13 октября 2020 г. |
Дело N А56-95263/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Захаровой М.В. и Кадулина А.В.,
при участии от Бобровой А.Ю. - Викентьева В.В. (доверенность от 15.05.2020), от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу Корниловой Е.С. (доверенность от 30.12.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Бобровой Анжелики Юрьевны на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.01.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020 по делу N А56-95263/2019,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Боброва Анжелика Юрьевна, ОГРНИП 312784724400017, обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, д. 10-12, ОГРН 1047833068931, ИНН 7801267400 (далее - Управление Росреестра), о признании незаконным отказа в государственном кадастровом учёте земельного участка с кадастровым номером 78:1160006078:25, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пр. Энергетиков, д. 70, лит. В, изложенного в уведомлении от 15.07.2019 N 78-0-1-65/3097/2019-37, об обязании Управления Росреестра осуществить кадастровый учёт указанного земельного участка, в связи с изменением вида разрешённого использования земельного участка на "магазины".
Решением суда от 23.01.2020 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 10.06.2020 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Податель жалобы указывает, что ввиду отсутствия в материалах дела межевого плана, нельзя однозначно определить местонахождение и включение объекта в зону, где было бы запрещено запрашиваемое использование данного объекта.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росреестра просит решение и постановление оставить без изменения, соглашаясь с изложенными в них выводами.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель предпринимателя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель Управления Росреестра обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 13.08.2012 серии 78-АЖ N 664540 предпринимателю на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1 502 кв. м с кадастровым номером 78:11:6078:25, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, пр. Энергетиков, д. 70, лит. В, относящийся к категории земель населённых пунктов, имеющий вид разрешенного использования - "для размещения жилого дома (жилых домов)". В отношении участка установлены следующими ограничениями (обременениями) права: охранная зона водопроводных сетей - 372 кв. м, охранная зона канализационных сетей - 250 кв. м, охранная зона сетей связи и сооружений связи - 30 кв. м.
Предприниматель обратился в Управление Росреестра с заявлением от 04.04.2019 N 78-0-1-65/3097/2019-37 о государственном кадастровом учёте изменений земельного участка с кадастровым номером 78:1160006078:25 в связи с изменением вида разрешённого использования объекта, просил установить вид разрешённого использования - "для размещения объектов торговли".
Уведомлением от 09.04.2019 N 78-0-1-65/3097/2019-37 Управление Росреестра сообщило предпринимателю о приостановлении, начиная с 12.04.2019, действий по государственному кадастровому учёту в отношении земельного участка ввиду несоответствия формы и (или) содержания документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав требованиям действующего законодательства. При этом регистрирующий орган указал на то, что вид разрешённого использования земельного участка - "для размещения объектов торговли" не предусмотрен пунктом 2.16.3 Приложения N 7 к Правилам землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утверждённым постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524 (далее - Правила землепользования и застройки).
Предприниматель обратился в Управление Росреестра с заявлением от 27.06.2019 N 78-0-1-65/3097/2019-70 о приёме дополнительных документов, в котором просил изменить вид разрешённого использования земельного участка на "магазины".
Уведомлением от 15.07.2019 N 78-0-1-65/3097/2019-37 Управление Росреестра отказало предпринимателю в осуществлении государственного кадастрового учёта изменений вида разрешённого использования земельного участка на основании статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) в связи с тем, что заявителем не устранены причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учёта. При этом регистрирующий орган сослался на пункты 2.6.3 и 2.6.4 Приложения N 7 к Правилам землепользования и застройки, в которых установлены ограничения для размещения объекта вида разрешённого использования "магазины" (код 4.4).
Считая, что действие Правил землепользования и застройки на спорные правоотношения не распространяется, поскольку право собственности на здание, расположенное на земельном участке, в отношении которого испрашивается изменение вида разрешённого использования, приобретено предпринимателем до вступления в силу Правил землепользования и застройки, испрашиваемый вид разрешённого использования соответствует фактическому использованию земельного участка на протяжении длительного периода времени, ссылаясь на то, что отказа Управления Росреестра в осуществлении государственного кадастрового учёта изменений вида разрешённого использования земельного участка является незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суды посчитали, что оспариваемый заявителем отказ регистрирующего органа соответствует требованиям закона, и отказали в удовлетворении заявления.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Суды обеих инстанций правильно применили к спорным правоотношениям положения Правил землепользования и застройки в редакции, действующий на момент обращения предпринимателя в Управление Росреестра с заявлением о кадастровом учете изменений объекта, и сделали вывод о том, что у регистрирующего органа имелись основания для приостановления государственного кадастрового учёта.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 и пунктом 2 статьи 26 Закона о регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
Как следует из статьи 27 Закона о регистрации, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что с заявлением о государственном кадастровом учёте изменений вида разрешенного использования земельного участка предприниматель представил в регистрирующий орган доверенность, свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок, письмо Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга от 07.03.2019 N 01-21-2-7195, предписание от 22.01.2019 N 25974.
В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования;7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
Согласно пункту 2 указанной статьи границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Как следует из пункта 3 данной статьи, градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Пунктом 4 этой же статьи установлено, что земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Частью 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно части 3 названной статьи изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Исходя из положений, изложенных в пункте 1.4.5 Правил землепользования и застройки, градостроительные регламенты применяются к правоотношениям, возникшим после вступления их в силу.
Поскольку правоотношения сторон, касающиеся кадастрового учёта изменений вида разрешенного использования земельного участка, возникли после обращения предпринимателя с заявлением в Управление Росреестра, суды обеих инстанций правильно применили Правила землепользования и застройки в редакции, действующей на момент обращения.
Суды установили, что земельный участок находится в территориальной зоне ТЗЖ2 (жилая зона среднеэтажных и многоэтажных многоквартирных жилых домов, расположенных вне территории исторически сложившихся районов центральной части Санкт-Петербурга с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры).
Виды разрешенного использования земельного участка, расположенного в указанной территориальной зоне установлены пунктами 2.6.3 и 2.6.4 Приложения N 7 к Правилам землепользования и застройки, согласно которым указанный предпринимателем в дополнительно поданном в регистрирующий орган заявлении вид разрешенного использования земельного участка - "магазины" может применяться только к земельным участкам, примыкающим к красным линиям и (или) улицам, дорогам, площадям, проездам, набережным, бульварам, за исключением внутриквартальных проездов, при отсутствии норм законодательства, запрещающих их размещение.
Суды установили, что принадлежащий предпринимателю земельный участок не примыкает к красным линиям и (или) улицам, дорогам, площадям, проездам, набережным, бульварам, и правомерно сочли, что испрашиваемый заявителем вид разрешенного использования земельного участка - "магазины" не соответствует видам разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом.
Суды правомерно отклонили доводы заявителя как основанные на неправильном толковании приведённых норм права.
Суды обоснованно посчитали, что у Управления Росреестра имелись основания для приостановления осуществления действий по кадастровому учёту, а поскольку заявитель не устранил обстоятельства, препятствующие осуществлению кадастрового учёта изменений в отношении объекта, сделали правильный вывод о том, что оспариваемый заявителем отказ в государственном кадастровом учёте изменений соответствует требованиям закона.
Поскольку нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, сделанные судами выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.01.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020 по делу N А56-95263/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Бобровой Анжелики Юрьевны - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
М. В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.