07 октября 2020 г. |
Дело N А56-101762/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Сапоткиной Т.И., Сергеевой И.В.,
при участии от акционерного общества "Совхоз Всеволожский" Румянцева О.С. (доверенность от 04.02.2020), от администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области Мирзаханян Д.Г. (доверенность от 25.12.2019), от Коломейцева Степана Васильевича Кригера А.С. (доверенность от 14.03.2020),
рассмотрев 30.09.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Совхоз Всеволожский" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.03.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2020 по делу N А56-101762/2019,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Совхоз Всеволожский", адрес: 188686, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, дер. Разметелево, д. 12, ОГРН 1024700554273, ИНН 4703007832 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным отказа администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, адрес: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское ш., д. 138, ОГРН 1064703000911, ИНН 4703083640 (далее - Администрация), выраженного в письме от 01.10.2019 N 8044/1076, подготовленном в ответ на заявление Общества от 10.07.2019 о выкупе арендуемого им земельного участка площадью 251 110 кв. м с кадастровым номером 47:07:1047001:106, находящегося по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский муниципальный р-н, Колтушское с.п., уч. Мокрый Луг, а также обязании устранить допущенные нарушения прав заявителя путем направления ему проекта договора купли-продажи указанного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области", адрес: 197342, Санкт-Петербург, Старобельская ул., д. 4, лит. Б, пом. 23-Н, ОГРН 1027807589864, ИНН 4703014156 (далее - Управление), Гребенкин Степан Геннадьевич и Коломейцев Степан Васильевич.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.03.2020 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2020 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 24.03.2020 и постановление от 14.07.2020, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Податель жалобы считает, что суд первой инстанции необоснованно отклонил ходатайство Общества об уточнении заявленных по настоящему делу требований в части их дополнения требованиями об обязании Администрации устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем подачи в федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации. кадастра и картографии" (далее - Кадастровая палата) заявления об учете изменений земельного участка с кадастровым номером 47:07:1047001:106, вытекающих из судебных актов по делу N 2-4056/2019 и 2-1094/2018, и направления заявителю в срок не позднее одного месяца с момента учета Кадастровой палатой изменений участка с кадастровым номером 47:07:1047001:106 проекта договора купли-продажи названного земельного участка.
Суды, по мнению Общества, не учли, что оно приступило к осуществлению сельскохозяйственной деятельности на земельном участке, и неправомерно посчитали, что выявленные Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям (далее - Россельхознадзор) при использовании участка нарушения, препятствуют его выкупу.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представители Администрации и Коломейцева С.Г. возражали против ее удовлетворения, просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Иные участвующие в деле лица извещены в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте рассмотрения дела, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 Кодекса не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании постановления от 05.11.2014 N 3456 Администрация (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор от 16.03.2015 N 5468/1.6-08, в соответствии с которым Обществу предоставлен в аренду земельный участок площадью 251 110 кв. м с кадастровым номером 47:07:1047001:106, расположенный по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский муниципальный р-н, Колтушское с.п., уч. Мокрый Луг, с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования", сроком до 30.10.2019.
В пункте 1.1 договора были установлены особые условия предоставления названного участка, а именно:
- надлежащее рациональное использование по целевому назначению (для ведения сельскохозяйственного производства),
- выполнение обязательных мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного производства.
Общество обратилось в Администрацию с заявлением от 10.07.2019 о выкупе арендуемого им земельного участка, приложив к нему копию договора аренды, выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) на указанный участок и единого государственного реестра юридических лиц.
Письмом от 01.08.2019 N 5898/1016Ж, направленным в адрес Управления, Администрация в связи с поступившим от Общества заявлением просило представить ей информацию о наличии или отсутствии мелиоративных сооружений, в том числе находящихся в собственности адресата или его оперативном управлении, в границах спорного участка.
В ответ на данное письмо Управление сообщило Администрации о том, что испрашиваемый Обществом участок расположен в границах мелиоративной системы "Мокрый луг" площадью 466 га (4 660 000 кв. м), введенной в эксплуатацию в 1973 году, в рамках которой имеются каналы государственной межхозяйственной осушительной сети МК-1 и МК-2 общей протяженностью 3,95 км, находящиеся в оперативном управлении названного учреждения и являющиеся водными объектами, что подтверждается выписками из ЕГРН от 17.09.2019 N 99/2019/284516224, 99/2019/284514554 и 99/2019/284514554, согласно которым на спорном участке находятся сооружения ирригационных и мелиоративных систем (межхозяйственные каналы 1964 и 1973 годов постройки) с кадастровыми номерами 47:07:1047001:128 и 47:07:1047001:129 протяженностью 1669 м и 2170 м соответственно, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации.
