г. Вологда |
|
30 июня 2020 г. |
Дело N А13-18599/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 30 июня 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Докшиной А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Левшиной С.С.,
при участии от Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области Солонниковой М.В. по доверенности от 09.01.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 22 апреля 2020 года по делу N А13-18599/2019,
УСТАНОВИЛ:
сельскохозяйственный производственный кооператив "Агрофирма Красная Звезда" (ОГРН 1033500000203, ИНН 3507011492; адрес: 160515, Вологодская область, Вологодский район, поселок Семенково; далее - кооператив, СХПК "Агрофирма Красная Звезда") обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области (ОГРН 1103525003207, ИНН 3525236499; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Предтеченская, дом 19; далее - департамент) о признании незаконными выраженных в письме от 26.07.2019 N ИХ.02-4163/19 действий по отказу в предоставлении субсидии на сумму 1 529 205 руб. на часть молодняка свиней, сданного на убой в I квартале 2019 года, в количестве 509 735 кг.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: бюджетное учреждение ветеринарии Вологодской области "Вологодская районная станция по борьбе с болезнями животных" (ОГРН 1133525005514, ИНН 3525297332; адрес: 160022, Вологодская область, город Вологда, улица Пошехонское шоссе, 38в; далее - районная станция), Управление ветеринарии с государственной ветеринарной инспекцией Вологодской области (ОГРН 1123525005548 ИНН 3525277760; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Предтеченская, дом 19; далее - управление ветеринарии), Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новгородской и Вологодской областям (ОГРН 1055300904890, ИНН 5321101592; адрес: 173000, Новгородская область, Великий Новгород, улица Нутная, 21/28; далее - управление по ветеринарному надзору), акционерное общество "Череповецкий мясокомбинат" (ОГРН 1023501248055, ИНН 3528008290; адрес: 162604, Вологодская область, город Череповец, улица Школьная, дом 1; далее - АО "Череповецкий мясокомбинат").
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 22 апреля 2020 года признаны незаконными, как не соответствующие Порядку предоставления субсидий на производство мяса скота, утвержденному постановлением Правительства Вологодской области от 29.10.2018 N 960 (далее - Порядок N 960), выраженные в письме от 26.07.2019 N ИХ.02-4163/19 действия департамента по отказу кооперативу в предоставлении 1 524 270 руб. субсидии на производство мяса свиней в целях возмещения части затрат на 1 кг живого веса молодняка свиней, выращенного и реализованного на убой в I квартале 2019 года, в количестве 508 090 кг. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. На департамент возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов кооператива путем повторного рассмотрения сообразно с Порядком N 960, заявления кооператива от 28.05.2019 о предоставлении субсидии в той части, относительно которой в письме департамента от 26.07.2019 N ИХ.02-4163/19 выражен отказ в предоставлении 1 524 270 руб. субсидии на производство мяса свиней в целях возмещения части затрат на 1 кг живого веса молодняка свиней, выращенного и реализованного на убой в I квартале 2019 года, в количестве 508 090 кг.
Департамент с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в части удовлетворения требований кооператива. Ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и на неисследованность в полном объеме всех представленных доказательств и заявленных доводов.
Кооператив и третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
СХПК "Агрофирма Красная Звезда", районная станция, управление ветеринарии, управление по ветеринарному надзору, АО "Череповецкий мясокомбинат" надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя департамента, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, СХПК "Агрофирма Красная Звезда" обратился в департамент с заявлением от 28.05.2019 о предоставлении за счет средств областного бюджета субсидии на производство мяса крупного рогатого скота и (или) свиней в целях возмещения части затрат на 1 кг живого веса молодняка крупного рогатого скота и (или) молодняка свиней, выращенного и реализованного на убой и (или) выращенного и отгруженного на собственную переработку, в части приобретения кормов, ветеринарных препаратов и (или) оплаты труда (с начислениями) (далее - субсидия на производство мяса свиней).
