г. Санкт-Петербург |
|
11 июня 2020 г. |
Дело N А56-127364/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июня 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Баженовой Ю.С., Галенкиной К.В.
при ведении протокола судебного заседания: Шахрзаевым М.И.
при участии:
от заявителя: до перерыва: Быстрова Л.Г. (доверенность от 23.04.2020) посредством онлайн - связи
от заинтересованного лица: Керова А.А. (доверенность от 29.05.2020)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9879/2020) Департамента по недропользованию по Северо-Западному Федеральному округу, на континентальном шельфе и в Мировом океане на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.02.2020 по делу N А56-127364/2019(судья Вареникова А.О.), принятое по заявлению
ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада"
к Департаменту по недропользованию по Северо-Западному Федеральному округу, на континентальном шельфе и в Мировом океане
о признании незаконным отказа в предоставлении справки,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Департамента по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу, на континентальном шельфе и в Мировом океане (далее - Департамент), выраженного в письмах от 16.08.2019 N 01-16-31/4224, от 11.10.2019 N 01-16-31/5344, в выдаче Обществу заключений об отсутствии/наличии полезных ископаемых под земельными участками лесного фонда с кадастровыми номерами 10:09:0120969:116, 10:13:0171302:372, 10:15:0060602:227, обязании Департамента выдать соответствующие заключения.
Решением от 14.02.2020 заявленные требования удовлетворены, суд признал незаконным отказ Департамента, выраженный в письмах от 16.08.2019 N 01-16-31/4224, от 11.10.2019N 01-16-31/5344, в выдаче заключений об отсутствии полезных ископаемых под земельными участками лесного фонда с кадастровыми номерами 10:09:0120969:116, 10:13:0171302:372, 10:15:0060602:227, обязал Департамент выдать Обществу справку/заключение об отсутствии полезных ископаемых под земельными участками лесного фонда с кадастровыми номерами 10:09:0120969:116, 10:13:0171302:372, 10:15:0060602:227.
В апелляционной жалобе Департамент, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая, что Департамент выдает испрашиваемые заключения под участком предстоящей застройки, а не под уже застроенными участками, данная справка должна быть получена заявителем до начала освоения участка, тогда как в настоящем случае участки уже застроены.
Общество возразило против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Апелляционным судом удовлетворено ходатайство Общества об участии в судебном заседании посредством онлайн-заседания, вместе с тем, 02.06.2020 в связи с техническими неполадками в аудио системе в судебном заседании объявлен перерыв до 08.06.2020. В апелляционный суд поступило ходатайство Общества о рассмотрении дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является сетевой организацией, которая владеет объектами электросетевого хозяйства, размещенными на земельных участках, относящихся к землям лесного фонда, в частности, на участке 10:09:0120969:116 размещен и эксплуатируется распределительный пункт РП-10 кВ о.Большой Клименецкий, на участке с кад.N 10:13:0171302:372 размещена и эксплуатируется подстанция ПС 35/10 кВ N 44п "Жарниково", на участке 10:15:0060602:227 размещена и эксплуатируется подстанция ПС 35/10 кВ N 58п "Подпорожье".
Как указывает заявитель, Общество с 2017 года проводит работу по оформлению пакета документов для перевода земельных участков с кадастровыми номерами 10:09:0120969:116, 10:13:0171302:372, 10:15:0060602:227 из категории "земли лесного фонда" в категорию "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения".
В связи с этим Общество обратилось в Департамент с письмом от 10.05.2017 N МР2/3-52/102.1- 13/1209 о выдаче ему справки об отсутствии на земельном участке с кадастровым номером 10:15:0060602:227 полезных ископаемых, указав, что земельный участок кад.N10:15:0060602:227 используется для размещения и эксплуатации ПС 35/10 кВ N 58п "Подпорожье", принадлежащей МРСК на праве собственности; приложив свидетельство о государственной регистрации права собственности, договор аренды и кадастровый паспорт земельного участка.
В ответ на указанное заявление письмом Отдела геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу по Республике Карелия (Карелнедра) от 25.05.17 N 01-16-06/189 Обществу отказано в выдаче заключения в связи с необходимостью предоставления копии топографического плана земельного участка в масштабе не мельче 1:10000 с указанием внешних контуров участка и географических координат всех угловых точек в системе СК-42.
С целью выполнения требований Департамента по определению координат всех угловых точек земельных участков в системе СК-42 заключен договор подряда от 20.05.2019 N 23-04-ПТО с ООО "Альфа-Проект" на выполнение работ по составлению топографических планов земельных участков с кад.NN 10:09:0120969:116, 10:13:0171302:372, 10:15:0060602:227 для последующего их представления в уполномоченный орган.
Письмами от 09.08.2019 Общество обратилось в Отдел геологии и лицензирования Департамента за выдачей справки об отсутствии полезных ископаемых на спорных земельных участках, письмами от 13.09.2019 Общество обратилось в Департамент за выдачей документа (заключения/справки) об отсутствии на земельных участках с кадастровыми номерами 10:09:0120969:116, 10:13:0171302:372, 10:15:0060602:227 полезных ископаемых, приложив топографические планы в масштабе 1:10 000 с указанием координат угловых точек земельных участков в системе СК-42.
Письмом Департамента от 16.08.19 N 01-16-31/4224 в выдаче заключений Обществу отказано в связи с тем, что выдача подобных заключений не входит в компетенцию Департамента, представленные Обществом планы не являются топографическими, масштаб не позволяет наглядно отразить границы земельных участков.
Письмом от 11.10.2019 N 01-16-31/ в выдаче заключений Департаментом повторно отказано со ссылкой на то, что выдача заключений на земельные участки с построенными объектами действующим законодательством не предусмотрена.
Указывая, что отказ Департамента в выдаче необходимого документа нарушает права и законные интересы Общества, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение не подлежит отмене или изменению.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда и земли запаса. Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
На основании статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации допускается перевод земель из одной категории в другую. При этом порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется в том числе Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и Положением о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 48, исходя из которых в составе необходимой документации для осуществления перевода лесного участка в земли иной категории требуется также предоставление справки территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере недропользования об отсутствии на выбранном участке земель лесного фонда полезных ископаемых, а при их наличии - разрешение органа государственного горного надзора на освоение указанного участка.
Федеральным органом управления государственным фондом недр на территории Российской Федерации является Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) и его территориальные органы, действующие на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293.
Оценив по правилам ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь вышеуказанными нормативно-правовыми актами, исходя из необходимости представления в пакете документов для осуществления перевода лесного участка в земли иной категории справки об отсутствии полезных ископаемых на земельных участках, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Департамент является уполномоченным органом на выдачу такого документа, отказ в его выдаче нарушает права Общества на обращение с заявлением о переводе земель лесного фонда в земли иной категории.
Исходя из изложенного суд первой инстанции правомерно признал незаконным отказ Департамента и обязал выдать документ, подтверждающий отсутствие полезных ископаемых на спорных земельных участках, поскольку на наличие полезных ископаемых на указанных Обществом участках как на основание для отказа в выдаче справок Департамент не ссылался.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению апелляционным судом, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.02.2020 по делу N А56-127364/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Тимухина |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-127364/2019
Истец: ПАО "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ СЕВЕРО-ЗАПАДА"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ПО СЕВЕРО-ЗАПАДНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ, НА КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ И В МИРОВОМ ОКЕАНЕ