01 октября 2020 г. |
Дело N А44-25/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Аникиной Е.А.,
при участии от Территориального отдела государственного автодорожного надзора Новгородской области Северо-Восточного межрегионального управления автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Печерицы А.В. (доверенность от 08.06.2020),
рассмотрев 28.09.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НовгородАвто" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 05.03.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2020 по делу N А44-25/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "НовгородАвто", адрес: 173002, Новгородская обл., Великий Новгород, Воскресенский бульвар, д. 12/24, оф. 1, ОГРН 1085321006429, ИНН 5321128139 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Территориальному отделу государственного автодорожного надзора Новгородской области Северо-Восточного межрегионального управления автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, адрес: 173002, Новгородская обл., Великий Новгород, ул. Германа, д. 22, ОГРН 1175321005640, ИНН 5321190352 (далее - Управление), о признании незаконным и отмене постановления от 25.12.2019 серия 53 N 001892 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Иткин Андрей Андреевич, ОГРНИП 313532110700023, ИНН 532122920883 (далее - Предприниматель).
Решением суда первой инстанции от 05.03.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 16.06.2020, оспоренное постановление признано незаконным и изменено в части назначения наказания, штраф снижен до 150 000 руб.
В кассационной жалобе (с учетом дополнения от 27.07.2020) Общество просит отменить судебные акты, ссылается на ошибочность вывода судов о том, что заявитель является субъектом вмененного правонарушения, так как он не может и не должен иметь карты маршрута, регулярность выполнения перевозок не означает, что перевозка по заказам осуществляется по регулярному маршруту перевозки. Заявитель указывает, что вывод Управления и судов об осуществлении перевозок по расписанию не соответствует действительности, Общество не взимало с пассажиров плату за проезд и не имеет касс по продаже билетов и кассиров, кассиры состоят в штате Предпринимателя, автовокзалы не являлись конечными пунктами отправления и прибытия. По мнению Общества, правонарушение должно быть переквалифицировано на часть 2 статьи 11.14.2 КоАП РФ, кроме того, в случае непринятия такой позиции просит заменить наказание в виде штрафа на предупреждение.
В судебном заседании представитель Управления возразил против удовлетворения кассационной жалобы.
Общество и третье лицо о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, сотрудниками Управления проведена предварительная проверка поступившего в адрес Управления обращения общества с ограниченной ответственностью "Агентство автобусных перевозок" от 16.09.2019 N 2632э о нарушении Обществом обязательных требований при осуществлении перевозок пассажиров. В ходе проверки установлено, что в обращении указаны признаки нарушения Обществом обязательных требований, установленных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01.2014 N 7, Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ), Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 (далее - Правила N 112), Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Закон N 259-ФЗ).
На основании приказа от 25.09.2019 N РМ 92-АПА и уведомления прокуратуры Новгородской области организовано и проведено мероприятие по контролю без взаимодействия с юридическим лицом в виде плановых (рейдовых) осмотров транспортных средств.
В результате проведения плановых (рейдовых) осмотров транспортных средств, принадлежащих Обществу, составлены акты осмотра транспортных средств заявителя от 11.10.2019 N РМ-92АПА/1р, от 18.10.2019 N РМ-92АПА/Зр, РМ-92АПА/5р, от 22.10.2019 N РМ-92АПА/2р, а также установлено, что перевозки пассажиров по маршруту "Великий Новгород - Санкт-Петербург" осуществляются в соответствии с расписанием, размещенным на сайте и по юридическому адресу Общества.
По запросу Управления Обществом представлены путевые листы за октябрь 2019 года и заказ-наряды, которые, по мнению проверяющих (с учетом времени выезда с места парковки и времени сбора пассажиров по остановкам), также подтверждают систематические перевозки пассажиров.
На основании распоряжения начальника территориального отдела Управления от 08.11.2019 N 706 в период с 11.11.2019 по 06.12.2019 в отношении Общества проведена внеплановая документарная проверка в рамках лицензионного контроля и федерального государственного транспортного надзора.
В ходе проверки установлено, что на основании лицензии от 26.04.2019 N АК-53-000082 на право осуществления деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами Общество регулярно перевозило пассажиров автомобильным транспортом по маршруту "Великий Новгород - Санкт-Петербург" в отсутствие карт маршрута регулярной перевозки на транспортные средства, осуществляющие указанные перевозки, что является нарушением требований части 10 статьи 4, части 8 статьи 14, частей 2, 3 статьи 17 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ). Изложенные выше обстоятельства зафиксированы в акте от 06.12.2019 N 706.