В числе прочих документов для получения названной субсидии им представлены в департамент товарные накладные, товарно-транспортные накладные, ветеринарно-сопроводительные документы (далее - ВСД), исходя из величины фактического совокупного объема реализации на убой и отгрузки на собственную переработку мяса молодняка свиней в I квартале 2019 года, составляющей 837 927 кг живого веса (328 192 кг + 509 735 кг).
По результатам проверки представленных заявителем документов на соответствие условиям и требованиям, предусмотренным Порядком N 960, департамент направил в адрес заявителя уведомление от 28.06.2019 N 45 о принятии решения о предоставлении кооперативу субсидии из областного бюджета.
На основании приказа департамента от 28.06.2019 N 268 "О предоставлении субсидий" и заключенного департаментом с заявителем договора от 02.07.2019 N 225 кооперативу предоставлена из областного бюджета субсидия на производство мяса свиней в размере 984 576 руб., определенном с учетом положений пункта 2.8 Порядка N 960 по ставке 3 руб. за килограмм живого веса молодняка свиней и величины фактического совокупного объема реализации на убой и отгрузки на собственную переработку мяса молодняка свиней в I квартале 2019 года, составляющей 328 192 кг живого веса (3 382 голов), в том числе:
- объем реализованного на убой мяса молодняка свиней в первом квартале 2019 года - 175 125 кг живого веса (1 750 голов);
- объем отгруженного на собственную переработку молодняка свиней в первом квартале 2019 года - 153 067 кг живого веса (1 632 головы).
Также по результатам проверки документов кооператива департаментом заявителю направлено письмо от 26.07.2019 N ИХ.02-4163/19 (с приложенным к нему расчетом), в котором сообщено об отказе в предоставлении субсидии на производство мяса свиней в части живого веса молодняка свиней, выращенного и реализованного на убой в I квартале 2019 года, в количестве 509 735 кг живого веса (837 927 кг - 328 192 кг), что соответствует субсидии в размере 1 529 205 руб. При этом отказ мотивирован выявлением допущенных в отношении некоторых партий молодняка свиней нарушений пункта 6 Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов (приложение 1 к приказу Минсельхоза России от 27.12.2016 N 589), что выразилось в оформлении части ВСД на 2 - 5 дней раньше, чем товарно-транспортных накладных (далее - ТТН).
Кооператив, не согласившись с изложенным в письме департамента от 26.07.2019 N ИХ.02-4163/19 отказом в предоставлении субсидии, обратился в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
При рассмотрении настоящего спора суд первой инстанции отказал в признании недействительными действий по отказу в предоставлении субсидии по факту реализации скота предпринимателю Джаназян С.Г. в объеме 1 645 кг живого веса по ВСД N 1305266273 (ТТН от 09.01.2019 N 03), поскольку в названном ВСД указана цель реализации "товарное выращивание", в то время как условием предоставления субсидии является выращивание и реализация свиней на убой и (или) выращивание и отгрузка свиней на собственную переработку.
Удовлетворяя заявленные требования в остальной части, суд также правомерно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо, которые приняли такие акты и решения.
Положениями пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
На территории Вологодской области по вопросу предоставления субсидий на производство мяса скота утвержден Порядок N 960, который определяет в том числе категории и критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), имеющих право на получение субсидий на производство мяса скота (далее - субсидия, субсидии), цели, условия и порядок предоставления субсидий.
Согласно пункту 1.4 этого Порядка (в редакции от 29.04.2019) получателями субсидий являются, в частности, сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), юридические лица, относящиеся к организациям, занимающимся сельскохозяйственным производством, в соответствии со статьей 3 Закона области от 08.05.2013 N 3047-ОЗ "О развитии сельского хозяйства в Вологодской области" (далее - сельхозтоваропроизводители).
Субсидии предоставляются сельхозтоваропроизводителям, осуществляющим деятельность на территории Вологодской области и состоящим на учете в налоговых органах на территории Вологодской области на первое число месяца подачи заявления на предоставление субсидии, а также имевшим поголовье крупного рогатого скота и (или) свиней на 1 января года, в котором предоставляется субсидия (при предоставлении субсидии за 1, 2, 3 кварталы текущего года), или имевшим поголовье крупного рогатого скота и (или) свиней на 1 января года, предшествующего году предоставления субсидии (при предоставлении субсидии за 4 квартал года, предшествующего году предоставления субсидии).
