01 октября 2020 г. |
Дело N А13-18599/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Васильевой Е.С., Журавлевой О.Р.,
рассмотрев 24.09.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 22.04.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2020 по делу N А13-18599/2019,
УСТАНОВИЛ:
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Агрофирма Красная Звезда", адрес: 160515, Вологодская обл., Вологодский р-н, п. Семенково, ОГРН 1033500000203, ИНН 3507011492, (далее - Кооператив), обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ) о признании незаконными выраженных в письме от 26.07.2019 N ИХ.02-4163/19 действий Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области, адрес: 160000, г. Вологда, Предтеченская ул., д. 19, ОГРН 1103525003207, ИНН 3525236499 (далее - Департамент), по отказу в предоставлении субсидии на сумму 1 529 205 руб. на часть молодняка свиней, сданного на убой в I квартале 2019 года, в количестве 509 735 кг.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены бюджетное учреждение ветеринарии Вологодской области "Вологодская районная станция по борьбе с болезнями животных", адрес: 160022, г. Вологда, Пошехонское ш., д. 38в ОГРН 1133525005514, ИНН 3525297332 (далее - районная станция), Управление ветеринарии с государственной ветеринарной инспекцией Вологодской области, адрес: 160000, г. Вологда, Предтеченская ул., д. 19, ОГРН 1123525005548, ИНН 3525277760 (далее - Управление ветеринарии), Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новгородской и Вологодской областям, адрес: 173000, Новгородская обл., г. Великий Новгород, Нутная ул., д. 21/28, ОГРН 1055300904890, ИНН 5321101592 (далее - Управление Россельхознадзора), акционерное общество "Череповецкий мясокомбинат", адрес: 162604, Вологодская обл., г. Череповец, Школьная ул., д. 1, ОГРН 1023501248055, ИНН 3528008290 (далее - АО "Череповецкий мясокомбинат").
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 22.04.2020, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2020, признаны незаконными выраженные в письме от 26.07.2019 N ИХ.02-4163/19 действия Департамента по отказу Кооперативу в предоставлении 1 524 270 руб. субсидии на производство мяса свиней в целях возмещения части затрат на 1 кг живого веса молодняка свиней, выращенного и реализованного на убой в I квартале 2019 года, в количестве 508 090 кг. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано. На Департамент возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов Кооператива путем повторного рассмотрения заявления о предоставлении субсидии в той части, относительно которой в письме Департамента выражен отказ.
В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 22.04.2020 и постановление от 30.06.2020, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. По мнению подателя жалобы, отказ в предоставлении субсидии правомерен, поскольку часть представленных Кооперативом ветеринарно-сопроводительных документов содержала недостоверные сведения, а выводы судебных инстанций об обратном ошибочны.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с пунктом 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие. Департамент просил рассмотреть жалобу без участия своего представителя.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Кооператив обратился в Департамент с заявлением от 28.05.2019 о предоставлении за счет средств областного бюджета субсидии на производство мяса крупного рогатого скота и (или) свиней в целях возмещения части затрат на 1 кг живого веса молодняка крупного рогатого скота и (или) молодняка свиней, выращенного и реализованного на убой и (или) выращенного и отгруженного на собственную переработку, в части приобретения кормов, ветеринарных препаратов и (или) оплаты труда (с начислениями).
В числе документов для получения названной субсидии Кооператив представил в Департамент товарные накладные, товарно-транспортные накладные, ветеринарно-сопроводительные документы, исходя из величины фактического совокупного объема реализации на убой и отгрузки на собственную переработку мяса молодняка свиней в I квартале 2019 года, составляющего 837 927 кг живого веса (328 192 кг + 509 735 кг).
По результатам проверки документов на соответствие требованиям Порядка предоставления субсидий на производство мяса скота (утв. постановлением Правительства Вологодской области от 29.10.2018 N 960; далее - Порядок N 960) уведомлением Департамента от 28.06.2019 N 45 Кооператив извещен о принятии решения по предоставлению ему из областного бюджета субсидии.
На основании приказа Департамента от 28.06.2019 N 268 и заключенного 02.07.2019 договора N 225 Кооперативу последнему предоставлены 984 576 руб. субсидии, размер которой определен с учетом пункта 2.8 Порядка N 960 по ставке 3 руб. за килограмм живого веса молодняка свиней и величины фактического совокупного объема реализации на убой и отгрузки на собственную переработку мяса молодняка свиней в I квартале 2019 года, составляющего 328 192 кг живого веса (3 382 голов), в том числе:
- объем реализованного на убой мяса молодняка свиней - 175 125 кг живого веса (1 750 голов);
- объем отгруженного на собственную переработку молодняка свиней - 153 067 кг живого веса (1 632 головы).