Установив в действиях Общества нарушения требований части 2 статьи 17, части 3 статьи 35 Закона N 220-ФЗ, Управление 10.12.2019 составило протокол об административном правонарушении серии 53 N 001892, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 25.12.2019 серия 53 N 001892 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения в соответствии с указанной квалификацией, в качестве административного наказания назначен штраф в размере 300 000 руб.
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения, не установили нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, однако усмотрели основания, предусмотренные частями 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, для уменьшения размера штрафа до 150 000 руб.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В силу части 4 статьи 11.33 КоАП РФ использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере трехсот тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 17 Закона N 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ карта маршрута регулярных перевозок - это документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.
Карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту (часть 3 статьи 17 названного Закона).
При этом в силу части 3 статьи 35 Закона N 220-ФЗ следует, что водитель транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, обязан иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок.
Согласно части 9 статьи 4 Закона N 220-ФЗ межрегиональный маршрут регулярных перевозок считается установленным или измененным со дня внесения сведений о данном маршруте, предусмотренных пунктами 1 - 10 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, в реестр межрегиональных маршрутов регулярных перевозок или изменения таких сведений в этом реестре.
Согласно части 1 статьи 30 Закона N 220-ФЗ остановочные пункты по межрегиональному маршруту регулярных перевозок должны быть расположены на территориях автовокзалов или автостанций.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что межрегиональный маршрут регулярных перевозок с порядковыми номерами 948, 948-о, 2344 "Великий Новгород - Санкт-Петербург" включен в реестр регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации и по нему осуществляют перевозки юридические лица, отраженные в этом реестре.
Следовательно, в силу положений части 9 статьи 4 Закона N 220-ФЗ указанные автобусные маршруты считаются установленными.
На основании пункта 1 статьи 784 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (пункт 2 статьи 784 ГК РФ).
Согласно статье 5 Закона N 259-ФЗ перевозки пассажиров и багажа подразделяются на регулярные перевозки, перевозки по заказам, перевозки легковыми такси.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона N 259-ФЗ регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.
Положениями пунктов 3, 5, 42 Правил N 112 предусмотрено, что регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям. Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта. Проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.
Судами верно указано, что анализ приведенных норм свидетельствует о том, что необходимым условием при осуществлении регулярных перевозок является наличие публичного договора как основания перевозки, системность деятельности по перевозке, наличие расписания движения.
На основании части 1 статьи 19 Закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.
Вопросы перевозки пассажиров и багажа по заказам регламентированы главой 4 Закона N 259-ФЗ.
Частью 1 статьи 27 Закона N 259-ФЗ предусмотрено, что перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.
Согласно части 2 и части 3 статьи 27 Закона N 259-ФЗ договор фрахтования, указанный в части 1 названной статьи, должен включать в себя: сведения о фрахтовщике и фрахтователе, тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости - количество транспортных средств), маршрут и место подачи транспортного средства, определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство; сроки выполнения перевозки, размер платы за пользование транспортным средством, порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц). Договор фрахтования, указанный в части 1 названной статьи, может включать в себя иные не содержащиеся в части 2 этой статьи условия.
При отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. Реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок пассажиров (часть 4 статьи 27 Закона N 259-ФЗ).
В соответствии с пунктами 90, 91 Правил N 112 договором фрахтования может предусматриваться использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц или неопределенного круга лиц, при этом договор фрахтования устанавливает порядок допуска этих лиц к посадке в транспортное средство в соответствии с пунктом 92 настоящих Правил.
На основании пункта 92 Правил N 112 посадка лиц, определенных договором фрахтования, в транспортное средство, предоставленное для заказной перевозки пассажиров и багажа, осуществляется при предъявлении указанными лицами фрахтовщику документов (служебного удостоверения, экскурсионной путевки и др.), удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, и (или) в соответствии со списком пассажиров, представленным фрахтовщику фрахтователем.