На основании полученных от Управления сведений Администрация письмом от 12.09.2019 N 6219/2016 уведомила Общество об отказе в предоставлении испрашиваемого участка со ссылкой на нахождение в его границах объектов недвижимости, закрепленных на вещном праве за Управлением. Также Администрация в этом же письме указала, что в целях повторного рассмотрения вопроса по данном участку управлением архитектуры и градостроительства Администрации в Россельхознадзор направлены запросы о наличии или отсутствии у него информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого участка.
Письмом от 11.09.2019 N 981-09 Россельхознадзор сообщил Администрации о том, что в 2018 году проводилась плановая проверка соблюдения Обществом требований земельного законодательства на спорном участке, по результатам которой данная организация в соответствии с постановлением от 28.01.2019 N ОЗН-01/18-605 была признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) (невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель), также Обществу было выдано предписание об устранении выявленного нарушения в срок до 17.07.2019, однако по результатам внеплановой проверки в июле 2019 года установлено, что данное предписание так и не было исполнено, в связи с чем в отношении Общества составлено новое предписание сроком до 23.04.2020.
После получения указанной информации Администрация письмом от 01.10.2019 N 8044/1016 уведомила Общество о том, что по результатам повторного рассмотрения его обращения вновь отказывает ему в заключении договора купли-продажи спорного участка ввиду не только ранее указанных причин (наличия на участке упомянутых каналов государственной осушительной сети), но также и нарушения заявителем требований Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" (статьи 8), а также части 2 статьи 13 и статьи 42 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ).
Общество, полагая, что отказ Администрации является незаконным и нарушает его права на приобретение в собственность арендуемого земельного участка, обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суды первой и апелляционной инстанций не установили наличия правовых оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене в связи со следующим.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 названной статьи.
В силу подпункта 9 пункта 2 этой же статьи Кодекса без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Как установили суды, постановлением Россельхознадзора от 28.01.2019 N ОЗН-01/18-605 Общество было привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, за невыполнение в отношении спорного участка установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Доказательства, подтверждающие исполнение Обществом вынесенных в отношение него предписаний об устранении допущенных нарушений, заявителем не представлены.
Суды учли, что решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 06.11.2019 по делу N 2-4056/2019 признаны недействительными результаты межевания участка с кадастровым номером 47:07:1047001:106 в связи с нахождением в его границах участка, принадлежащего гражданину Коломейцеву С.В., и аналогичного судебного акта от 29.08.2018 по делу N 2-1094/18, принятого по иску Гребенкина С.Г., и обоснованно указали, что спорный участок в существующих границах не может являться предметом договора купли-продажи.
При таком положении суды, правильно применив положения подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ и не установив совокупности предусмотренных статьей 198 АПК РФ оснований для признания оспариваемого отказа Администрации в предоставлении в собственность земельного участка, правомерно отказали в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Довод подателя жалобы о необоснованном отклонении судом первой инстанции его ходатайства об уточнении исковых требований несостоятелен.
Согласно статье 49 АПК РФ истец при рассмотрении дела в суде первой инстанции вправе изменить предмет или основание иска, уменьшить или увеличить размер исковых требований.
Из содержания ходатайства об уточнении заявления следует, что Обществом были предъявлены дополнительные требования, не указанные при обращении в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу. Эти дополнительные требования связаны с неисполнением, по мнению Общества, Администрацией обязанности по уточнению границ земельного участка в связи с признанием в судебном порядке недействительными результатов его межевания, и направлены на понуждение Администрации к исполнению такой обязанности, то есть имеют самостоятельные предмет и основание.
Положениями статьи 49 АПК РФ не предусмотрена возможность предъявления в рамках уже рассматриваемого дела дополнительных требований, соответственно, суд первой инстанции правомерно не принял такие дополнительно заявленные требования с иными предметом и основанием, отличными от первоначально заявленных.
Выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.03.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2020 по делу N А56-101762/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Совхоз Всеволожский" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.