19 октября 2020 г. |
Дело N А56-34298/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Власовой М.Г., Константинова П.Ю,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу Неделина А.А. (доверенность от 06.05.2020),
рассмотрев 13.10.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гранат-СПб" в лице конкурсного управляющего Иванушкова Сергея Валентиновича на решение Арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.07.2020 по делу N А56-34298/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Гранат-СПб", адрес: 194214, Санкт-Петербург, пр. Энгельса, д. 93, лит. А, кв. 479, ОГРН 1027807985930, ИНН 7816213895 (далее - Общество), в лице конкурсного управляющего Иванушкова Сергея Валентиновича на основании Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон N 68-ФЗ) обратилось в Арбитражный суд Северо-Западного округа с заявлением о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, адрес: 109097, Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1, ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360 (далее - Министерство), в пользу Общества 868 042 руб. 95 коп. компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта по делу N А56-70715/2017/сд.1, а также проценты годовых от указанной суммы компенсации по ключевой ставке Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 3%.
В качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены Министерство и Управление Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу, адрес: 197101, Санкт-Петербург, ул. Котовского, д. 1/10, лит. В, ОГРН 1027806893531, ИНН 7812027792 (далее - Казначейство), Федеральная налоговая служба, адрес: 127381, Москва, Неглинная ул., д. 23, ОГРН 1047707030513, ИНН 7707329152, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу, адрес: 194156, Санкт-Петербург, пр. Пархоменко, д. 13, ОГРН 1047805000253, ИНН 7802036276 (далее - Инспекция).
Решением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.07.2020 в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение от 03.07.2020 как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
По мнению подателя кассационной жалобы, отказ суда в взыскании компенсации по причине отсутствия вины Казначейства и Инспекции в несвоевременном исполнении судебного акта не соответствует положениям пункта 2 статьи 1 Закона N 68-ФЗ, поскольку вина органа или должностного лица, уполномоченного на исполнение судебных актов, не имеет правового значения для разрешения настоящего дела. Кроме того, Общество полагает необоснованным возложение на него обязанности по принятию мер о понуждении следственного органа направить изъятые им в рамках уголовного дела заявки обратно в Казначейство в целях инициирования дальнейших действий по их исполнению, поскольку после прекращения уголовного дела возврат заявок должен осуществлять следователь.
В отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании представитель Инспекции просил отказать в ее удовлетворении, оставить без изменения обжалуемый судебный акт.
Общество, Министерство, Казначейство и ФНС России извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом кассационной инстанции, определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.09.2017 возбуждено производство по делу N А56-70715/2017 о несостоятельности (банкротстве) Общества. Определением суда от 08.11.2017 в отношении Общества введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Иванушков С.В.
В ходе процедуры наблюдения временный управляющий обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий публичного акционерного общества "Промсвязьбанк" по списанию 22.12.2017 с расчетного счета Общества и перечислению на счет Казначейства (Инспекции) 11 820 073 руб. 66 коп. по инкассовому поручению N 314 и 1 132 776 руб. 89 коп. по платежному ордеру N 312 во исполнение решения Инспекции от 02.06.2017. Заявитель также просил применить последствия недействительности сделки и взыскать с Инспекции за счет средств казны Российской Федерации в конкурсную массу Общества 12 952 850 руб. 55 основного долга, 238 829 руб. 27 коп. процентов за пользование денежными средствами в период с 22.12.2017 по 19.03.2018, а также проценты за пользование денежными средствами в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в период с 20.03.2018 по день возврата основного долга.
Определением суда от 28.06.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2018 по делу N А56-70715/2017/сд.1 определение суда первой инстанции от 28.06.2018 отменено, по делу принят новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В целях принудительного исполнения судебного акта по указанному делу в отношении удовлетворенных требований Обществу 03.12.2018 выдан исполнительный лист серии ФС N 028171014, который был предъявлен в Казначейство к исполнению 10.12.2018 в порядке, установленном бюджетным законодательством.
На основании пункта 2 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) Казначейство 14.12.2018 направило Инспекции уведомление о поступлении данного исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
В период с 25.12.2018 по 28.02.2019 по заявлению Инспекции во исполнение определения арбитражного суда от 21.12.2018 исполнение судебного акта по делу N А56-70715/2017/сд.1 приостанавливалось (исполнение возобновлено уведомлением от 01.03.2019).
Инспекция, оформив 18.03.2019 заявки на возврат, направил их в Казначейство.
