14 сентября 2020 г. |
Дело N А56-117813/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
при участии от Жилищного комитета Борисова К.С. (доверенность от 30.12.2019), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу Ирицяна А.В. (доверенность от 02.03.2020), от общества с ограниченной ответственностью "Невская Лифтовая Компания" Учителя М.Е. (доверенность от 25.08.2020),
рассмотрев 09.09.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Жилищного комитета на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.01.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2020 по делу N А56-117813/2019,
УСТАНОВИЛ:
Жилищный комитет, адрес: 191011, Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 11, ОГРН 1047839009129, ИНН 7840013199 (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными решения от 13.08.2019 N 78/26620/19 и предписания от 13.08.2019 N 78/26621/19 Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004,Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - Управление, УФАС).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Невская Лифтовая Компания", адрес: 195197, Санкт-Петербург, Полюстровский пр., д. 43, лит. А, пом. 13Н, ОГРН 1089847175626, ИНН 7806386578 (далее - Общество, ООО "НЛК").
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.01.2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2020, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение ими обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования.
По мнению подателя Комитета, он обоснованно не принял в качестве доказательства подтверждения наличия в штате Общества квалифицированного сотрудника, имеющего диплом о высшем образовании по специальности "Машины и аппараты текстильной и легкой промышленности". Как указывает Комитет, названная специальность отсутствует в Перечне направлений подготовки, специальностей в области строительства, получение высшего образования по которым необходимо для специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистов по организации строительства, утвержденном приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.04.2017 N 688/пр (далее - Перечень N 688). В связи с этим Комитет считает, что у него отсутствовали основания учесть специалиста с названной специальностью для подтверждения наличия в штате ООО "НЛК" квалифицированного персонала.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители Управления и Общества возражали против удовлетворения данной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Комитет (организатор конкурса) на сайте www.zakupki.gov.ru разместил извещение N 017220000051900044 о проведении предварительного отбора на право включения в реестр квалифицированных подрядных организаций Санкт-Петербурга, имеющих право принимать участие в электронных аукционах, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.
В соответствии с протоколом от 27.06.2019 N 21/13В-19 конкурсная комиссия Комитета приняла решение об отказе во включении ООО "НЛК" в указанный реестр. Заявка Общества была отклонена на основании подпункта "а" пункта 53 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 (далее - Положение N 615), в связи с несоответствием требованиям, установленным пунктом 23 названного Положения. Как следует из указанного протокола, Комитет пришел к выводу, что сотрудник Общества, имеющий диплом о высшем образовании по специальности "Машины и аппараты текстильной и легкой промышленности", не может быть признан квалифицированным работником ввиду отсутствия в Перечне N 688 названной специальности, в связи с чем, по мнению организатора конкурса, ООО "НЛК" не подтвердило наличие у него минимального количества квалифицированного персонала.
Общество обратилось в Управление с жалобой на неправомерные действия Комитета по отклонению заявки ООО "НЛК".
Решением УФАС от 13.08.2019 N 78/26620/19 жалоба Общества признана обоснованной, в действиях конкурсной комиссии Комитета признаны нарушения подпункта "б" пункта 52 Положения N 615.
Предписанием от 13.08.2019 N 78/26621/19 УФАС обязало Комитет в срок до 31.08.2019 отменить протокол конкурсной комиссии от 27.06.2019 N 21/13В-19 и повторно провести рассмотрение заявок на соответствие установленным требованиям.
Не согласившись с указанными решением и предписанием, Комитет обратился в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций исследовали и оценили доказательства и доводы, представленные участниками спора, установили обстоятельства дела и пришли к выводу о законности оспариваемых ненормативных правовых актов и отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Комитета не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с абзацем восьмым пункта 2 Положения N 615 предварительный отбор - это совокупность действий, являющихся частью процедуры закупки (торгов), в результате которых осуществляется формирование реестра квалифицированных подрядных организаций субъекта Российской Федерации, сводного реестра квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории субъекта Российской Федерации, проводившего предварительный отбор.
