г. Вологда |
|
11 июня 2020 г. |
Дело N А66-11127/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 11 июня 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Ралько О.Б. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Левшиной С.С.
при участии от Управления федеральной налоговой службы по Тверской области Соколовой А.С. по доверенности от 17.03.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" посредством онлайн-заседания апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 02 декабря 2019 года по делу N А66-11127/2019,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области (адрес: 171983, Тверская область, район Бежецкий, город Бежецк, улица Заводская, дом 9; ОГРН 1046902009021, ИНН 6906006980; далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области (адрес: 170100, город Тверь, улица Советская, дом 33; ОГРН 1106952029315, ИНН 6950125150; далее - Управление) об изъятии из оперативного управления истца административного здания общей площадью 433,4 кв. м (РНФИ П12690001065), расположенного по адресу: Тверская обл., п. Максатиха, ул. им. Василенкова, д. 2а в срок до 31.12.2019; возложении на Управление обязанности прекратить право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок общей площадью 357 кв. м (кадастровый номер 69:20:070124:0024, РФНИ П11690000338), расположенный по адресу: Тверская обл., п. Максатиха, ул. им. Василенкова, д. 2а в срок до 31.12.2019 и принять административное здание общей площадью 433,4 кв. м (РНФИ П12690001065) и земельный участок общей площадью 357 кв.м (кадастровый номер 69:20:070124:0024, РФНИ П11690000338), расположенные по адресу: Тверская обл., п. Максатиха, ул. им. Василенкова, д. 2а в состав казны Российской Федерации, подписав акты их приема-передачи в срок до 31.12.2019 (с учетом уточнений, принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 02.12.2019 исковые требования удовлетворены.
Управление с решением не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что истец не представил доказательств, свидетельствующих о неиспользовании вышеуказанного имущества.
Инспекция заявила ходатайство о замене истца по настоящему делу, в связи со сменой правообладателя спорного имущества, на Управление федеральной налоговой службы по Тверской области (далее - УФНС).
Определением суда от 30.04.2020 произведена замена истца по настоящему делу с Инспекции на ее правопреемника - УФНС, рассмотрение апелляционной жалобы отложено 04.06.2020.
Стороны извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы. Ответчик представителя в судебное заседание не направил.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу и представитель в судебном заседании против доводов жалобы возражали.
Заслушав представителя УФНС, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Российской Федерации на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества: административное здание общей площадью 433,4 кв.м. (РНФИ П12690001065), расположенное по адресу: Тверская обл., п. Максатиха, ул. им.. Василенкова, д. 2а и земельный участок общей площадью 357 кв.м. (кадастровый номер 69:20:070124:0024, РФНИ П11690000338), расположенный по адресу: Тверская обл., п.Максатиха, ул. им. Василенкова, д. 2а.
Названное федеральное имущество зарегистрировано на праве оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования за инспекцией, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации от 21.05.2008 N N 69-АБ 201531, 69АБ 201533.
Как указывал истец, он не использует закрепленное за ним на праве оперативного управления административное здание и предоставленный на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок, расположенные по адресу: Тверская обл., п. Максатиха, ул. им. Василенкова, д. 2а. При этом закрепление за истцом спорных объектов возлагает на Инспекцию дополнительное бремя по его содержанию, что приводит к неэффективному использованию бюджетных средств.
В связи с поступлением обращений УФНС и Инспекцией было согласовано изъятие из оперативного управления и прекращение права постоянного (бессрочного) пользования спорных объектов для передачи их в казну Российской Федерации (письмо от 19.12.2018 N АС-4-10/24706@).
Инспекция неоднократно обращалась в Управление с просьбой рассмотреть вопрос об изъятии из оперативного управления административного здания и предоставленный на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок, расположенные по адресу: Тверская обл., п. Максатиха, ул. им. Василенкова, д. 2а (письма от 16.01.2019 N 02-224/00455, 29.04.2019 N 02-224/07449, 20.06.2019 N 02-224/10725).
В ответах Управление от 08.02.2019 N 495/03, 11.02.2019 и 15.02.2019 N 589-02 сообщило о том, что ведется работа по подбору потенциальных пользователей на указанное имущество.
Отсутствие со стороны ответчика решения вопроса о прекращении права оперативного управления и права постоянного (бессрочного) пользования, неиспользуемого Инспекцией имущества и передаче его в казну, послужило основанием для обращения в арбитражный суд Тверской области с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции признал требования законными и обоснованными.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения судебного акта.
Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
В силу пункта 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" (далее - Положение N 432) Росимущество осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Пунктом 4 Положения N 432 предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В силу пункта 4 Типового положения о территориальном органе Агентства, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374 (далее - Типовое положение), территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.
Из пункта 4.1.9 Типового положения следует, что территориальный орган самостоятельно закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
Следовательно, ответчик обладает необходимой компетенцией по распоряжению спорным имуществом, в том числе правом его изъятия из оперативного управления и прекращения права постоянного (бессрочного) пользования.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что право оперативного управления и право постоянного (бессрочного) пользования на спорные объекты недвижимости, в данном случае, может быть прекращено по иску УФНС, а Управление как уполномоченный орган собственника должно принять решение об изъятии спорных объектов в казну Российской Федерации и осуществить фактические действия по принятию этого имущества.
В связи с чем заявленные требования обоснованно удовлетворены.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы процессуального права применены правильно. Оснований для изменения решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины, поэтому государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в федеральный бюджет не взыскивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 02 декабря 2019 года по делу N А66-11127/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
О.Б. Ралько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-11127/2019
Истец: Межрайонная Инспекция Федеральной Налоговой Службы России N 2 по Тверской области
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области
Третье лицо: УФНС по Тверской области