25 сентября 2020 г. |
Дело N А56-127364/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г.,
при участии от Департамента по недропользованию по Северо-Западному округу, на континентальном шельфе и в Мировом океане Керовой А.А. (доверенность от 18.09.2020),
рассмотрев 21.09.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента по недропользованию по Северо-Западному округу, на континентальном шельфе и в Мировом океане на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2020 по делу N А56-127364/2019,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада", адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 3, лит. А, пом. 16Н, ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Департаменту по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу, на континентальном шельфе и в Мировом океане, адрес: 199155, Санкт-Петербург, ул. Одоевского, д. 24, корп. 1, ОГРН 1047855074937, ИНН 7801364683 (далее - Департамент), о признании незаконным отказа в выдаче Обществу заключений об отсутствии/наличии полезных ископаемых под земельными участками лесного фонда с кадастровыми номерами 10:09:0120969:116, 10:13:0171302:372, 10:15:0060602:227 (далее - Участки), выраженного в письмах от 16.08.2019 N 01-16-31/4224, от 11.10.2019 N 01-16-31/5344, и об обязании Департамента выдать соответствующие заключения.
Решением суда первой инстанции от 14.02.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 11.06.2020, заявленные требования удовлетворены. Суд первой инстанции обязал Департамент выдать Обществу справки/заключения об отсутствии полезных ископаемых под Участками.
Не согласившись с указанными судебными актами, Департамент направил кассационную жалобу, в которой просит отменить решение и постановление судов, принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы ссылается на то, что в соответствии с действующим законодательством Департамент не вправе выдавать заключение об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки или разрешение на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также справку об отсутствии полезных ископаемых на выбранном земельном участке при переводе его из одной категории и другую, так как земельные участки, кадастровые номера которых указаны в заявлении Общества, являются освоенными.
В судебном заседании представитель Департамента поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Общество о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просило оставить обжалованные судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество является сетевой организацией, которая владеет объектами электросетевого хозяйства, размещенными на земельных участках, относящихся к землям лесного фонда. В частности, на участке с кадастровым номером 10:09:0120969:116 размещен и эксплуатируется распределительный пункт РП-10 кВ "о. Большой Клименецкий", на участке с кадастровым номером 10:13:0171302:372 размещена и эксплуатируется подстанция ПС 35/10 кВ N 44п "Жарниково", на участке с кадастровым номером 10:15:0060602:227 размещена и эксплуатируется подстанция ПС 35/10 кВ N 58п "Подпорожье".
Как указывает заявитель, с 2017 года он проводит работу по оформлению пакета документов для перевода Участков из категории "земли лесного фонда" в категорию "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения".
Общество обратилось в Департамент с письмом от 10.05.2017 N МР2/3-52/102.1-13/1209 о выдаче справки об отсутствии на земельном участке с кадастровым номером 10:15:0060602:227 полезных ископаемых, указав, что данный земельный участок используется для размещения и эксплуатации подстанции ПС 35/10 кВ N 58п "Подпорожье", принадлежащей Обществу на праве собственности, приложив свидетельство о государственной регистрации права собственности, договор аренды и кадастровый паспорт земельного участка.
Письмом от 25.05.2017 N 01-16-06/189 Обществу отказано в выдаче заключения в связи с необходимостью предоставления копии топографического плана земельного участка в масштабе не мельче 1:10 000 с указанием внешних контуров участка и географических координат всех угловых точек в системе СК-42.
С целью выполнения указанных требований Департамента Обществом заключен договор подряда от 20.05.2019 N 23-04-ПТО с обществом с ограниченной ответственностью "Альфа-Проект" на выполнение работ по составлению топографических планов Участков для последующего их представления в уполномоченный орган.
Письмами от 09.08.2019 Общество обратилось в Департамент за выдачей справки об отсутствии полезных ископаемых на спорных Участках, кроме того, письмами от 13.09.2019 Общество обратилось в Департамент за выдачей документа (заключения/справки) об отсутствии на Участках полезных ископаемых, приложив топографические планы в масштабе 1:10 000 с указанием координат угловых точек земельных участков в системе СК-42.
Письмом Департамента от 16.08.2019 исх. N 01-16-31/4224 в выдаче заключений отказано в связи с тем, что выдача подобных заключений не входит в компетенцию Департамента, представленные Обществом планы не являются топографическими, масштаб не позволяет наглядно отразить границы земельных участков.
