17 сентября 2020 г. |
Дело N А56-103572/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Михайловской Е.А., Серовой В.К.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" Силкиной С.Д. (доверенность от 18.11.2019), от акционерного общества "Управление механизации-3" Пелевина В.Я. (доверенность от 20.07.2020),
рассмотрев 17.09.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Управление механизации-3" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2020 по делу N А56-103572/2019,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга", адрес: 191095, Санкт-Петербург, Кавалергардская ул., д. 42, ОГРН 1027809256254, ИНН 7830000426 (далее - Водоканал), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к акционерному обществу "Управление механизации-3", адрес: 196105, Санкт-Петербург, Рощинская ул., д. 48, ОГРН 1027804871676, ИНН 7810288975 (далее - Общество), о взыскании 555 750 руб. 90 коп. задолженности за услуги водоотведения, оказанные в апреле 2019 года по договору на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ от 24.06.2005 N 09-49798/10-О (далее - Договор), в виде начисленных за апрель 2019 года 531 964 руб. 68 коп. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и 23 786 руб. 22 коп. платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, а также 55 575 руб. 09 коп. руб. 87 коп. неустойки, начисленной за период с 27.06.2019 по 21.01.2020 на основании части 6.2 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), и законной неустойки, начисленной за период с 22.01.2020 по день фактического исполнения основного обязательства.
Решением суда первой инстанции от 24.02.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.06.2020, исковые требования Водоканала удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином судебном составе.
По мнению подателя жалобы, из представленного истцом расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения следует исключить начисления в отношении показателя "железо общее", поскольку такой показатель отсутствует в приложении N 5 к Правилам холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644). Податель жалобы считает ошибочным отождествление судами показателей "железо общее" и "железо", являющихся самостоятельными показателями.
Податель жалобы также указывает, что суды не рассмотрели вопрос о применении статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и не дали оценки доводам Общества о наличии признаков злоупотребления правом в поведении Водоканала, уклонившегося от проведения в марте 2019 года по просьбе Общества повторного отбора проб сточных вод и осуществившего такой отбор только в мае 2019 года (когда превышения нормативов и требований выявлено не было). Податель жалобы считает, что в случае проведения Водоканалом повторного отбора проб в марте 2019 года Водоканал не выявил бы превышения нормативов состава сточных вод и требований к составу сточных вод, а у Общества не возникла бы обязанность по внесению обоих видов платы за апрель 2019 года, в связи с чем Водоканалу на основании пункта 2 статьи 10 ГК РФ должно быть частично отказано в защите принадлежащего ему права путем уменьшения на 50% размера подлежащей взысканию платы.
Доводов относительно правильности расчета и наличия у Водоканала права взыскивать 23 786 руб. 22 коп. платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и 2378 руб. 62 коп. неустойки за нарушение сроков оплаты услуг в соответствующей части кассационная жалоба не содержит.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Водоканала возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы Общества.
Как следует из материалов дела, между Водоканалом (организация ВКХ) и Обществом (абонент) заключен Договор, по условиям которого организация ВКХ обязалась принимать в системы канализации сточные воды от абонента, а абонент - соблюдать условия и режимы приема (сброса) сточных вод, лимиты водоотведения, нормативы водоотведения по качеству сточных вод; осуществлять контроль за составом и свойствами сбрасываемых сточных вод; производить оплату за сброшенные сточные воды и загрязняющие вещества в сроки и в порядке, предусмотренные в Договоре (пункты 3.1.2, 3.1.3, 3.2.1 и 3.2.8 Договора).
Прием сточных вод от абонента производится в систему канализации Водоканала по двум канализационным выпускам, указанным в приложении N 1 к Договору (пункт 2.2 Договора).
Порядок расчетов определен разделом 5 Договора и дополнительным соглашением к Договору от 20.06.2012.
Абонентом направлена в адрес Водоканала декларация о составе и свойствах сточных вод на 2019-2020 годы, которая принята Водоканалом для целей контроля 27.12.2018 (письмо от 27.12.2018 N 106-21-684/18-01).
Водоканалом после предварительного уведомления Общества (письмо от 11.02.2019) 11.02.2019 произведен отбор проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения, на выпуске 1 (ККК 46) и выпуске 2 (ККК 19), о чем составлен акт от 11.02.2019 N 350302-310119-01, подписанный со стороны абонента представителем Тульчим С.Н. без замечаний.
По акту приема-передачи от 11.02.2019 N 318456409-01 отобранные пробы переданы для анализа в ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург".
По результатам анализа проб в сточных водах выявлено превышение установленных нормативов водоотведения по составу сточных вод и превышение требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованных систем водоотведения, в частности, по показателю "железо общее", что подтверждается протоколом определения показателей состава и свойств проб от 18.02.2019 N 78-02-51851.
Водоканал уведомил Общество о результатах анализа проб письмом от 26.02.2019 N ИСХ-575/19 (уведомление N 178).
Поскольку по результатам анализа проб в сточных водах выявлено превышение установленных нормативов водоотведения по составу сточных вод и превышение требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованных систем водоотведения, Водоканал в соответствии с Правилами N 644, Порядком взимания платы за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2004 N 1677 (далее - Порядок N 1677), и Нормативами водоотведения по составу сточных вод в централизованные системы водоотведения Санкт-Петербурга, установленными распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга от 08.11.2012 N 148 (далее - Распоряжение N 148), рассчитал плату за превышение нормативов водоотведения по составу сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за апрель 2019 года и выставил Обществу счета-фактуры (с расшифровками) от 17.06.2019 на оплату 531 964 руб. 68 коп. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и 23 786 руб. 22 коп. платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
Поскольку Общество не оплатило выставленные в его адрес счета-фактуры, Водоканал, начислив на сумму задолженности законную неустойку, направил Обществу претензию от 04.07.2019 N 360-04-3977 с требованием погасить задолженность.