Пунктом 1.2 Порядка N 960 предусмотрено, что субсидии предоставляются на производство мяса крупного рогатого скота и (или) свиней в целях возмещения части затрат на 1 килограмм живого веса молодняка крупного рогатого скота и (или) молодняка свиней, выращенного и реализованного на убой и (или) выращенного и отгруженного на собственную переработку, в части приобретения кормов, ветеринарных препаратов и (или) оплаты труда (с начислениями).
Пунктом 2.5 указанного Порядка установлено, что департамент в течение 15 рабочих дней со дня окончания срока приема документов рассматривает представленные документы и осуществляет в соответствии с установленной департаментом процедурой проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий на предмет соответствия представленных документов требованиям настоящего Порядка, соответствия сельхозтоваропроизводителя и произведенных им затрат требованиям, установленным пунктами 1.4, 2.8, 2.9 настоящего Порядка (с учетом соблюдения требований к дате, на которую должно быть установлено соответствие), и условиям, предусмотренным настоящим разделом, и оформляет справку о результатах проверки. По результатам проверки принимается решение о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии с указанием причин отказа.
Пунктом 2.7 Порядка N 960 (в редакции от 29.04.2019) предусмотрено, что одним из оснований для отказа в предоставлении субсидий является недостоверность представленной сельхозтоваропроизводителем информации.
Как отмечалось ранее, отказ в предоставлении субсидии размере 1 529 205 руб. по 509 735 кг (в том числе и 1 645 кг) живого веса (837 927 кг - 328 192 кг) мотивирован тем, что ВСД оформлены на 2 - 5 дней раньше, чем выписаны соответствующие ТТН, детально отраженные в решении суда.
Вместе с тем суд верно отметил, что у департамента не имелось основания для отказа в предоставлении субсидии, возмещающей затраты относительно 508 090 кг живого веса.
Согласно пункту 7 статьи 2.3 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" форма и порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов, за исключением формы и порядка оформления, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, устанавливаются ветеринарными правилами организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов.
Пунктом 7 Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме, утвержденного приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 N 589 (далее - Порядок N 589) предусмотрено, что при производстве подконтрольных товаров на территории Российской Федерации, их перемещении по территории Российской Федерации и переходе права собственности на них на территории Российской Федерации ВСД оформляются на основании:
сведений об эпизоотической ситуации места происхождения/отгрузки подконтрольных товаров;
результатов ветеринарно-санитарной экспертизы данной продукции или сырья, из которого она изготовлена, если ее проведение в отношении указанного подконтрольного товара или сырья для его производства требуется законодательством Российской Федерации;
лабораторных исследований, проведенных в лабораториях (испытательных центрах), входящих в систему органов и учреждений Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, или иных лабораториях (испытательных центрах), аккредитованных в национальной системе аккредитации, если их проведение в отношении указанного подконтрольного товара требуется законодательством Российской Федерации;
данных осмотра (ветеринарного освидетельствования, если данный подконтрольный товар представляет собой живых животных);
данных осмотра транспортного средства, в котором перемещается подконтрольный товар;
справки о ветеринарно-санитарном благополучии на молочных фермах поставщиков, выданной уполномоченным лицом органа или учреждения, входящего в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации на срок не более 1 месяца (при перемещении молока сырого, сливок сырых, сырого обезжиренного молока (обрата сырого) с молочных ферм поставщиков на молокоперерабатывающие предприятия);
иных методов контроля, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Из вышеприведенных норм следует, что ТТН не предусмотрена в качестве основания для оформления ВСД.
В соответствии с пунктом 34 Порядка N 589 (приложение 2), предусмотрено, что в заявке на оформление ВСД заявитель указывает данные:
о подконтрольном товаре, на который необходимо оформить ВСД;
о цели оформления ВСД (оформление производственной партии, переход права собственности, перемещение);
о транспортном средстве, используемом для перемещения (при перемещении подконтрольного товара);
о месте отправления и месте назначения, условиях транспортировки (при перемещении подконтрольного товара).
