25 сентября 2020 г. |
Дело N А66-1877/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Васильевой Е.С., Журавлевой О.Р.,
рассмотрев 24.09.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на определение Арбитражного суда Тверской области от 23.03.2020 об отказе в изменении порядка и способа исполнения судебного акта в отношении Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2020 по делу N А66-1877/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Дирекция единого заказчика Осташков", адрес: 172734, Тверская обл., г. Осташков, ул. Строителей, д. 9а, ОГРН 1136913001268, ИНН 6913015960 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, адрес: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 33, ОГРН 1106952029315, ИНН 6950125150 (далее - ТУ Росимущества), 5 805,58 руб. задолженности за период с 01.01.2016 по 10.01.2016, а также о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 119019, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Минобороны России), 1 567 775,28 руб. задолженности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Тверь", адрес: 170006, г. Тверь, ул. Достоевского, д. 2Б, ОГРН 1026900548982, ИНН 6905077949.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 22.05.2019 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2019 решение суда первой инстанции в части взыскания с Российской Федерации в лице Минобороны России за счет средств казны Российской Федерации 91 651,44 руб., а также 3,42 руб. в возмещение расходов на уплату государственной пошлины отменено, производство по делу в указанной части прекращено, в остальной части решение оставлено без изменения.
Министерство финансов Российской Федерации, адрес: 109097, Москва, ул. Ильинка, д. 9, ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360 (далее - Министерство), 19.02.2020 обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением об изменении способа и порядка исполнения постановления апелляционного суда от 20.11.2019 в отношении Российской Федерации в лице ТУ Росимущества.
Определением суда первой инстанции от 23.03.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.07.2020, в удовлетворении ходатайства отказано.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить определение от 23.03.2020 и постановление от 02.07.2020, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении ходатайства об изменении способа и порядка исполнения. По мнению подателя жалобы, в настоящем случае исполнение судебного акта должно производится не Министерством за счет казны Российской Федерации, а в соответствии со статьей 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) за счет федерального бюджета, выделяемых ТУ Роимущества на реализацию его полномочий.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем кассационная жалоба в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
В соответствии со статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Указанная норма призвана обеспечить обязательное исполнение принятых арбитражными судами судебных актов. Неисполнение судебных актов влечет за собой ответственность, установленную названным Кодексом и другими федеральными законами.
В силу части 1 статьи 324 АПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Действующим законодательством не предусмотрен перечень оснований для изменения способа и порядка исполнения судебного акта, поэтому арбитражный суд в каждом конкретном случае должен с учетом всех обстоятельств дела определить, имеется ли необходимость в изменении способа и порядка исполнения судебного акта. При этом изменение способа и порядка исполнения судебного акта является исключительной мерой, применяемой при наличии неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ заявитель, ходатайствующий об изменении способа исполнения решения, должен доказать наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта.
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные Министерством в обоснование ходатайства об изменении способа и порядка исполнения решения суда доказательства, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения.
Как правомерно указали суды, заявителем не доказано наличие обстоятельств, являющихся основаниями для изменения порядка исполнения судебного акта.
Фактически доводы Министерства направлены на изменение вступившего в законную силу судебного акта и не могут быть предметом рассмотрения при оценке заявления об изменении способа и порядка исполнения судебного акта.
Кроме того, в соответствии с абзацем четвертым пункта 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен бюджетным законодательством и не может быть произвольно определен судом при изложении резолютивной части судебного акта.
Министерство полагает, что решение суда от 22.05.2019 подлежит исполнению за счет средств федерального бюджета, выделяемых ТУ Росимущества на реализацию своих полномочий.
Как следует из решения суда от 22.05.2019, денежные средства подлежат взысканию с Российской Федерации в лице ТУ Росимущества за счет казны Российской Федерации.
Согласно понятию "государственная казна", данному в пункте 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, в состав государственной казны входят средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.
Таким образом, указание в решении суда на взыскание денежных средств с Российской Федерации в лице ТУ Росимущества за счет казны Российской Федерации не является препятствием для его исполнения органами федерального казначейства и не изменяет порядок исполнения судебных актов, предусмотренный статьей 242.3 БК РФ, поскольку средства федерального бюджета являются частью государственной казны, а при поступлении исполнительного листа заявитель не лишен возможности передать его на исполнение по ведомственной принадлежности.
При принятии обжалуемых судебных актов судами также правомерно принят во внимание факт исполнения решения суда от 22.05.2019 по настоящему делу.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для изменения порядка и способа исполнения решения суда от 22.05.2019.
Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, сделаны при правильном применении норм процессуального права, в связи с чем отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Тверской области от 23.03.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2020 по делу N А66-1877/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.