Оставление Обществом претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения Водоканала в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, признав его обоснованным по праву и размеру.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены судебных актов исходя из следующего.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения в спорный период регулировались Законом N 416-ФЗ, Правилами N 644, Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310) и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми во исполнение Правил N 167 и Постановления N 1310, в частности Порядком N 1677 и Распоряжением N 148 (положения всех перечисленных нормативных правовых актов приводятся в редакции, действовавшей в спорный период).
Согласно части 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Приложение N 4 к Правилам N 644 содержит перечень веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, а приложение N 5 - перечень максимальных допустимых значений нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения.
В силу пункта 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктами 120, 123(1) и 130 настоящих Правил, на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 10 дней со дня выставления счета.
В случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения (канализации), содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в порядке, установленном правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 30.2 Закона N 416-ФЗ).
В соответствии с пунктом 61 Правил N 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Для Санкт-Петербурга такие нормативы установлены Распоряжением N 148, а взимание платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации Санкт-Петербурга производится в соответствии с Порядком N 1677.
Согласно пункту 65 Правил N 167 контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
В соответствии со статьей 30.3 Закона N 416-ФЗ отбор организацией, осуществляющей водоотведение, проб сточных вод и последующий анализ отобранных проб производится на основании Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила N 525).
Поскольку по результатам, полученным в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение, значения фактической концентрации веществ отличались от значений, заявленных абонентом в декларации, для целей расчета платы использованы результаты, полученные в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод (пункт 123(2) Правил N 644 и пункт 4-1 Порядка N 1677).
Расчет платы за превышение нормативов водоотведения по составу сточных вод произведен Водоканалом по формуле, содержащейся в пункте 4 Порядка N 1677.
В данной части Общество правильность расчета платы не оспаривает.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения произведен Водоканалом по формуле, содержащейся в пункте 123 Правил N 644, в отношении показателей "ХПК", "железо общее", "алюминий" и "цинк".
Возражения Общества в ходе рассмотрения дела сводились к неправомерности учета Водоканалом при расчете платы показателя "железо общее", поскольку, по мнению Общества, такой показатель отсутствует в приложении N 5 к Правилам N 644, в котором упоминается только показатель "железо".
Суды проверили расчет Водоканала и признали его соответствующим Правилам N 644.
Отклонив довод Общества и представленный Обществом контррасчет, суд апелляционной инстанции проанализировал содержание Правил N 644 и письма ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург" от 09.12.2019 N 78-20-06/13-402-2019 и пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для исключения из расчета платы показателя "железо общее" не имеется.
В отсутствие специального указания в Правилах N 644 на иное, при анализе проб определяется валовое содержание в пробе сточных вод железа во всех формах. Обоснование необходимости ограничительного толкования использованного в Правилах N 644 показателя "железо", которое бы отличало его от показателя "железо общее", Обществом не представлено.
К аналогичному выводу пришли суды в деле N А56-86843/2019, рассматривая требования Водоканала о взыскании с Общества той же платы за предшествующий период (февраль и март 2019 года) на основании результатов анализа тех же проб, отобранных в ходе осуществления 11.02.2019 контроля состава и свойств сточных вод.
Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
В силу пункта 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (пункт 2 статьи 10 ГК РФ).
Правовые основания для квалификации в качестве злоупотребления правом поведения Водоканала, уклонившегося от проведения в марте 2019 года по просьбе Общества повторного отбора проб сточных вод и осуществившего такой отбор только в мае 2019 года, отсутствуют.
Как пункт 123 Правил N 644, так и пункт 4-1 Порядка N 1677 позволяют Водоканалу при расчетах платы на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод рассчитывать размер обоих видов плат с использованием объема сточных вод, сброшенных абонентом через канализационный выпуск за три календарных месяца, начиная с того, в котором зафиксировано превышение максимальных допустимых значений показателей и концентраций.
Соответственно, платы за апрель 2019 года по результатам отбора проб сточных вод в феврале 2019 года начислены в соответствии с действующим законодательством в пределах трехмесячного срока с учетом предусмотренных пунктами 6 и 7 Правил N 525 возможностей осуществления Водоканалом планового контроля состава и свойств сточных вод абонента.
Обществом не представлено доказательств наличия у Водоканала очевидного умысла на заведомо недобросовестное осуществление права требовать платы, а также доказательств того, что при отборе проб Водоканалом в марте 2019 года не было бы выявлено превышения установленных Распоряжением N 148 нормативов и приведенных в приложении N 5 к Правилам N 644 максимальных допустимых значений показателей и концентраций. Нарушений требований Правил N 525 Предприятием при отборе контрольных проб не допущено.
В соответствии с пунктом 38 Правил N 525 результаты анализов отобранных проб сточных вод в такой ситуации являются документальным подтверждением факта нарушения абонентом нормативов состава сточных вод и требований к составу и свойствам сточных вод, а вывод судов о наличии правовых оснований для взыскания с Общества платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод основан на правильном применении норм материального права.
Поскольку Общество допустило просрочку оплаты задолженности, судами правомерно взыскана предусмотренная частью 6.2 статьи 14 Закона N 416-ФЗ неустойка. Расчет неустойки, произведенный Водоканалом, проверен судами и признан правильным.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам и нормативным актам, регулирующим спорные правоотношения. Процессуальных нарушений при рассмотрении дела судами не допущено. В связи с этим основания для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Общества отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2020 по делу N А56-103572/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Управление механизации-3" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.