23 сентября 2020 г. |
Дело N А52-3999/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Рудницкого Г.М., Сергеевой И.В.,
рассмотрев 16.09.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ласьковой Натальи Петровны на решение Арбитражного суда Псковской области от 23.01.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2020 по делу N А52-3999/2019,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Псковпищепром", адрес: Москва, ул. Удальцова, д. 6, ОГРН 1026000956827, ИНН 6027042993 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконными:
- действий Комитета по экономическому развитию и инвестиционной политике Псковской области, адрес: 180001, г. Псков, ул. Некрасова, д. 23, ОГРН 1096027012542, ИНН 6027122335 (далее - Комитет), выразившихся в издании приказа Комитета от 29.05.2019 N 452 "О внесении изменений в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год" (далее - Приказ N 452),
- бездействия Комитета, выразившегося в непринятии мер по отмене приказа Комитета от 24.12.2015 N 1262 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год" (далее - Приказ N 1262),
и обязании Комитета устранить допущенные нарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена индивидуальный предприниматель Ласькова Наталья Петровна.
Определением от 21.01.2020 суд первой инстанции принял отказ Общества от требований в части признания незаконными действий Комитета, выразившихся в издании Приказа N 452, и прекратил производство по делу в этой части.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 23.01.2020 в удовлетворении заявления Общества в оставшейся части требований отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2020 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель Ласькова Н.П. ссылается на неправильное применение судами норм процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты затрагивают права Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (далее - Управление ФАС), которое не было привлечено к участию в деле, просит отменить решение от 23.01.2020 и постановление от 20.05.2020, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Общество в отзыве на кассационную жалобу поддержало доводы предпринимателя.
Лица, участвующие в деле, извещены в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте его рассмотрения, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 того же Кодекса не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Приказом N 1262 Комитет утвердил Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год (далее - Перечень).
По результатам рассмотрения жалоб Общества и иных лиц Управлением ФАС вынесено решение от 30.12.2016 и Комитету выдано предписание от 30.12.2016 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 32/15/16-ТР о прекращении нарушения статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ), пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) путем отмены Приказа N 1262.
Приказом N 462 Комитет дополнил Перечень объектами с кадастровыми номерами 60:25:0030903:554, 60:25:0030903:92 и 60:27:0140605:85 (в том помещениями в нем).
Общество, ссылаясь на то, что оно является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером 60:27:0060219:14, включенного в Перечень, и полагая, что в результате бездействия Комитета, выразившегося в непринятии мер по отмене Приказа N 1262 во исполнение предписания Управления ФАС, нарушены его права на исчисление налога на имущество организаций исходя из среднегодовой, а не кадастровой стоимости имущества, обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суды первой и апелляционной инстанций не установили наличия правовых оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, считает, что принятые по делу судебные акты не подлежат отмене в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, требование о признании незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, может быть удовлетворено при наличии совокупности обстоятельств: несоответствия таких действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения этими действиями прав и законных интересов заявителя.
Из содержания заявления Общества следует, что нарушение своих прав заявитель связывает с неисполнением Комитетом предписания Управления ФАС от 30.12.2016 и необходимостью исчисления налога на имущество организаций в 2016 году в отношении принадлежащего заявителю объекта недвижимости, включенного в Перечень, утвержденный Приказом N 1262, исходя из его кадастровой стоимости.
Как обоснованно указали суды, основанием для вынесения решения от 30.12.2016 и выдачи предписания по указанному антимонопольному делу явились выявленные Управлением ФАС в ходе его рассмотрения факты нарушения Комитетом статьи 15 Закона N 381-ФЗ, пункта 8 части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, Закона Псковской области от 25.11.2003 N 316-оз "О налоге на имущество организаций", положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, выразившиеся в невключении в Перечень следующих объектов: помещения с кадастровым номером 60:25:0030903:554, расположенного в здании с кадастровым номером 60:25:0030903:92 по адресу: г. Великие Луки, ул. Дьяконова, д. 1а; здания с кадастровым номером 60:27:0140605:85, расположенного по адресу: город Псков, Октябрьский пр., д. 56, и помещений в указанном здании.
Применительно к объекту, принадлежащему Обществу, выводов о необоснованности его включения в Перечень, в названном решении не содержится.
На обстоятельства, свидетельствующие о неправомерности включения этого объекта в Перечень, отсутствия для того предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации оснований, Общество не ссылалось, соответствующих доказательств не представило.
При таком положении суды обоснованно посчитали, что Общество не подтвердило нарушение его прав и законных интересов в результате непринятия Комитетом мер по отмене Приказа N 1262, поэтому, не установив совокупности предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ условий для признания оспариваемого бездействия незаконным, правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Приведенный в кассационной жалобе довод о наличии безусловных оснований для отмены принятых по делу судебных актов со ссылкой на непривлечение к участию в деле Управления ФАС в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, отклоняется кассационной инстанцией.
Частью 4 статьи 288 АПК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень безусловных оснований для отмены решения, постановления арбитражного суда.
В силу пункта 4 части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда в любом случае является принятие судом решения, постановления о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В соответствии с частью 1 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
К лицам, о правах и об обязанностях которых принят судебный акт, относятся лица, не участвующие в деле, как указанные, так и не указанные в мотивировочной и/или резолютивной части судебного акта, в случае, если судебный акт принят об их правах и обязанностях, то есть данным судебным актом непосредственно затрагиваются их права и обязанности, в том числе создаются препятствия для реализации их субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора.
В данном случае из текста обжалуемых судебных актов не усматривается, что в мотивировочной и резолютивной частях сделаны какие-либо выводы относительно прав и обязанностей Управления ФАС. Выводы судов касаются только прав и обязанностей лиц, участвующих в деле.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 23.01.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2020 по делу N А52-3999/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ласьковой Натальи Петровны - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Е.В. Чуватина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.