Пунктом 94 Правил N 112 установлено, что договор фрахтования или его копия должны находиться у водителя от начала до конца осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу и предъявляться в обязательном порядке по требованию должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля за наличием у водителей таких документов.
Из материалов дела следует, что между Предпринимателем (фрахтователем) и Обществом (фрахтовщиком) заключен договор фрахтования от 04.12.2018 (далее - Договор).
В соответствии с условиями раздела 2 Договора фрахтователь обязуется своевременно предоставлять фрахтовщику заявку (заказ) на перевозку пассажиров, представлять списки пассажиров либо указывать в заявке вид документа, удостоверяющего право пассажиров на проезд в автобусе.
Фрахтовщик обязуется обеспечить заказную перевозку пассажиров в сроки, установленные заявкой фрахтователя, осуществлять посадку пассажиров в транспортное средство на основании списка пассажиров или по предъявлению документа, удостоверяющего право пассажиров на проезд, и документов, удостоверяющих личность.
В подтверждение исполнения Договора Обществом в Управление представлены путевые листы, заказ-наряды и списки пассажиров.
Пунктом 93 Правил N 112 предусмотрено, что договор фрахтования может заключаться в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, оформляемого фрахтовщиком. Указанный заказ-наряд должен содержать обязательные реквизиты, которые представлены в приложении 4 к названным Правилам. В заказе-наряде на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особые условия осуществления перевозок пассажиров и багажа по заказам.
Суды констатировали отсутствие в Договоре и заказ-нарядах обязательных реквизитов, которые указаны в Законе N 259-ФЗ и Правилах N 112.
Как верно отмечено судами, при осуществлении пассажирских перевозок по заказу именно пассажирами определяется время отправления автобуса и место посадки в автобус.
В рассматриваемом случае пассажир, как потребитель услуги по перевозке, зависит от условий, предлагаемых Обществом. Данные условия характерны для регулярных перевозок и выражаются в четко определенном месте отправления и времени отправления.
Оценив указанный Договор, заказ-наряды, путевые листы в совокупности с выявленными в ходе проверки обстоятельствами, суды правомерно посчитали, что оформлением Договора Общество лишь создавало видимость осуществления заказных перевозок, тогда как фактически перевозки по спорному маршруту являлись регулярными.
Управлением установлено, что Обществом осуществлялись систематические перевозки пассажиров из Великого Новгорода как в аэропорт "Пулково", так и до станции метро "Московская" (ул. Авиационная, д. 9) в Санкт-Петербурге и обратно.
При этом, как выявлено в ходе проверки, время отправления автобусов с остановочных пунктов, расположенных в Великом Новгороде и Санкт-Петербурге, установлено соответствующим расписанием, расположенным в общем доступе в помещении по юридическому адресу ООО "НовгородАвто": 173002, Великий Новгород, Воскресенский бульвар, д. 12/24, согласно которому перевозки осуществляются ежедневно.
В сети Интернет (www.novgorod-avto.ru) также размещена информация о ежедневном времени отправления автобусов.
Кроме того, у входа в помещение, расположенного по адресу: 173002, Великий Новгород, Воскресенский бульвар, д. 12/24, имеется вывеска с наименованием Общества, указанием маршрута движения, номера телефона, принадлежащего заявителю, и сайта, на котором и размещено вышеуказанное расписание. При этом с пассажиров взималась фиксированная плата за проезд, о чем свидетельствует наличие касс по продаже билетов в вышеуказанном помещении и сами билеты (т. д. 3, л. 173-174).
В соответствии с реестром количество перевозок ежедневно составляло от 19-ти в день, перевозки выполнялись согласно утвержденному маршруту и расписанию.
Согласно актам осмотра транспортных средств от 18.11.2019 N 1278, 1275, от 19.11.2019 N N 1279, 1284, от 20.11.2019 N N 1282, 1280, 1285, от 21.11.2019 N N 1286, 1281, от 22.11.2019 N N 1283, 1288 Общество не производило отправление из населенных пунктов Сертолово, Ломоносов, Всеволжск, Лисий Нос, Парголово, Разметелево, Стрельна, Приморск, Токсово, Колпино, Крондштадт, Выборг и других, как это указано в путевых листах и заказ-нарядах за ноябрь 2019 года, а фактически производило посадку (высадку) пассажиров по адресу: Санкт-Петербург, ул. Авиационная, д. 9 (станция метро "Московская").
