09 октября 2020 г. |
Дело N А66-11127/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Кадулина А.В., Преснецовой Т.Г.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области Лисицыной В.С. (доверенность от 08.10.2019 N 03-38/24), от Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области Лисицыной В.С. (доверенность от 14.04.2020 N 07-32/23),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 02.12.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2020 по делу N А66-11127/2019,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области, адрес: 171983, Тверская обл., Бежецкий р-н, г. Бежецк, Заводская ул., д. 9, ОГРН 1046902009021, ИНН 6906006980 (далее - Инспекция), обратилась в Арбитражный суд Тверской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, адрес: 170100, Тверская обл., г. Тверь, Советская ул., д. 33, ОГРН 1106952029315, ИНН 6950125150 (далее - Управление Росимущества), об обязании изъять из оперативного управления Инспекции административное здание площадью 433,4 кв. м, расположенное по адресу: Тверская обл., п. Максатиха, ул. им. Василенкова, д. 2а, и прекратить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком общей площадью 357 кв. м с кадастровым номером 69:20:070124:0024 по тому же адресу; обязании Управления Росимущества принять названные объекты в состав казны Российской Федерации, подписав акты их приема-передачи до 31.12.2019 (с учетом уточнения требований).
Решением от 02.12.2019 исковые требования удовлетворены; Управлению Росимущества установлен месячный срок со дня вступления решения в законную силу для принятия объектов в казну Российской Федерации с подписанием актов их приема-передачи.
Определением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2020 в порядке процессуального правопреемства произведена замена истца - Инспекции на Управление Федеральной налоговой службы по Тверской области, адрес: 170100, Тверская обл., г. Тверь, ул. Вагжанова, д. 23, ОГРН 1046900100653, ИНН 6905006017 (далее - Управление ФНС).
Постановлением апелляционного суда от 11.06.2020 решение от 02.12.2019 оставлено без изменения.
Управление Росимущества в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на то, что истец не представил доказательства неиспользования спорных объектов, в настоящее время ответчик в соответствии с разъяснениями Федерального агентства по управлению государственным имуществом ведет работу по подбору потенциальных пользователей данного имущества.
Управление ФНС в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая доводы Управления Росимущества несостоятельными, выводы судов - правильными.
В судебном заседании представитель Управления ФНС, одновременно представляющий интересы Инспекции, против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Управление Росимущества о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако в суд своего представителя не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в собственности Российской Федерации находятся административное здание площадью 433,4 кв. м с кадастровым номером 69:20:0150400:474 и земельный участок общей площадью 357 кв. м с кадастровым номером 69:20:070124:0024, расположенные по адресу: Тверская обл., п. Максатиха, ул. им. Василенкова, д. 2а.
В отношении административного здания за Инспекцией 28.11.2004 зарегистрировано право оперативного управления, в отношении земельного участка 23.12.2005 - право постоянного (бессрочного) пользования.
Инспекция неоднократно обращалась в Управление Росимущества по вопросу об изъятии здания из оперативного управления в связи с его неиспользованием и о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Изъятие административного здания и прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком согласованы Федеральной налоговой службой, Управлением ФНС.
Поскольку во внесудебном порядке указанный вопрос решен не был, Инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право оперативного управления имуществом относятся к вещным правам наряду с правом собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 названного Кодекса учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное за учреждением, может быть изъято собственником имущества. Имуществом, изъятым у учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению (пункт 2 названной статьи).
Как установлено пунктом 3 статьи 299 упомянутого Кодекса, право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено этим Кодексом, прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у учреждения по решению собственника.
Статьей 235 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве одного из оснований прекращения права собственности предусмотрен отказ собственника от права собственности.
Согласно пункту 1 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на земельный участок на условиях и в порядке, которые определены статьей 53 данного Кодекса.
Таким образом, отказ учреждения от права оперативного управления на имущество и землепользователя от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком предусмотрен законом в качестве основания прекращения права.
Суды, приняв во внимание, что спорное имущество не используется Инспекцией для осуществления своей деятельности, отказ от права согласован с Управлением ФНС и Федеральной налоговой службой, правомерно в соответствии с приведенными выше положениями гражданского и земельного законодательства пришли к выводу, что Инспекция вправе отказаться от закрепленного за ней на праве оперативного управления имущества и предоставленного ей в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка, и в отсутствие доказательств правомерности бездействия Управления Росимущества по принятию не используемого Инспекцией имущества в казну Российской Федерации удовлетворили исковые требования.
Доводы подателя жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводы судов о наличии у Инспекции права на отказ от вещных прав в отношении закрепленного за ней имущества, что влечет для собственника соответствующие правовые последствия в виде принятия этого имущества в казну независимо от того, каким образом собственник намерен распорядиться этим имуществом в дальнейшем. В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Управление Росимущества в подтверждение своих возражений на иск не представило доказательства того, что Инспекция продолжает использовать административное здание в соответствии с целями своей деятельности.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 02.12.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2020 по делу N А66-11127/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.