Письмом от 13.09.2019 исх. N МР2/3-52/102.1-13/4290 Общество повторно обратилось в Департамент за выдачей заключений (справок) об отсутствии на земельных участках полезных ископаемых. К письму были дополнительно приложены топографические планы всех трех земельных участков в масштабе 1:500 с целью обеспечения наглядности расположения границ земельных участков.
Письмом от 11.10.2019 исх. N 01-16-31/5344 в выдаче заключений Департаментом повторно отказано со ссылкой на то, что действующим законодательством не предусмотрена выдача заключений на земельные участки с построенными объектами.
Указывая, что отказ Департамента в выдаче необходимого документа нарушает права и законные интересы Общества, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив доводы участников спора, пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда и земли запаса.
Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
На основании статьи 8 ЗК РФ допускается перевод земель из одной категории в другую. При этом порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется, в том числе, Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и Положением о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 48 (действовавшим в спорном периоде; далее - Положение N 48), исходя из которых в составе необходимой документации для осуществления перевода лесного участка в земли иной категории требуется предоставление справки территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере недропользования об отсутствии на выбранном участке земель лесного фонда полезных ископаемых, а при их наличии - разрешение органа государственного горного надзора на освоение указанного участка.
При этом согласно пункту 2 Положения N 48 в составе документов представляются, в том числе: акт выбора участка земель лесного фонда с приложением к нему плана (чертежа) с краткой характеристикой участка по материалам лесоустройства, описанием имеющихся на участке сооружений и объектов и указанием категории земель, прилегающих к границам участка.
То есть, допустим случай нахождения имеющихся на участке сооружений и объектов.
Общество логично заявляет, что перевод земель из категории "земли лесного фонда" в категорию "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" в имевшемся случае был возможен только после завершения строительства и ввода объектов электроэнергетики в эксплуатацию.
Федеральным органом управления государственным фондом недр на территории Российской Федерации является Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) и его территориальные органы, действующие на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293.
На территории Северо-Западного округа в рассматриваемой территории расположения Участков полномочия Федерального агентства по недропользованию осуществляет Департамент.
Судом первой инстанции верно отмечено, что Департамент является единственным органом, который в сложившейся ситуации вправе выдавать справки, необходимые в соответствии с Положением N 48 для перевода земель лесного фонда в земли иных (других) категорий. Предоставление такой справки законодательством названо в числе обязательных документов, в отсутствие которых перевод земель не осуществляется. Следовательно, Общество лишено возможности получить такую справку у какого-либо иного органа.
Общество просило обязать Департамент рассмотреть вопрос по существу и выдать любое заключение, которое будет соответствовать фактическому положению дел на лесных участках (наличие либо отсутствие полезных ископаемых). Каких-либо документальных подтверждений наличия в недрах под Участками полезных ископаемых Департаментом в суд не представлено. Департамент не отрицал, что обладает сведениями о наличии/отсутствии запасов полезных ископаемых из Единого фонда геологической информации о недрах, государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, государственного баланса запасов полезных ископаемых (статьи 27.1, 30, 31 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах").
Таким образом, исходя из необходимости представления в пакете документов для осуществления перевода лесного участка в земли иной категории справки об отсутствии полезных ископаемых на земельных участках, суды пришли к обоснованному выводу, что Департамент является уполномоченным органом на выдачу такого документа, отказ в его выдаче нарушает права Общества на обращение с заявлением о переводе земель лесного фонда в земли иной категории.
При указанных обстоятельствах суды правомерно признали незаконным отказ Департамента и в качестве способа устранения прав и законных интересов Общества обязали Департамент выдать документ, подтверждающий отсутствие полезных ископаемых на спорных земельных участках, поскольку на наличие полезных ископаемых на указанных Участках, как на основание для отказа в выдаче справок, Департамент не ссылался и доказательств обратного в дело не представил.
В отзыве на кассационную жалобу пояснено и представитель Департамента подтвердил, что решение суда в части выдачи документа, подтверждающего отсутствие полезных ископаемых на Участках, исполнено, перед этим наличия полезных ископаемых в недрах под Участками не установлено.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным ими обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судами не допущено. Доводы кассационной жалобы, по существу, направлены на иную оценку доказательств по делу и установленных судами двух инстанций фактических обстоятельств, что в полномочия суда кассационной инстанции не входит (часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ). Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2020 по делу N А56-127364/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу, на континентальном шельфе и в Мировом океане - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.