 29.06.2017, в которых указано, что только после их выполнения будет выдан акт технологического присоединения.
Таким образом, в нарушение подпункта "а" пункта 72 Правил N 861 Общество не выдало Учреждению вместе с Техническими условиями акт об осуществлении технологического присоединения.
Во исполнение Технических условий Учреждение направило Обществу заявление от 10.07.2017 N ЭКСЛ/АДПУ/БрК/56 о допуске в эксплуатацию прибора учета электроэнергии.
При выходе на объект 31.07.2017 представителем Общества был составлен перечень замечаний N 17-22015, Учреждению предписано осуществить электромонтажные работы по восстановлению внутренней электропроводки объекта.
По договору от 03.04.2018 N 10/18, заключенному по итогам электронного аукциона, подрядчиком (общество с ограниченной ответственностью "Стройтехмонтаж") были выполнены электромонтажные работы на спорном объекте.
По результатам проведения электромонтажных работ по устранению выявленных замечаний и выполнения работ, предусмотренных Техническими условиями, Учреждение направило Обществу повторную заявку от 24.07.2018 N 18-35184 на получение акта об осуществлении технологического присоединения.
По вышеуказанной повторной заявке Общество при выходе на спорный объект 02.08.2018 составило акт о неучтенном (бездоговорном) потреблении электроэнергии N БП/023110 и только 17.08.2018 выдало акт об осуществлении технологического присоединения N 18-35184.
Уведомлением от 06.11.2018 N 46550/022/2 гарантирующий поставщик (акционерное общество "Петербургская сбытовая компания"; далее - АО "ПСК") сообщил Учреждению о заключении с ним договора энергоснабжения от 08.12.2017 N 7830000040377 в отношении энергопринимающих устройств спорного объекта на основании акта о технологическом присоединении от 17.08.2018 N 18-35184. Согласно указанному уведомлению дата вступления в силу договора - 12.10.2018, дата начала снабжения электрической энергией - 17.08.2018.
В материалы дела представлены доказательства недобросовестного поведения сетевой организации (Общество) при осуществлении процедуры восстановления (переоформления) документов о технологическом присоединении.
Постановлением Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11.04.2019 о назначении административного наказания по делу N 4-9.21-156/78-05-19 об административном правонарушении (далее - постановление) Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в нарушении подпункта а) пункта 72 Правил N 861, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Названным постановлением установлена системность нарушений Обществом сроков выдачи документов о технологическом присоединении при восстановлении (переоформлении) документов: предельным сроком выдачи восстановленных документов о технологическом присоединении объекта по заявке Учреждения от 20.06.2017 является 05.07.2017, а по повторной заявке от 24.07.2018 - 08.08.2018.
В постановлении отражено, что нарушение Обществом сроков выдачи акта о технологическом присоединении препятствовало заключению договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.10.2019 по делу N А56-54710/2019 Обществу отказано в признании незаконным указанного постановления.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
По смыслу пункта 28 Основных положений исполнение обязательств гарантирующего поставщика по договору энергоснабжения осуществляется не ранее даты подписания сетевой организацией и потребителем акта о технологическом присоединении соответствующих энергопринимающих устройств, в связи с чем, вопреки выводам апелляционного суда, установленное уполномоченным органом нарушение Обществом сроков выдачи документов о технологическом присоединении имеет существенное значение при рассмотрении данного спора.
Как указывало Учреждение при рассмотрении настоящего дела, нарушение сетевой организацией сроков выдачи документов о технологическом присоединении повлекло невозможность заключения договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком.
АО "ПСК" письмом от 10.01.2020 N 159/022/2 сообщило Учреждению, что в соответствии с пунктом 32 Основных положений гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения с потребителем, энергопринимающие устройства которого в установленном порядке присоединены к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, подтвержденном документами о технологическом присоединении.
С учетом изложенного следует признать, что Учреждение, действуя разумно и добросовестно, в установленный договором срок предприняло необходимые меры для заключения договора энергоснабжения, и, будучи введенным в заблуждение действиями профессиональных участников энергетического рынка, допустило нарушение срока заключения договора, обусловленное просрочкой со стороны сетевой организации.
Принимая во внимание приведенные нормы и обстоятельства дела, установленные апелляционным судом, суд кассационной инстанции считает правильным его вывод об отсутствии оснований для возложения на Учреждение ответственности за бездоговорное потребление электрической энергии.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого постановления и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2020 по делу N А56-86176/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Судьи |
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.