Старшим следователем следственного отдела по Выборгскому району Рыбачуком В.А. 19.03.2019 в рамках уголовного дела N 11802400022000026 в помещении Казначейства отысканы и изъяты шесть заявок от 18.03.2019 на возврат Обществу 14 095 362 руб. 95 коп., а также СД-Р компакт-диск "Вербатим".
Письмом от 20.03.2019 N 72-02-16/3235 Казначейство сообщило Инспекции о проведенной выемке документов.
Следователь Рыбачук В.А. 20.03.2019 вынесен постановление о признании заявок вещественными доказательствами и приобщении их к уголовному делу, 16.04.2019 - постановление о прекращении уголовного дела в связи с отсутствием события преступления.
Иванушков С.В. обжаловал действия следователя по выемке в Казначействе документов в прокуратуру; постановлением прокурора Выборгского района Данилова П.А. от 25.10.2019 жалоба удовлетворена, поскольку за отсутствием события преступления изъятые заявки более не могли служить средствами для обнаружения преступления и установления обстоятельств уголовного дела.
Согласно пояснениям Казначейства ввиду невозврата правоохранительными органами в Казначейство заявок дальнейшее исполнение Инспекцией исполнительного листа не осуществлялось.
В связи с неисполнением судебного акта по делу N А56-70715/2017/сд.1 и непоступлением денежных средств на счет Общества последнее обратилось в Арбитражный суд Северо-Западного округа с заявлением о присуждении компенсации за неисполнение судебного акта в разумный срок. По расчету Общества срок неисполнения судебного акта по делу N А56-70715/2017/сд.1 на дату подачи заявления составил четырнадцать месяцев.
Суд кассационной инстанции, придя к выводам о надлежащем оформлении Инспекцией соответствующих заявок и направлении их в адрес Казначейства, отсутствии доказательств уклонения Казначейства от исполнения названных и надлежащим образом оформленных исполнительных документов (заявок Инспекции), невозможности исполнения судебного акта в полном объеме в законодательно установленный срок ввиду выемки следственными органами находящихся на исполнении у Казначейства исполнительных документов (заявок Инспекции), отказал в удовлетворении заявления.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В обоснование заявленных требований Общество сослалось на отсутствие у уполномоченных органов уважительных причин для неисполнения судебного акта в установленные законом сроки, нарушение права Общества на исполнение судебного акта в разумный срок вне зависимости от действий (бездействия) и вины государственных органов и должностных лиц, приведшие к необоснованному затягиванию процедуры банкротства Общества и увеличению расходов на ее проведение.
В соответствии со статьей 1 Закона N 68-ФЗ граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в разумный срок могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном названным Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 6.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судопроизводство в арбитражных судах и исполнение судебного акта осуществляются в разумные сроки.
Вопрос о том, нарушено ли право заявителя на исполнение судебного акта в разумный срок, должен разрешаться с учетом оценки конкретных обстоятельств дела, в том числе действий взыскателя и должника, направленных на его исполнение.
Закон N 68-ФЗ распространяется в том числе на случаи, когда судебные акты возлагают на органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих обязанность произвести выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок").
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 154 БК РФ Казначейство осуществляет бюджетные полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с названным Кодексом.
Как следует из положений частей 1 и 2 статьи 242.1 БК РФ, исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с названным Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ), которые направляются судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем в орган Казначейства, в котором должнику по исполнительному документу открыты лицевые счета.
Порядок возврата плательщикам излишне уплаченных (взысканных), подлежащих возмещению сумм налогов за счет средств соответствующих бюджетов урегулирован положениями статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), статьей 160.1, статьей 166.1, 242.1 БК РФ, а также "Порядком учета Казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации", утвержденного приказом Министерства от 18.12.2013 N 125н (далее - Порядок N 125н).
В силу положений пункта 2 статьи 160.1 БК РФ в отношениях, связанных с возвратом излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, налоговый орган выступает администратором доходов бюджета, который, действуя в рамках своих полномочий, принимает соответствующее решение о возврате и представляет поручение в орган Казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166.1 БК РФ Казначейство производит перечисление средств по возврату излишне уплаченных (взысканных) сумм, подлежащих возмещению сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление возврата и сумм процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, в порядке, установленном Министерством.
Согласно пункту 27 Порядка N 125н возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм, подлежащих возмещению сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление возврата и сумм процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, осуществляется на основании заявок на возврат, представленных администраторами поступлений в бюджеты, в срок, не превышающий трех рабочих дней, следующих за днем их представления в орган Казначейства, исходя из сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты.