Согласно подпункту "о" пункта 23 Положения N 615 при проведении предварительного отбора к его участникам устанавливаются требования о наличии в штате такого участника работников, соответствующих установленным пунктом 1 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) квалификационным требованиям, в количестве, которое устанавливается в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора, но не ниже количества, установленного пунктом 2 части 6 статьи 55.5 ГрК РФ.
В соответствии с пунктом 53 Положения N 615 решение об отказе во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций принимается в следующих случаях: а) несоответствие участника требованиям, установленным пунктом 23 данного Положения; б) заявка на участие в предварительном отборе не соответствует требованиям, установленным пунктом 38 названного Положения; в) установление факта представления участником предварительного отбора недостоверной информации (сведений, документов) в составе заявки на участие в предварительном отборе.
Пунктом 52 Положения N 615 установлено, что на основании результатов рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе комиссия по проведению предварительного отбора принимает одно из следующих решений: включение участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций либо отказ во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций в случаях, указанных в пункте 53 указанного Положения.
Материалами дела подтверждается, что Комитет в конкурсной документации (пункт 11 раздела V) установил следующие требования о наличии в штате участника предварительного отбора минимального количества квалифицированного персонала: участнику на момент подачи заявки на участие в предварительном отборе необходимо иметь в своем штате по месту основной работы не менее трех специалистов по организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, имеющих высшее образование соответствующего профиля и стаж работы по специальности не менее чем пять лет (перечень направлений подготовки, специальностей в области строительства, получение высшего образования по которым необходимо для специалистов по организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, определяется в соответствии с Перечнем N 688; стаж работы по специальности (по направлению подготовки, по специальности высшего образования) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства считается с момента начала трудовой деятельности в соответствии с данными трудовой книжки после получения диплома о высшем образовании).
Требования к составу заявки на участие в предварительном отборе в части подтверждения наличия квалифицированных сотрудников установлен подпунктом "б" пункта 38 Положения N 615 и включает предоставление следующих документов: копию штатного расписания, штатно-списочный состав сотрудников, копии трудовых книжек, дипломов, сертификатов, аттестатов и удостоверений, подтверждающих наличие у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала.
Перечень направлений подготовки, специальностей в области строительства, получение высшего образования по которым необходимо для специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистов по организации строительства, содержится в Перечне N 688.
Судами двух инстанций установлено, что Общество как участник предварительного отбора на право включения в указанный реестр в составе заявки в качестве подтверждения наличия в штате минимального количества квалифицированного персонала представило на одного из сотрудников копию диплома и приложения к нему, выданного Санкт-Петербургским государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна" по специальности "Машины и аппараты текстильной и легкой промышленности" (специализация "Лифты и подъемно-транспортное оборудование городского хозяйства и предприятий отрасли").
В соответствии с пунктом 21 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" лифты отнесены к системам инженерно-технического обеспечения зданий.
Согласно пунктам 23.2 и 24.2 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденным приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624, работы по монтажу лифтов и пусконаладочные работы лифтов отнесены к работам по строительству.
В таком случае, как обоснованно отмечено судами, указанная в представленной копии диплома о высшем образовании специальность является профильной для специалиста, выполняющего поименованные в нем работы, а также работы, представляющие собой предмет электронных аукционов (для которых формируется реестр) - оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.
Судами также обоснованно обращено внимание на наличие пояснения (сноски) к пункту 1.261 Перечня N 688, согласно которому наименованию специальности высшего образования "Технологические машины и оборудование" (коды 15.03.02, 150400, 15.04.02, 151000, 551800, 651600) соответствуют профили и специализации, относящиеся к области строительства.
При таких обстоятельствах суды обоснованно согласились с позицией Управления о том, что при подведении итогов предварительного отбора конкурсная комиссия Комитета пришла к ошибочному выводу о несоответствии специалиста ООО "НЛК" требованиям пункта 23 Положения N 615.
Доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были проверены и учтены судами при рассмотрении дела и могли повлиять на обоснованность и законность принятых по делу судебных актов, либо опровергнуть выводы судов первой и апелляционной инстанций.
При рассмотрении дела и вынесении оспариваемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, их выводы основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены оспариваемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.01.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2020 по делу N А56-117813/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Жилищного комитета Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.