21 сентября 2020 г. |
Дело N А56-127650/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А. и Толкунова В.М.,
при участии от Государственной административно-технической инспекции Валиева Ф.А. (доверенность от 14.07.2020), от Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Дирекция транспортного строительства" Мищенко Д.В. (доверенность от 27.12.2019),
рассмотрев 15.09.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной административно-технической инспекции на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.03.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2020 по делу N А56-127650/2019,
УСТАНОВИЛ:
Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Дирекция транспортного строительства", адрес: 194044, г. Санкт-Петербург, Нейшлотский пер., д. 8; ОГРН 1037843033029; ИНН 7825342390 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным постановления Государственной административно-технической инспекции, адрес: г. Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 36, лит. А; ОГРН 1027809192575; ИНН 7803032323 (далее - Инспекция; ГАТИ), от 08.11.2019 N 5225 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 58325 от 23.09.2019, о привлечении к административной ответственности по пункту 1 статьи 43-1 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70), с назначением наказания в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 02.03.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.05.2020 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление Инспекции признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы судами сделаны ошибочные выводы относительно того, что заявитель не является субъектом административного правонарушения, и отсутствует событие административного правонарушения.
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение возражает против удовлетворения кассационной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
В судебном заседании представители Инспекции и Учреждения поддержали свои позиции, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее соответственно.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, административное производство возбуждено по факту совершенного Учреждением временного ограничения движения транспортных средств при производстве земляных работ без ордера ГАТИ без соответствующего распоряжения ГАТИ (срок действия распоряжения ГАТИ N 238-ЗД от 20.03.2019 был определен по 31.08.2019), выявленного 11.09.2019 по адресу: Санкт-Петербург, Глухоозерское шоссе, от наб. Обводного канала до Мельничной ул.
Осмотром зафиксирован факт производства земляных работ в проезжей части, направление проезжей части по полосе движения от наб. Обводного канала в сторону Мельничной ул. закрыта для движения транспортных средств по Глухоозерскому шоссе в сторону наб. Обводного канала. На проезжей части и тротуарах выставлены ограждения, знаки "Дорожные работы", "Сужение проезжей части", "направление при объезде", "ограничение скорости".
Выявленное нарушение зафиксировано в протоколах осмотра от 11.09.2019 и 23.09.2019 с приложением материалов фотофиксации и схем.
По факту выявленного нарушения в отношении Учреждения составлен протокол от 23.09.2019 N 58325.
Постановлением Инспекции от 08.11.2019 N 5225 Учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 43.1 Закона N 273-70 и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 руб.
Учреждение оспорило постановление в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях Учреждения состава вмененного административного правонарушения, в связи с чем признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы кассационной жалобы и возражения в отношении нее, проверив законность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены или изменения.
Согласно статье 3 Закона Санкт-Петербурга от 25.12.2015 N 891-180 "О благоустройстве в Санкт-Петербурге" благоустройство в Санкт-Петербурге является деятельностью по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга, и осуществляется в соответствии с федеральными законами, настоящим Законом Санкт-Петербурга, иными законами Санкт-Петербурга, правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга, а также иными нормативными правовыми актами Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, регулирующими отношения в сфере благоустройства в Санкт-Петербурге (пункты 1, 2).
В соответствии с пунктом 1.6 Порядка осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения в Санкт-Петербурге, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.03.2012 N 272 временные ограничение или прекращение движения транспортных средств, предусмотренные в пунктах 1.1.1 и 1.2.6 настоящего Порядка, устанавливаются Государственной административно-технической инспекцией путем принятия акта об ограничении или прекращении движения.
Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, утверждены постановлением правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 N 875 (далее - Правила N 875).
В силу пункта 3.2.20 Правил N 875 производитель работ обязан получить распоряжение ГАТИ о временном ограничении (временном прекращении) движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге при необходимости такого ограничения (прекращения).
Осуществление временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге при отсутствии правового акта о введении временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам в случае необходимости его принятия влечет административную ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 43.1 Закона Санкт-Петербурга.
Суды, оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ установили, что Учреждение не является производителем работ, в связи с чем пришли к правомерному выводу о том, что оно не является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения.
Согласно пункту 1.2 Правил N 875 действие названных правил не распространяется на производство земляных работ на земельных участках, находящихся в государственной собственности или собственность на которые не разграничена, предоставленных для целей строительства (реконструкции) объектов капитального строительства.
Из буквального прочтения названного пункта следует, что поименованное ограничение возможно только при наличии совокупности нескольких значимых условий: строящийся объект должен относиться к объектам капитального строительства, а земляные работы осуществляться на земельном участке с особым статусом "находящийся в государственной собственности или собственность на которые не разграничена", с учетом его целевого назначения - "для целей строительства (реконструкции) объектов капитального строительства".
Поскольку ограничение движения транспортных средств было осуществлено в пределах границ земельных участков, находящихся в государственной собственности и предоставленных для целей строительства суды применили положения пункта 1.2 Правил N 875.
Таким образом, следует согласиться с выводами судов об отсутствии законных оснований для привлечения Учреждения к административной ответственности по части 1 статьи 43.1 Закона N 273-70.
Доводы заявителя являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, получили соответствующую правовую оценку и не подтверждают существенных нарушений норм права, повлиявших на исход дела.
Суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых решения и постановления, кассационной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.03.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2020 по делу N А56-127650/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственной административно-технической инспекции - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.