В свою очередь письмом от 26.07.2019 N ИХ.02-4163/19 Департамент отказал Кооперативу в предоставлении субсидии на производство мяса свиней в части живого веса молодняка свиней в количестве 509 735 кг живого веса (837 927 кг - 328 192 кг), что соответствует субсидии в размере 1 529 205 руб. При этом отказ мотивирован выявлением допущенных в отношении некоторых партий молодняка свиней нарушений пункта 6 Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов (приложение 1 к приказу Минсельхоза России от 27.12.2016 N 589), что выразилось в оформлении части ветеринарных сопроводительных документов (далее - ВСД) на 2 - 5 дней раньше, чем были оформлены товарно-транспортные накладные (далее - ТТН).
Считая изложенный в письме от 26.07.2019 N ИХ.02-4163/19 отказ Департамента незаконным, Кооператив обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что оспариваемые действия Департамента не соответствуют абзацу седьмому пункта 2.3, пункту 2.7 Порядка N 960, нарушают права и законные интересы Кооператива в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем частично удовлетворили заявленные требования.
Вместе с тем суды признали правомерным отказ Департамента в предоставлении субсидии по факту реализации скота предпринимателю Джаназян С.Г. в объеме 1645 кг живого веса по ВСД N 1305266273 (ТТН от 09.01.2019 N 03). В этой части судебные акты сторонами не обжалуются.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены судебных актов в обжалуемой части и удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В пункте 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам, предпринимателям предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
На территории Вологодской области действует Порядок N 960, в котором определены категории и критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), имеющих право на получение субсидий на производство мяса скота, цели, условия и порядок предоставления субсидий.
Согласно пункту 1.4 Порядка N 960 (в редакции от 29.04.2019) получателями субсидий являются, в частности, сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), юридические лица, относящиеся к организациям, занимающимся сельскохозяйственным производством, в соответствии со статьей 3 Закона области от 08.05.2013 N 3047-ОЗ "О развитии сельского хозяйства в Вологодской области".
Субсидии предоставляются сельхозтоваропроизводителям, осуществляющим деятельность на территории Вологодской области и состоящим на учете в налоговых органах на территории Вологодской области на первое число месяца подачи заявления на предоставление субсидии, а также имевшим поголовье крупного рогатого скота и (или) свиней на 1 января года, в котором предоставляется субсидия (при предоставлении субсидии за 1, 2, 3 кварталы текущего года), или имевшим поголовье крупного рогатого скота и (или) свиней на 1 января года, предшествующего году предоставления субсидии (при предоставлении субсидии за 4 квартал года, предшествующего году предоставления субсидии).
В пункте 1.2 Порядка N 960 предусмотрено, что субсидии предоставляются на производство мяса крупного рогатого скота и (или) свиней в целях возмещения части затрат на 1 килограмм живого веса молодняка крупного рогатого скота и (или) молодняка свиней, выращенного и реализованного на убой и (или) выращенного и отгруженного на собственную переработку, в части приобретения кормов, ветеринарных препаратов и (или) оплаты труда (с начислениями).
В силу требований пункта 2.7 Порядка N 960 одним из оснований для отказа в предоставлении субсидий является недостоверность представленной сельхозтоваропроизводителем информации.
В настоящем случае отказ Департамента в предоставлении субсидии размере 1 529 205 руб. по 509 735 кг (в том числе и 1 645 кг) живого веса (837 927 кг - 328 192 кг) мотивирован тем, что ВСД оформлены на 2 - 5 дней раньше, чем выписаны соответствующие ТТН.
Проанализировав нормативно установленные требования к оформлению ВСД и исследовав обстоятельства, положенные в основу оспариваемого отказа, суды признали, что у Департамента не имелось оснований для непредоставления субсидии на возмещение затрат относительно 508 090 кг живого веса.