В соответствии с пунктом 8.5 Порядка N 125н документ действителен для представления в орган Казначейства в течение 10 календарных дней со дня, следующего за днем его составления.
Таким образом, поручения (в рассматриваемом случае - заявки Инспекции) на возврат денежных средств, оформленные Инспекцией в порядке пунктов 7 и 8 статьи 176 НК РФ, в силу положений статей 160.1 и 166.1 БК РФ являются для органов Казначейства исполнительными документами, срок действия которых в силу пункта 8.5 Порядка N 125н ограничен.
Как установил кассационный суд, во исполнение постановления Тринадцатого арбитражного суда от 13.11.2018 по делу N А56-70715/2017/сд.1 Инспекцией сформированы и направлены в Казначейство заявки на возврат денежных средств.
Обстоятельства надлежащего исполнения Инспекцией обязанностей, предусмотренных налоговым и бюджетным законодательством, подтверждены также определением суда от 09.12.2019 по делу N А56-70715/2017/сд.1.
Письмом от 20.03.2019 N 72-02-16/3235 Казначейство информировало Инспекцию о невозможности исполнения исполнительных документов ввиду действий следственных органов, связанных с уголовным расследованием, и вынесения 19.03.2019 постановления о выемке заявок.
Поскольку доказательства направления следственными органами после принятия 16.04.2019 постановления о прекращении уголовного дела спорных заявок обратно в Казначейство, а также бездействия Инспекции и Казначейства по исполнению постановления от 13.11.2018 по делу N А56-70715/2017/сд.1 в материалах дела отсутствуют, кассационный суд применительно к установленным им обстоятельствам исходя из положений бюджетного законодательства и Порядка N 125н обоснованно указал на невозможность оформления двух исполнительных документов и отсутствие у налогового органа права до возврата прежней заявки повторно оформлять и направлять в Казначейство заявку на возврат Обществу спорной суммы, в свою очередь Казначейство (в отсутствие оригинала заявки) лишено возможности возвратить ее Инспекции для отмены и оформления новой заявки.
Согласно части 2 статьи 1 Закона N 68-ФЗ компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В силу части 2 статьи 222.8 АПК РФ при рассмотрении заявления о присуждении компенсации, указанной в части 1 этой статьи, арбитражный суд устанавливает факт нарушения права заявителя на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в заявлении, содержания принятых судебных актов, из материалов дела и с учетом поведения заявителя и других участников арбитражного процесса, достаточности и эффективности осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта.
Оценив обстоятельства настоящего дела и представленные в него доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, суд округа отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований, поскольку пришел к выводу о надлежащем оформлении Инспекцией соответствующих заявок и направлении их в адрес Казначейства в соответствии с требованиями статьи 176 НК РФ и отсутствии доказательств уклонения Казначейства от исполнения указанных заявок. При этом суд указал, что выемка следственными органами заявок Инспекции, находившихся на исполнении у Казначейства, исключала возможность исполнения судебного акта в полном объеме в законодательно установленный срок.
Таким образом, задержка была вызвана необходимостью соблюдения со стороны Казначейства части 4 статьи 21 и части 1 и 3 статьи 183 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Ввиду доказанности факта изъятия следственными органами документов, на основании которых Казначейство должно было перечислить Обществу из бюджета денежные средства, отсутствия у Казначейства реальной возможности осуществить эти действия, невозможности проведения проверки законности и обоснованности процессуальных действий следователя по возбуждению уголовного дела, как и продолжительности производства по такому делу в рамках настоящего дела в силу положений главы 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции в отсутствие доказательств направления Обществом заявлений (запросов) в следственный отдел по Выборгскому району об истребовании и направлении в Казначейство изъятых по постановлению от 19.03.2019 заявок на возврат денежных средств для дальнейшего исполнения постановления от 13.11.2018 по делу N А56-70715/2017/сд.1 обоснованно отказал в удовлетворения заявления Общества, поскольку осуществление Инспекцией и Казначейством действий, на которых оно настаивало, нивелировали бы действия, осуществленные следственными органами в рамках иного процессуального законодательства.
Поскольку при рассмотрении дела нормы материального права применены судом первой инстанции правильно и нормы процессуального права не нарушены, оснований для отмены судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.07.2020 по делу N А56-34298/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гранат-СПб" в лице конкурсного управляющего Иванушкова Сергея Валентиновича - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Судьи |
В.В. Дмитриев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.