Следовательно, суды сделали вывод, что фактически перевозки пассажиров осуществляются из Великого Новгорода до Санкт-Петербурга и из Санкт-Петербурга до Великого Новгорода, что также подтверждает систематичность указанных перевозок.
Факты использования Обществом транспортных средств, указанных в актах осмотра, для перевозки пассажиров по маршруту "Великий Новгород - Санкт-Петербург" подтверждены выданными путевыми листами и подателем жалобы документально не опровергнуты.
Судами правомерно учтено, что факт систематического осуществления Обществом именно регулярных перевозок по межрегиональному маршруту "Великий Новгород - Санкт-Петербург" и обратно по утвержденному расписанию с взиманием фиксированной платы за проезд установлен ранее вступившим в законную силу постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2019 по делу N А44-4750/2018 с участием тех же сторон, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.09.2019.
Кроме того, как отражено в вышеуказанных постановлениях судов по делу N А44-4750/2018, в письме от 13.09.2018 исх. N 132 Общество просило общество с ограниченной ответственностью "Воздушные Ворота Северной Столицы" подать заявление о регистрации парковочной зоны "Р10" на территории аэропорта "Пулково" в реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, так как такая регистрация производится по заявлению владельца остановочного пункта в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона N 220-ФЗ.
При этом в данном письме Общество само ссылалось на систематический характер выполняемых им рейсов.
При этом отсутствие сведений о включении спорных маршрутов следования транспортных средств, используемых заявителем для осуществления регулярных перевозок пассажиров, в реестр межмуниципальных маршрутов не может являться основанием для освобождения Общества от обязанности исполнения требований части 3 статьи 35 Закона N 220-ФЗ, согласно которой водитель транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок (а не перевозок по установленному маршруту, внесенному в реестр), обязан иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок.
Иначе возможность избежания административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ, за отсутствие карты маршрута при осуществлении регулярных перевозок пассажиров в случае неуказания такого маршрута в реестре межмуниципальных маршрутов приводит к получению лицом, осуществляющим такие перевозки, необоснованных преимуществ из своего незаконного и недобросовестного поведения.
Кроме того, нарушение установленного порядка использования автобуса для осуществления регулярных перевозок пассажиров, в том числе использование автобуса для таких перевозок без карты маршрута по произвольному (не зарегистрированному) маршруту регулярных перевозок, нарушает безопасность дорожного движения, снижая степень защищенности участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Поскольку в нарушение пункта 3 статьи 35 Закона N 220-ФЗ Общество использовало автобусы для осуществления регулярных перевозок пассажиров при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок, вывод судов о том, что то им совершено правонарушение, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ, вопреки доводам подателя жалобы является правильным.
В связи с изложенными обстоятельствами судами правомерно отклонен продублированный в кассационной жалобе довод Общества о том, что оно не является субъектом правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ.
Суды при разрешении спора приняли во внимание правовую позицию, изложенную в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.10.2019 N 310-ЭС19-10668.
На основании вышеизложенных обстоятельств суды пришли к правомерному выводу о доказанности в действиях Общества состава вменяемого правонарушения. Вина заявителя установлена судами в соответствии с критериями виновности юридического лица согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Судами не выявлено процедурных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности; срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел не пропущен (статья 4.5 КоАП РФ).
Суд первой инстанции не усмотрел оснований для квалификации совершенного Обществом правонарушения в качестве малозначительного и возможности освобождения нарушителя от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
Судами учтены повышенные требования к осуществлению деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом и связанные с этим особо охраняемые общественные отношения.
Вместе с тем, применив положения частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ с учетом принципов индивидуализации и соразмерности административного наказания, суды посчитали возможным снизить размер назначенного штрафа до 150 000 руб.
Исследовав вопрос о возможности применения положений статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ и замены штрафа на предупреждение, суды правомерно не усмотрели совокупности необходимых для этого условий.
Выводы судов соответствуют установленным ими обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судами не допущено. Доводы кассационной жалобы, по существу, направлены на иную оценку доказательств по делу и установленных судами двух инстанций фактических обстоятельств, что в полномочия суда кассационной инстанции не входит (часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ). Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 05.03.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2020 по делу N А44-25/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НовгородАвто" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.