В соответствии с пунктом 7 Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме, утвержденного приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 N 589 (далее - Порядок N 589), при производстве подконтрольных товаров на территории Российской Федерации, их перемещении по территории Российской Федерации и переходе права собственности на них на территории Российской Федерации ВСД оформляются на основании:
сведений об эпизоотической ситуации места происхождения/отгрузки подконтрольных товаров;
результатов ветеринарно-санитарной экспертизы данной продукции или сырья, из которого она изготовлена, если ее проведение в отношении указанного подконтрольного товара или сырья для его производства требуется законодательством Российской Федерации;
лабораторных исследований, проведенных в лабораториях (испытательных центрах), входящих в систему органов и учреждений Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, или иных лабораториях (испытательных центрах), аккредитованных в национальной системе аккредитации, если их проведение в отношении указанного подконтрольного товара требуется законодательством Российской Федерации;
данных осмотра (ветеринарного освидетельствования, если данный подконтрольный товар представляет собой живых животных);
данных осмотра транспортного средства, в котором перемещается подконтрольный товар;
справки о ветеринарно-санитарном благополучии на молочных фермах поставщиков, выданной уполномоченным лицом органа или учреждения, входящего в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации на срок не более 1 месяца (при перемещении молока сырого, сливок сырых, сырого обезжиренного молока (обрата сырого) с молочных ферм поставщиков на молокоперерабатывающие предприятия);
иных методов контроля, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, положениями Порядка N 589 ТТН не предусмотрены в качестве основания для оформления ВСД.
В пункте 34 Порядка N 589 предусмотрено, что в заявке на оформление ВСД заявитель указывает данные:
о подконтрольном товаре, на который необходимо оформить ВСД;
о цели оформления ВСД (оформление производственной партии, переход права собственности, перемещение);
о транспортном средстве, используемом для перемещения (при перемещении подконтрольного товара);
о месте отправления и месте назначения, условиях транспортировки (при перемещении подконтрольного товара).
Согласно пункту 39 Порядка N 589 основаниями для отказа в оформлении ВСД являются:
предоставление заявителем недостоверных или неполных данных о подконтрольном товаре;
несоответствие подконтрольного товара требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;
несоответствие заявленного режима транспортировки или транспортного средства требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;
отсутствие у лица, которому направлена заявка, прав производить оформление ВСД на данный подконтрольный товар;
отсутствие в ФГИС требующихся для оформления ВСД данных о подконтрольном товаре в случае, если в заявке указано, что заявка должна быть рассмотрена ФГИС в автоматическом режиме;
отсутствие у владельца (перевозчика) или получателя (приобретателя) прав направлять (получать) подконтрольный товар;
наличие ограничений на вывоз с территории, откуда производится вывоз подконтрольного товара, или на ввоз на территорию, куда осуществляется ввоз подконтрольного товара;
наличие запрета или ограничений на перевозку подконтрольного товара с территории отправления на территорию назначения.
Наличие приведенных выше оснований для отказа в оформлении спорных ВСД судами не установлено, соответствующие доказательства в материалы дела не представлены.
В пункте 13 Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, также утвержденных приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 N 589, предусмотрено, что ВСД действительны:
при оформлении произведенной партии подконтрольных товаров - с момента оформления и до истечения срока годности, реализации, подконтрольного товара;
при оформлении перемещаемой (перевозимой) партии подконтрольного товара - с момента оформления и до окончания перемещения (перевозки) подконтрольного товара;
при оформлении перехода права собственности на партию подконтрольного товара - с момента начала процедуры перехода права собственности на подконтрольный товар до ее окончания;
при оформлении ВСД на животных - в течение 5 дней до даты перевозки и до окончания перевозки и/или реализации животных.
Из изложенного следует, что дата перевозки подконтрольного товара может не совпадать с датой оформления ВСД. При этом положения пункта 6 Ветеринарных правил, на который ссылается Департамент, не свидетельствуют об обратном.
Суды отметили, что согласно абзацу седьмому пункта 2.3 Порядка N 960 субсидии предоставляются именно исходя из фактических объемов реализованного и/или отгруженного на собственную переработку мяса молодняка свиней.
Таким образом, суды правомерно заключили, что само по себе несовпадение дат оформления ВСД и ТТН не может свидетельствовать о наличии достаточных оснований для вывода о недостоверности представленных Кооперативом сведений о выращивании им и реализации в I квартале 2019 года на убой молодняка свиней в отношении спорного объема - 508 090 кг живого веса.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявленные требования в указанной части и в порядке, предусмотренном статьей 201 АПК РФ, обязали Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Иное толкование подателем жалобы положений Ветеринарных правил основанием для удовлетворения кассационной жалобы не является.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, суды правильно применили нормы материального и процессуального права, в связи с чем кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки доказательств и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 22.04.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2020 по делу N А13-18599/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.