Пунктом 39 Порядка N 589 определено, что основаниями для отказа в оформлении ВСД являются:
предоставление заявителем недостоверных или неполных данных о подконтрольном товаре;
несоответствие подконтрольного товара требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;
несоответствие заявленного режима транспортировки или транспортного средства требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;
отсутствие у лица, которому направлена заявка, прав производить оформление ВСД на данный подконтрольный товар;
отсутствие в ФГИС требующихся для оформления ВСД данных о подконтрольном товаре в случае, если в заявке указано, что заявка должна быть рассмотрена ФГИС в автоматическом режиме;
отсутствие у владельца (перевозчика) или получателя (приобретателя) прав направлять (получать) подконтрольный товар;
наличие ограничений на вывоз с территории, откуда производится вывоз подконтрольного товара, или на ввоз на территорию, куда осуществляется ввоз подконтрольного товара;
наличие запрета или ограничений на перевозку подконтрольного товара с территории отправления на территорию назначения.
При этом доказательства, позволяющие установить наличие вышеприведенных оснований для отказа в оформлении спорных ВСД, в материалы дела не представлены.
Пунктом 13 Ветеринарных правил предусмотрено, что ВСД действительны:
при оформлении произведенной партии подконтрольных товаров - с момента оформления и до истечения срока годности, реализации, подконтрольного товара;
при оформлении перемещаемой (перевозимой) партии подконтрольного товара - с момента оформления и до окончания перемещения (перевозки) подконтрольного товара;
при оформлении перехода права собственности на партию подконтрольного товара - с момента начала процедуры перехода права собственности на подконтрольный товар до ее окончания;
при оформлении ВСД на животных - в течение 5 дней до даты перевозки и до окончания перевозки и/или реализации животных.
Из вышеприведенных норм следует, что дата перевозки подконтрольного товара может не совпадать с датой оформления ВСД.
Положения пункта 6 Ветеринарных правил, на который ссылается Департамент, не свидетельствуют об обратном.
Из положений абзаца седьмого пункта 2.3 Порядка N 960 следует, что субсидии предоставляются именно исходя из фактических объемов реализованного и/или отгруженного на собственную переработку мяса молодняка свиней.
В связи с этим, как верно отметил суд первой инстанции, само по себе несовпадение дат оформления ВСД и ТТН не может свидетельствовать о наличии достаточных оснований для вывода о недостоверности представленной СПК "Агрофирма Красная Звезда" информации о факте выращивания им и реализации в I квартале 2019 года на убой молодняка свиней в части спорного объема - 508 090 кг живого веса.
Следовательно, действия департамента не соответствуют абзацу седьмому пункта 2.3, пункту 2.7 Порядка N 960 и нарушают права и законные интересы кооператива в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что влечет их признание незаконными.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании бездействия органов местного самоуправления должны содержаться указание на признание оспариваемого бездействия незаконным и обязанность соответствующих органов местного самоуправления совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Способ устранения последствий незаконного действия по отказу выбран судом первой инстанции правильно.
Довод подателя жалобы относительно неотражения в судебном акте всех имеющихся в деле доказательств либо доводов сторон подлежит отклонению, поскольку не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной проверки и оценки.
Иные доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, так как не опровергают правомерность его выводов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Оснований для отмены судебного акта не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 22 апреля 2020 года по делу N А13-18599/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-18599/2019
Истец: СПК "Агрофирма Красная звезда"
Ответчик: Департамент сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области
Третье лицо: АО "Череповецкий мясокомбинат", Бюджетное учреждение ветеринариии Вологодской области "Вологодская районная станция по борьбе с болезнями животных", Управление ветеринарии с Госветинспекцией Вологодской области, Управление Россельхознадзора по Новгородской и Вологодской областям
Хронология рассмотрения дела:
01.10.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3165/20
30.06.2020 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4163/20
22.04.2020 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-18599/19
11.11.2019 Определение Арбитражного суда Вологодской области N А13-18599/19